Найти тему
Iran Magazine

История персидских ковров

Персидские ковры – это одни из самых известных и узнаваемых ковров ручной работы в мире. Они являются символом персидской культуры и государства Иран. Ковроткачество в Иране имеет богатую историю, которая насчитывает более двух тысяч лет.

Как невозможно представить иранский дом без ковра, так невозможно представить Иран без фамильных мастерских по изготовлению ковров.

Ковроткачество – больше, чем просто ремесло. Для Ирана это неотъемлемая часть персидской культуры и искусства. В 2010 году мастерство изготовления персидских ковров было включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

-2

Искусство изготовления ковров процветает по всему Ирану. Самобытные и аутентичные ковры делают кочевые племена на севере и юге страны. Роскошные шелковые ковры изготавливались на королевских мануфактурах специально для шахского двора. Фамильные мастерские во всех городах Ирана десятилетиями передают секреты ковроткачества из поколения в поколение.

-3

Все иранские ковры разные по стилю, орнаментам и материалам, но в то же время отражают единые традиций, историю и культуру Ирана. Узоры и дизайны персидских ковров сотканные в Тебризе, Кермане, Мешхеде, Кашане, Исфахане, Наине и Куме заложили художественную традицию не только для Ирана, но и для всего ближневосточного региона.

-4

Персидские ковры ручной работы считались предметами высочайшей художественной ценности, роскоши и престижа с тех пор, как они впервые были упомянуты древнегреческими писателями. Современные мировые эксперты в области искусства согласны. Слова «ковер» и «Иран» являются почти синонимами в любом языке, ковры — это очевидный символ поэтической роскоши. Что же делает персидские ковры такими популярными во всем мире?

Оригинал этой статьи размещен у нас на сайте iranmag.ru

История персидских ковров

Шерстяные ковры ручной работы, которые изготавливают кочевники Кашкай в иранской провинции Фарс
Шерстяные ковры ручной работы, которые изготавливают кочевники Кашкай в иранской провинции Фарс

Когда и где появились первые ковры, доподлинно неизвестно. Но мы точно знаем, что в каждом регионе история ковроткачества начиналась примерно одинаково.  Привычные нам тканные ковры произошли от более простых напольных покрытий, которые делали из войлока и растительных волокон метолом ткачества и прядения. Тканые или плоскотканые ковры изготавливаются путем плотного переплетения нитей основы и утка, в результате чего получалась плоская поверхность без ворса.

В дальнейшем эта техника развилась в петлевое ткачество, когда на нитях основы ткач формировал петельки, создающие подобие ворса. В дальнейшем появились привычные нам ворсовые ковры, когда на нитях основы завязываются узелки.

-6

В исторических летописях сохранилось немало упоминаний персидских ковров, что лишний раз подчеркивает их многовековую значимость в мировой культуре. Одно из самых ранних упоминаний можно проследить до династии Ахеменидов, которая правила в Древней Персии около 500 г. до н. э.

-7

Древнегреческий историк Ксенофонт в своей книге «Анабасис» описал роскошь персидских ковров, отметив их использование для украшения и богатства персидских домов. Он также отмечал древнеперсидский город Сард, который прославился своими коврами, по которым имел право ходить только шах. Другой античный историк и географ Страбон описывал период завоевания Персии Александром Македонским, упоминая, что перед его ложем расстилались длинноворсовые пурпурные персидские ковры с вытканными животными.

Пазырыкский ковер – самый древний ковер в мире

-8

Удивительно, но самый древний ворсовой ковер в мире был найден в Алтайских горах в Сибири. В 1929 году археологи Сергей Руденко и Михаил Грязнов начали исследование курганов над могилами знатных кочевых вождей на восточной границе России с Монголией возле деревни Пазырык. Среди прочих находок был найден удивительно сохранившийся ярко-красный ковер почти квадратной формы.

