Найти тему
PR Integral Media

Профессиональные премии: зачем в них участвовать и как не попасться на фейк

Профессиональные премии сегодня есть практически в любой сфере — от медицины и образования до рекламы и HoReCa. Чем полезен этот инструмент и как отличить достойную премию от фейка рассказывает Олег Белецкий, основатель одной из самых значимых wedding-премий России TOP100AWARDS.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Участие в премиях: (не) очевидные бонусы

Прежде чем приступить к поиску значимой премии, важно понимать, ради чего вы планируете вложить силы и время в эту историю.

Я вижу здесь сразу несколько важных преимуществ. Во-первых, победители неизменно получают новых клиентов и новые заказы. Тут работают два фактора на стыке: статус лидера отрасли и рост охватов — серьезные премии обычно широко освещаются на разных медиаплощадках.

У нас есть кейсы, когда победители премии TOP100AWARDS сразу же заполнили свое расписание на лето, получив десятки заказов на следующий день после объявления результатов. Чтобы стимулировать и упростить этот процесс для обеих сторон — клиента и исполнителя — мы добавили на сайт возможность напрямую связаться с победителями.

Во-вторых, победа — это, конечно, признание в индустрии. Отличный способ повысить статус среди коллег, улучшить положение в профессиональной среде, открыть двери на конференции и другие важные мероприятия. Как следствие — увеличивается цитируемость, укрепляется личный бренд и PR-статус.

Третье. Профессиональная награда — это внутреннее подтверждение того, что вы на правильном пути, своего рода фидбэк от индустрии, который напоминает, что вы делаете действительно классные вещи.

Есть еще один ценный бонус, о котором часто забывают. Причем его получают все — даже те, кто не добрался до высших строчек рейтинга. Это возможность вдумчиво оцифровать свои результаты и достижения, пересмотреть портфолио и подходы к работе. В процессе такой работы часто приходят новые идеи, становятся видны ошибки и способы их исправить. Конечно, все это можно сделать и без премии, но именно подача заявки часто становится стимулом, которого так не хватало.

Награда живет три года?

Какой бы классный результат ни принесла вам профессиональная премия, важно понимать, что это история, которая довольно быстро устаревает. Если это, условно, не «Оскар», то спустя несколько лет такой успех уже мало что значит.

Актуальность сегодня — ключевой фактор в ряде профессий и индустрий, например, в свадебной сфере, где она определяет выбор подрядчика или агентства. Или в рекламе — те креативы, которые работали вчера, сегодня уже никого не зацепят.

Средний срок значимости премии — это три года. Именно тех, кто был на слуху за этот период, с большей вероятностью выберут в качестве подрядчика. А информация о награде, полученной 15 лет назад, скорее будет работать против вас и сигнализировать аудитории, что за прошедшие годы вы, вероятно, не сделали ничего выдающегося. Настолько давние победы целесообразнее вообще убрать из профиля или с сайта.

Поэтому я считаю, что подавать заявки на участие в премиях нужно ежегодно. И в течение года стоит уже задумываться о том, какой проект или кейс можно будет представить.

Критерии достойной премии

Итак, вы все обдумали, поняли, что премия вам нужна, и даже нашли несколько, на первый взгляд, подходящих вариантов. Как понять, что премии нужно доверять?

Я советую проверить премию по следующим критериям.

История и возраст премии: как долго она существует и насколько она устоялась. Обычно, чем дольше премия проводится, тем больший вес она имеет.

Кто является организатором: это может быть ассоциация, компания или даже отдельный человек. Оцените, насколько организатор известен в отрасли, какой у него бэкграунд. Если это значимый игрок рынка, то премия скорее всего будет иметь вес, даже если это достаточно новый проект.

Состав экспертного совета и жюри: кто будет оценивать заявки и принимать решения о присуждении наград, насколько мнение этих людей авторитетно. Важно, чтобы в жюри были не просто медийные личности (иногда привлекают людей даже из другой сферы), а признанные профессионалы индустрии, чьи имена сами по себе являются гарантией объективности и статуса.

Победители прошлых лет: кто они, за что их наградили. Если имена участников прошлых лет ничего вам не говорят, скорее всего, премия не имеет реальной ценности.

Партнеры премии: какие медиа и институции ее поддерживают и освещают.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Еще стоит узнать, как оценивают номинантов. Если речь идет о спортивных достижениях, где результаты можно измерить объективными показателями, как, например, время на стометровке, то победитель очевиден. Но когда дело касается творчества или искусства, где нет четких ориентиров, все становится сложнее, и тут нужно больше доверять жюри.

Важно учитывать механику оценки: сколько человек оценивают работы, каким образом и насколько объективно будет финальное решение.

Например, в премии «Оскар» фильмы оценивают порядка 7000 членов гильдии актеров и кинорежиссеров, что придает вес итоговым результатам. В нашей премии TOP100AWARDS около 150 членов жюри, и мы используем медианное значение при финальной оценке. Это помогает исключить влияние крайних мнений и обеспечивает объективность результатов.

Red flags: как не попасться на фейковую премию

В эпоху цифровизации и социальных сетей создать иллюзию значимости стало легче, чем когда-либо. Появилось множество возможностей для самоутверждения, и некоторые люди или организации закономерно хотят быстро получить признание без реальных заслуг. Именно с этим связано большое количество премий-одноневок, которые не дают участникам ничего, кроме красивого и ничем не подкрепленного статуса.

Так как не попасть на крючок недобросовестных организаторов? Как минимум, вас должно насторожить отсутствие (или минимальная представленность) на сайте информации по тем критериям, которые я озвучил в предыдущем блоке.

Есть и другие «красные флаги», которые должны укрепить сомнения.

1. Премия вдруг появляется из ниоткуда и никто в вашей сфере о ней раньше не слышал. В индустрии, где все друг друга знают, новые и значимые премии просто так не возникают.

2. Условия участия. В положении многих премий предусмотрен организационный взнос — эти средства идут на оплату работы сотрудников, церемонию вручения и т. д. Но обычно это небольшая сумма. Если же от вас требуют значительные взносы за участие или, уж тем более, обещают победу за деньги, это прямой сигнал, что премия не заслуживает доверия. В реальных конкурсах главное — это достижения, а не ваш финансовый вклад.

3. Вам активно навязывают участие или пытаются убедить в том, что это «ваш шанс». Качественные премии не нуждаются в агрессивной рекламе — на них подают заявки те, кто действительно ценит возможность участия и хочет быть частью признанного сообщества.

Но самый лучший способ не попасть на фейк — это быть погруженным в свое профессиональное сообщество, общаться с коллегами и следить за инфопотоком.

Да и в целом, как показывает практика, сомнительные инициативы гораздо быстрее выявляются в тех отраслях, где сильно развит нетворкинг и система профессиональных комьюнити.

Кроме того, снизить количество фейковых наград поможет повышение общей прозрачности в индустрии, где каждая значимая премия будет иметь четкие критерии, историю, авторитетное жюри и прозрачные процессы отбора. И, конечно, формирование профессиональной культуры, в которой ценится реальное достижение, а не красивая картинка.

Еще больших интересных материалов о бизнесе, продвижении и контексте на PR Integral Media.