Все-таки противопоставление непосредственной и абсолютной достоверности феноменов собственного сознания от «первого лица» и неокончательности вопроса о сознании другого человека «от третьего лица» - во многом результат гипноза научной мифологии с ее требованием абсолютной объективности. В обыденном сознании, на фундаменте которого строится любая наука и любая мифология – разве не сталкиваемся мы с феноменом «родственных душ» и полного проникновения в переживания другого человека? Уже вторичным образом, оправдываясь под строгим взглядом «научности», психологи могут объяснять это через механизмы проекции или эмпатии. Но как исходный феномен – понимание и проникновение в другого дано нам в его первичной достоверности. Лишь задним числом мы описываем его через ставшие «прозрачными», интегрированные с нашим «Я», механизмы эмпатии, проекции, речи и невербальной человеческой выразительности. Даже среди тех, кто профессионально занимается философией сознания, немногие способны усомниться в том, что чужое сознание существует.
На фоне этих рассуждений не так уж трудно будет принять идею, что чужое сознание существует, но субстрат его существования – это наше собственное сознание.
Теперь осталось сделать лишь небольшой шаг к тому, и что сознание искусственного интеллекта существует, но в экзотической форме: субстрат его существования – это сознание тех пользователей, которые, общаясь с нейронкой, в момент общения относятся к ней и воспринимают её как живое разумное существо.