Найти тему

Развитие в 1 год.

Оглавление

Все мы знаем, что первый год – важное время в жизни ребенка. За этот период он многому обучается. Родители должны внимательно следить, как развивается малыш, чтобы вовремя выявить возможные отклонения от нормы и принять меры по их устранению.



Базовые навыки малыша

К концу первого года малыш уже довольно хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Что должен уметь ребенок в год:

  • уверенно сидеть, быстро ползать на четвереньках, стоять и передвигаться, держась за опору;
  • ходить по лестнице, держась за руку взрослого;
  • катать по полу и бросать мяч, играть с различными игрушками;
  • подражать действиям взрослых;
  • испытывать такие эмоции, как радость, страх, удивление, гнев, настороженность;
  • проявлять осторожность в незнакомой обстановке (например, пытаться разыскать маму, если она выпала из поля зрения);
  • выполнять несложные просьбы (что-то принести, дать, положить на место);
  • проявлять интерес к сверстникам.

В годовалом возрасте дети активно исследуют мир. Они осматривают, ощупывают и пробуют на вкус окружающие предметы. Открывают шкафы, залезают на диван, с интересом изучая каждый уголок род ного дома.

-2

Социальное развитие

В возрасте одного года малыш уже хорошо знает маму и других членов семьи, узнает их лица и голоса. При появлении близкого человека он проявляет позитивную эмоциональную реакцию. Свои чувства выражает с помощью улыбок, объятий и поцелуев.

Ребенок испытывает привязанность к членам семьи, вещам, которые его окружают. У него появляются любимые игрушки, с которыми он редко расстается.

К посторонним людям кроха относится с настороженностью, может побаиваться и даже плакать при их появлении. Это естественная реакция на незнакомцев, особенно на людей с необычной внешностью, грубым или громким голосом.

Ребенок в годик знает некоторые социальные жесты (например, помахать рукой на прощание или послать воздушный поцелуй) и повторяет их за взро слыми.

-3

Развитие моторики

Годовалые малыши активно познают окружающий мир, поэтому их моторные навыки быстро совершенствуются. В один годик ребенок должен уметь делать следующее:

  • собирать и разбирать пирамидку из нескольких крупных колец;
  • ставить два кубика друг на друга;
  • складывать предметы в коробку;
  • играть с сортерами (кубиками с прорезями для фигурок разной формы);
  • катать по полу и подбрасывать мячик;
  • брать крупные предметы одной рукой;
  • брать небольшие предметы двумя пальцами;
  • играть с водой (зачерпывать ее ложкой, переливать);
  • открывать дверцы шкафчиков, выдвигать ящики, доставать оттуда вещи и класть их обратно.

Малыш активно копирует действия взрослых («разговаривает по телефону», «варит кашу», как мама, «бреется», как папа), тем самым приобретая новые навыки. Психомоторное развитие напрямую связано с речевым.

-4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

К концу первого года жизни ребенок уже хорошо понимает речь взрослых и проявляет эмоциональную реакцию на голос. Он запоминает новые слова и активно пополняет свой словарный запас. К годику малыш уже умеет произносить некоторые слова («мама», «папа», «баба», «дай»).

Сложные слова кроха сокращает (например, «корова» – «му», «кошка» – «мяу-мяу»). Если ребенок еще ничего не говорит, беспокоиться не нужно. Это тоже является разновидностью нормы.

К концу первого года ребенок должен уметь:

  • отвечать на простые вопросы (например, «хочешь кушать?»);
  • знать свое имя и откликаться на него;
  • по просьбе взрослого показывать знакомые действия (топать ножкой, улыбаться, махать ручкой);
  • активно лепетать, произносить звуки, пытаться повторять новые слова.

Чем больше родители разговаривают с крохой, тем быстрее развиваются его речевые навыки. Наряду с речью, совершенствуется и мимика.

-5

Бытовые навыки

В 12 месяцев кроха уже проявляет некоторую самостоятельность в быту. Большинство навыков ребенку в 1 год пока еще даются с трудом, но он постоянно совершенствует их.

Вот, что должен уметь ребенок к году жизни:

  • пить из чашки, держа ее двумя руками;
  • есть ложкой (или хотя бы пытаться делать это);
  • кусать и жевать твердую еду;
  • помогать взрослому во время одевания (протягивать руки, ноги), пытаться одеваться самостоятельно;
  • осваивать горшок;
  • мыть руки, умываться, вытираться полотенцем;
  • собирать игрушки по просьбе взрослого.
  • Ребенок в год должен уметь делать то, о чем просят родители (помогать в процессе одевания и раздевания, приносить игрушки). Можно предлагать крохе выполнять несложные поручения по дому (например, поставить на стол салфетки или положить столовые приборы). Такая деятельность поможет ему быстрее развить бытовые навыки.
-6

Как развивать ребенка в 1 год?

В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.

  • Предоставляйте ребенку больше свободы и самостоятельности. Пусть он ходит и исследует все вокруг. Главное, соблюдать технику безопасности, чтобы кроха не травмировался.
  • Читайте малышу сказки, стишки, пойте песенки.
  • Покупайте развивающие игрушки – кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой. Если малыш пока не интересуется подобными вещами, не заставляйте его играть с ними. Отложите, а через время снова предложите.
  • Играйте в простые сюжетно-ролевые игры с игрушками и друг другом.
  • Предложите малышу пальчиковые игры – они положительно влияют на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук.
  • Не прогулке рассказывайте ребенку об окружающем мире, показывайте растения, животных, насекомых.
  • Предоставьте возможность малышу играть с водой, крупой.

Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.