Центральное поле ковра заполнено орнаментом из схематизированных цветочных мотивов, заключенных в квадратные рамки, а на окаймляющих центр бордюрах изображены грифоны, всадники и лани. В цветовой гамме ковра преобладает темно-красный; присутствуют также желтый, синий, светло-голубой и беловато-кремовый оттенки.

-9

Исследования ворса показали, что для окраски волокон древние мастера использовали как растительные красители — крапп, получаемый из марены, и индиго, так и пигменты животного происхождения — кармин и кермес, добываемые из кошенильных червецов, и даже редкий и дорогой пурпур.

-10

Художественная и стилистическая экспертиза указывают на то, что Пазырыкский ковер, скорее всего, имеет иранское происхождение и принадлежит эпохе Ахеменидов. Так, например, ковер соткан симметричным двойным узлом торкибаф, который был широко использован персами. Плотность ковра тоже очень высока – 3600 узелков на квадратный дециметр. Это очень высокая плотность, что в сочетании с замысловатыми узорами и богатой расцветкой свидетельствует о роскоши и о том, что, скорее всего, ковер был иностранным подарком или военным трофеем.

-11

Существует гипотеза, что женщина, похороненная в алтайском кургане вместе с военным вождем, была его женой. В кургане вместе с парой были погребены упряженный конь, ковер, который, вероятно, был седлом, а так же мидийские войлочные ткани на черпаке коня. Можно предположить, что погребенная женщина – жена вождя и мидийская принцесса. А ковер – брачный дар от Мидии, которая на тот момент входила в состав Персидской Империи.

Персидские ковры эпохи Ахеменидов

-12

Пазырский ковер на сегодняшний день единственный персидский ковер возрастом больше 2500 лет, который сохранился со времен эпохи правления персидской династии Ахеменидов (500 год до нашей эры – 200 год нашей эры).

Империя Ахеменидов оказала большое влияние на эволюцию персидских ковров. Шелковые и шерстяные ковры, изготовленные в этот период, характеризовались изысканным мастерством и замысловатыми узорами. Эта ранняя традиция ковроткачества заложила основу для будущих дизайнов и техник персидских ковров, которые позже определили форму искусства, какой мы ее знаем сегодня. Но к большому сожалению эти ковры до наших дней не сохранились.

-13

Пазырык – редчайшее исключение. Особый микроклимат Алтайского кургана, напоминающий вечную мерзлоту, образовался случайно в результате древнего разграбления, допуска влаги во внутреннюю полость захоронения и своеобразную консервацию. Пазырский ковер сохранился практически без утрат, и мы можем легко распознать оригинальные узоры и орнаменты, которые задумал ткач. Более того, почти в первозданном виде дошла и цветовая гамма ковра. Необычайно яркие красные, пурпурные и золотые нити сохранили свой цвет благодаря технологии ферментации, которой подвергались нити перед окрашиванием.

-14

Широкое распространение и большую ценность персидских ковров этого периода можно проследить в сохранившихся письменных источниках. Особое внимание коврам из Персии уделял греческий автор Ксенофонта в книге “Анабасис”. Там он многократно упоминает персидские ковры в контексте роскоши и дипломатического значения:

«Во время его встречи с Тимасионом Дарданцем, как говорили, он обладал драгоценными персидскими чашами для питья и роскошными коврами» (Ксен. анаб. VII.3.18). «Тимасион, в знак доброй воли, подарил ему серебряную чашу и ковер стоимостью в десять мин» (Ксен. анаб. VII.3.27).

Описания Ксенофонта подчеркивает ценность персидских ковров в качестве дипломатических подарков. Точная техника плетения этих ковров остается загадкой, были ли они ворсовыми или изготовлены с использованием других методов, мы точно не знаем. Однако интригует то, что самое раннее упоминание персидских ковров в мировой литературе сразу же связывает их с роскошью, престижем и дипломатией.

Персидские ковры эпохи Сасанидов

-15

Сасанидская империя пришла на смену династии Ахеменидов и процветала, как одна из доминирующих держав на протяжении более 400 лет. Ее влияние Сасанидов на мировую историю можно сравнить с влиянием знаменитой Византийской империей. Географически сосредоточенная вокруг границ Ахеменидов со столицей в Ктесифоне, династия Сасанидов приняла зороастризм в качестве государственной религии.

