Найти тему

История развития комикса как вида искусства

По общепризнанному определению комикс – рисованная в картинках история. Этот вид искусства известен нам сейчас во многих своих вариациях, однако, прототип комикса восходит ещё к наскальным рисункам, а распространяется в середине XVIII века.

комикс. источник: https://artshots.ru/48877-komiksy-russkie-kartinki
комикс. источник: https://artshots.ru/48877-komiksy-russkie-kartinki

Конечно, наскальную живопись можно назвать комиксом лишь с большой оговоркой. Первобытные люди украшали стены пещер рисунками, часто имеющими определённое сакральное значение. Например, когда им нужна была удача на охоте, они создавали такой сюжет, который бы олицетворял их успех. Фактически, это были истории, имеющие сюжет и персонажей. К этому опыту обращались и в Древнем Египте: на стенах гробниц и хамов много росписей с сюжетом и текстом, а на Руси в XIII веке большое распространение получили житийные иконы. В их центре обычно располагалось изображение святого, а вокруг него – сюжеты, повествующие о его жизни. Колонна Траяна тоже в некоторой мере комикс: лента событий, идущих друг за другом.

Другой «главой» в истории комикса был лубок. Это такой вид графики, который представляет собой изображение с подписью и отличается доступными образами и простым и понятным сюжетом. Искусство лубка появилось ещё в Китае и получило большое распространение при династии Сун (960—1279 года). Там оно называлось Няньхуа. Существует несколько видов няньхуа: картины благопожелательного содержания, картины на религиозные, историко-литературные и политические темы, «театральные» картины и так далее. В Россию и Европу лубок приходит значительно позже: примерно в XV-XVI веках. Как самый понятный вид искусства, лубок использовался в качестве средства агитации, например, во время Крестьянской войны в Германии. В XVI-XVII века «рассказы в картинках» в Европе стали называться аллилуями из-за их религиозной направленности: жития святых украшались красочными картинками и текстами. В Россию же этот вид искусства пришёл из Франции и Нидерландов, а затем в XIX веке превратился в те комиксы, к которым мы привыкли сейчас.

Уже в первой трети XVIII века в историях в рисунках начинают появляться юмор и сатира. Например, гравюры английского художника Уильяма Хогарта обличали пороки современного для того времени общества и были чрезвычайно популярны. Среди его самых известных серий можно выделить «Карьеру проститутки», «Карьеру жмота», «Модный брак». В начале XIX века форма комикса стала появляться уже на страницах газет. Одной из наиболее популярных фигур этого времени был Вильгейм Буш с его знаменитой историей «Макс и Мориц», повествующей о двух маленьких хулиганах. Серия альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена, созданная Родольфом Тёпфером тоже была достаточно знаменита. С середины 50х годов XIX такие рисованные истории стали называть мультфильмами, однако из-за их комического характера со временем название сменилось на «комиксы».

Следующей ступенью в развитии комикса считается изобретение фотогравюры, которая позволила печатать в газетах большое количество картинок. С этого момента эта форма искусства начинает очень активно развиваться. Первый цветной комикс был выпущен в газете The New York World в 1893 году, а его создателем был Джозеф Пулитцер. Публика одобрила новый формат, так что графические истории стали активно печататься. Пожалуй, всемирным центром комиксов стали США.

Первым американским комиксом стал «Медвежонок и тигр», вышедший в 1892 году. Среди особо полюбившихся публике «молодых» произведений был и «Жёлтый малыш». В XX веке комикс уже стал одним из самых популярных форм массового искусства, а основным его жанром стали приключения. В «Золотой век», длившийся примерно с 1938 по 1955 годы, появился Супермен, чей образ создали Джерри Сигел и Джозеф Шустер. Успех Супермена был ошеломительным, а вслед за ним стали выходить на арену другие сверхлюди, такие как Бэтмен и Капитан Америка. Однако пришла Вторая мировая война, которая тоже оказала огромное влияние на этот вид искусства. Например, супергерои начали бороться со странами Оси, с фашизмом, появились новые персонажи, связанные с появлением ядерной энергией (Атомный человек). Комиксы имели и практическое значение: например, во время Великой депрессии они помогали людям поднимать настроение, а в годы Второй мировой сохранять надежду и боевой дух, что было очень важно. Со спадом популярности супергероев подходил конец Золотого века комикса и наступал Серебряный. За это время на мировую арену выходит «Марвел», а также создаются «Фантастическая четверка», «Человек-паук», Халк, Тор, Железный Человек и многие другие. С 1973 года начинается период Бронзового века комикса, во время которого появляются сюжеты актуальные и по сей день: алкоголизм, загрязнение окружающей среды. Сюжеты становятся намного реалистичнее. Считается, что с 1986 года уже наступает эпоха современности в истории развития комикса как вида искусства. В это время в комиксах появляются антигерои, чаще встречаются мрачные сюжеты, активно набирает популярность восточный комикс. В начале XXI века в производство комиксов стали вводить современные технологии, а также появилась техника создания комикса, соединявшая написание маслом и карандашом с компьютерной графикой.

Сейчас комикс все также является одной из самых популярных форм массового искусства, которая запечатлевает и события нынешнего времени, и историю, и классическую литературу, и фантастику.