-16

Точное происхождение персидского ворсового ковра и ковроткачества в эту эпоху остается окутанным тайной. Однако знания о ковроткачестве и подходящих дизайнах напольных покрытий были доступны по всему региону, охватывающему Византию, Анатолию и Персию. Анатолия, расположенная между Византией и Персией, находилась под римским владычеством с 133 г. до н. э., выступая как географическим, так и политическим мостом, соединяющим Восточную Римскую империю и Персидскую империю.

-17

Эта взаимосвязь способствовала обмену художественными стилями и декоративными мотивами, что очевидно в мозаиках и архитектуре римской Антиохии.

В период Сасанидов ткачество и вышивка были хорошо известными ремеслами. Но отличительном достижением в ковроткачестве периода правления этой династии определенно было производство и использование шелка. Долгое время монополистом в сфере производства шелка и шелковых тканей был Китай, а затем Индия. Персия получала шелк-сырец из Бухары и Самарканда, куда китайские караваны стали приходить с конца II века, и только при императоре By-Ли, в начале нашей эры, был открыт постоянный караванный путь, защищенный рядом крепостей, через пустыни Гоби, Тарим и Памир.

-18

В настоящее время трудно указать пункты переработки китайского шелка в Сасанидской Персии. Можно лишь предполагать, что одним из крупных центров такой переработки была провинция Хузестан, в городах которой издревле процветало ткацкое производство.

-19

При дворах персидской знати имелись особые ткацкие заведения, называемые “тирац” (tiraz), где производилась обработка шелка и выделка тканей. Изысканные сасанидские шелковые ткани вывозились в Европу, где сохранились в церквях, использусясь в качестве покрытий для реликвий, а также были обнаружены в тибетских монастырях.

Ковер Бахарестн – весенний ковер царя Хосрова I

Персидский ковер 17 века из города Керман с традиционным узором “Райский сад”. Сейчас находится в Музеи Глазго.
Персидский ковер 17 века из города Керман с традиционным узором “Райский сад”. Сейчас находится в Музеи Глазго.

Что касается шелковых персидских ковров, то самым известным (хотя и не самым древним) является Весенний ковер царя Хосрова. Ковер Бахарестан, также известный как “Зимний ковер” и “Весенний сад” – ныне утерянный, но сохранившийся в исторических свидетельствах ковер царя Хосрова I из династии Сасанидов. Он, скорее всего, покрывал пол большого аудиенц-зала Так Касра, айвана в сасанидской столице Персидской империи – городе Ктесифоне.

-21
Читайте также - Что случилось с самым дорогим персидским ковром в мире?

Длина и ширина ковра составляли 27 м. Сотканный из шелка, золота, серебра и редких камней, на ковре был изображен один из классических персидских сюжетов – райский сад. Примечательно, что рассказ историка Ат-Табари о ковре «Весна Хосрова», захваченном в качестве добычи арабскими завоевателями в 637 году нашей эры, подразумевает, что ковер мог быть не ворсовым из-за его сложного дизайна и вышивки драгоценными камнями.

Над созданием ковра трудились 24 мастера и все вместе они потратили 8 лет на вплетение в узор коврара золотых и серебряных нитей, а так же на вышивку изумрудами и жемчугом. В арабских источниках он описывался так:

По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными шелковыми нитями, а также самоцветами. Нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями, изумрудами — яркость весенней травы. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком.

Предания повествуют, что, когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу, так точно было передано мастерами пробуждение природы. Воображение любующегося ковром разыгрывалось, и слышался плеск воды, вышитой прозрачными драгоценными камнями, опьянял аромат цветов, манила свежесть плодов, слышался шум ветра, играющего с листвой деревьев.

-22

Преемники царя Хосрова хранили ковер как зеницу ока. Но, увы, в середине VII века царство Сасанидов пало под ударами арабов – агрессивные кочевники, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощенной войнами с Византией.

Когда столица персидской империи город Ктесифон пал под натиском арабов в 637 году, ковер оказался слишком тяжелым, чтобы в спешке вывезти его. И персы оставили его во дворце. Так Весенний ковер царя Хосрова Первого был захвачен арабами.

Золотой век персидских ковров

Охотничий ковер работы Гият-уд-Дина Джами, шерсть, хлопок и шелк, 1542-1543
Охотничий ковер работы Гият-уд-Дина Джами, шерсть, хлопок и шелк, 1542-1543

Исламский Золотой Век, охватывающий период с VIII по XIV век, оказал глубокое влияние на мир ковроткачества. Этот период невероятного интеллектуального, культурного и экономического роста ознаменовался значительными достижениями в методах и дизайнах, используемых мастерами персидских ковров.

По мере того, как исламский мир расширялся и впитывал разнообразные художественные влияния, ткачи экспериментировали с новыми материалами, методами ткачества и техниками окраски, что привело к производству все более сложных и замысловатых изделий.

-24

Геометрические узоры, цветочные узоры и каллиграфические надписи стали преобладать в дизайне ковров, демонстрируя мастерство и креативность ремесленников. Использование арабески, высоко стилизованного мотива, основанного на переплетающихся растениях и геометрических формах, стало отличительной чертой исламского искусства и широко использовалось в дизайне персидских ковров в средние века.

-25

По мере того, как исламский мир расширялся посредством торговли и завоеваний, ковроткачество распространялось по всему Ближнему Востоку и за его пределами. Такие регионы, как Анатолия, Кавказ и Северная Африка, разработали свои собственные отличительные стили и традиции ковроткачества, на которые повлияли местные культуры и художественный обмен, облегчаемый торговыми сетями.

-26

Шелковый путь сыграл значительную роль в распространении методов, материалов и дизайнов ковроткачества, что привело к большему разнообразию стилей и узоров по всему региону.

Персидские ковры при династии Сефевидов

Персидский ковер около 1600 гг
Персидский ковер около 1600 гг

Часто рассматриваемая как зенит персидского ковроделия, династия Сефевидов (1501-1736) стала свидетелем впечатляющего возрождения в искусстве ткачества. Правители Сефевидов, особенно шах Аббас I, были страстными покровителями искусств и проявляли живой интерес к развитию ковроделия.

-28

Шах Аббас превратил ремесло в престижную отрасль, основав королевские мастерские и привлекая лучших мастеров со всей империи. Покровительство двора Сефевидов привело к производству великолепных ковров, которые не только украшали полы дворцов и мечетей, но и стали востребованными дипломатическими подарками и ценными товарами для торговли.

При Сефевидах такие города, как Керман и Кашан, процветали как важные центры ковроткачества. Керман , город на юго-востоке Ирана, прославился своими замысловатыми, плотно сплетенными коврами с замысловатыми цветочными узорами и богатой палитрой цветов.

Базар в иранском городе Кашан
Базар в иранском городе Кашан

Кашан, расположенный в центральном Иране, также приобрел известность благодаря своим тонким шелковым коврам, которые часто отличались медальонными узорами, нежными цветочными мотивами и изысканным мастерством. Покровительство двора Сефевидов и интенсивная конкуренция между центрами ковроткачества способствовали созданию среды инноваций и художественного совершенства, подняв персидские ковры на небывалую высоту.

Ковер Ардабиль и ковер Шейха Сафи

-30

Эпоха Сефевидов создала некоторые из самых знаковых и знаменитых ковров в истории, такие как ковер Ардебиль и ковер Шейха Сафи. Эту пару можно назвать одними из самых известных ковров в мире. В середине XVI века во времена правления Сефевидского шаха Тахмаза I было соткано два ковра в городе Тебриз для святилища Ардебиля. Долгое время они там и находились, но стали сильно изношенными и в 1890 году были проданы британскому коллекционеру, а тот в свою очередь продал ковры музею Виктории и Альберта в Лондоне в 1893 году за 2000 фунтов.

Ковер Ардебиль является шедевром персидского ковроткачества. Ковер размером 34,5 x 17,5 футов с ошеломляющими 26 миллионами узлов, имеет центральный медальон, сложный решетчатый дизайн и изысканную кайму, которые отражают вершину искусства Сефевидов.

Дизайн центрального медальона напоминает дизайн внутренней стороны купола мечети Шейха Лотфоллы в Исфахане, с два образца ламп разного размера, окружающие дизайн, теперь рассматриваются как преднамеренное использование графической перспективы, если смотреть с конца с меньшей лампой, они кажутся одинаковыми по размеру.  Бордюр из картушей, наполненных орнаментом и каллиграфией, что добавляет еще больше деталей к уже выполненному стилю.

-31

На коврах есть надпись – куплет из газели персидского мифического поэта Хафиза Ширази и подпись. Надпись гласит:

“У меня нет убежища в мире, кроме твоего порога… Нет никакой защиты для моей головы, кроме этой двери… Работа слуги порога Максуда из Кашана в год 946.”

Максуд, вероятно, был придворным чиновником, ответственным за изготовление ковра, а не слугой в прямом смысле слова. Не удивляйтесь дате. В Иране до сих пор используется иранский календарь, и перевод этой даты в христианский календарь показывает, что ковер был соткан примерно в 1539–40 годах во время правления шаха Тахмаспа, одного из великих покровителей ковроткачества.

Ардебильский ковер был оригинальным по дизайну, хотя и в стиле некоторых других персидских ковров того же периода. В будущем этот узор станет многократно копироваться в разных размерах от небольших молитвенных ковриков до полноразмерных ковров. Персидскийковер с орнаментом Ардебиль даже войдет в моду. Например, именно такой персидский ковер есть на Даунинг-стрит в офисе премьер-министра Великобритании. Аналогичный ковер имел и Адольф Гитлер в своем офисе в Берлине.

Влияние Османской империи и империи Великих Монголов

Османская империя, охватывающая три континента с XIV по начало XX века, оказала глубокое влияние на производство и торговлю коврами. По мере того, как османы расширяли свои территории, они впитывали различные культуры и художественные традиции, что привело к развитию особого и богато разнообразного наследия ковроделия.

-32

Османский двор был значительным покровителем искусств, способствуя процветающей отрасли искусных ткачей и мастеров-ремесленников. Кроме того, стратегическое расположение империи способствовало экспорту ковров в Европу и за ее пределы, увеличивая их популярность и спрос. Большинство персидских ковров, попавших в европейские города были отправлены именно через Османскую империю.

Османские ковроделы многое почерпнули у персидских ткачей, постепенно формируя собственную технику ковроткачества, которая отличается их от персидских и среднеазиатских коллег. Османские (турецкие) ковры часто представляют собой сочетание геометрических и криволинейных узоров со стилизованными мотивами, такими как медальоны, звезды и цветочные узоры. Цвета, используемые в османских коврах, как правило, яркие и смелые, с преобладанием красного, синего и желтого цветов.

-33

Кроме того, османские ковры обычно ткутся с использованием турецкого узла, или Gördes, который отличается от персидского узла Senneh. Турецкий узел более прочно фиксирует нить на основе, что позволяет создавать ковры для помещений с высокой проходимостью, а так же позволяет создавать любимые турецкими мастерами геометрические узоры с четко очерченными линиями и звездами. 

Натуральный блеск шелкового персидского ковра
Натуральный блеск шелкового персидского ковра

Отличие персидских ковров – мастерское использование шелка, который используется для создания блеска и яркости. А в турецких коврах исторически отдавали предпочтение шерсти.

-35

Империя Великих Моголов, правившая Индийским субконтинентом с начала XVI до середины XIX века, оказала значительное влияние на развитие индийских методов ковроткачества. Моголы, сами по себе выходцы из Центральной Азии и Персии, привезли в Индию персидских ремесленников и ткачей, которые привнесли в регион новые методы ткачества и дизайны. В результате индийские ковры стали представлять собой слияние традиционных индийских и персидских стилей, что привело к созданию уникальной и изысканной формы ковроткачества.

-36

Под покровительством императоров Моголов в Индии процветали несколько центров ковроткачества, такие как Агра, Джайпур и Кашмир. Агра, бывшая столица империи Моголов, прославилась своими замысловатыми и тонко сотканными коврами с криволинейными узорами и цветочными мотивами.

-37

Джайпур, еще один известный центр ковроткачества, известен своими изысканными коврами, сотканными из высококачественной шерсти и шелка, демонстрирующими замысловатые узоры и яркие цвета. Кашмир, расположенный в самом северном регионе индийского субконтинента, имеет давнюю традицию ковроткачества, которая была еще больше усовершенствована при правлении Моголов.

-38

Кашмирские ковры славятся своей мягкостью, замысловатыми узорами и использованием высококачественных материалов, таких как шелк и пашмина. Ковры часто представляют собой гармоничное сочетание персидских и индийских мотивов с акцентом на цветочные узоры и стилизованных животных.

-39

Ковры Моголов характеризуются уникальным слиянием персидских и индийских мотивов. Эти ковры часто демонстрируют сочетание персидских элементов, таких как сложные цветочные узоры, медальоны и арабески, наряду с традиционными индийскими мотивами, включая слонов, павлинов и другую местную флору и фауну. Результатом является отчетливо богатое и разнообразное художественное выражение, которое отражает культурный синтез империи Моголов.

Современная эпоха персидских ковров

-40

В 20 веке европейские художественные течения, такие как ар-деко, баухаус и ар-нуво, оказали значительное влияние на дизайн персидских ковров. Они ввели новые цветовые концепции, узоры и отход от традиционных мотивов. В результате производители персидских ковров начали экспериментировать с дизайнами, включающими абстрактные формы, смелые цвета и минималистские композиции, отражая меняющиеся вкусы и предпочтения новой эпохи.

-41

Не смотря на развитие технологий станочного ковроткачества, обилие синтетических красителей и возможность создавать дешевые промышленные ковры с узорами, запрограммированными на компьютере, всю историю современного Ирана наблюдается неугасаемый интерес к традиционным методам изготовления персидских ковров.

-42

Потребители и коллекционеры в равной степени ценят мастерство и наследие, связанные с персидскими коврами ручной работы и готовы платить за это огромные деньги. Многие иранские производители ковров теперь сочетают проверенные временем методы с современным дизайном, создавая уникальные и инновационные изделия, которые удовлетворят широкий спектр вкусов. Это слияние традиций и современности вдохнуло новую жизнь в иранское ковроткачество, обеспечив его постоянную актуальность и привлекательность в 21 веке.

-43

Сегодня персидские ковры ручной работы по-прежнему пользуются большим спросом за свою красоту, артистизм и культурную значимость, являясь свидетельством непреходящей привлекательности этого древнего ремесла.

Персидские ковры ручной работы имеют богатую и легендарную историю, которая охватывает тысячелетия, отражая художественное мастерство и культурное наследие Ирана. С первых дней ковроделия до современной эпохи эти ковры развивались и адаптировались к меняющимся вкусам, влияниям и технологиям, оставаясь верными своим корням. Их непреходящее наследие является свидетельством мастерства, страсти и преданности поколений ковровщиков, которые сохранили эту древнюю форму искусства.

-44

Персидские ковры продолжают иметь значительную культурную и художественную ценность в современном обществе. Они не только служат функциональными предметами, которые улучшают эстетику пространства, но и являются средством сохранения и чествования богатого наследия. Как символы истории, искусства и мастерства, персидские ковры ручной работы остаются высоко ценимыми, обеспечивая ощутимую связь с прошлым и являясь источником вдохновения для будущих поколений.

Больше интересного про Иран у нас на сайте - https://iranmag.ru/

Подпишитесь на наши соцсети