Найти тему
Олег Панков

"Железное царство" Валентина Воробьева

В. Я. Воробьев среди музейных экспонатов
В. Я. Воробьев среди музейных экспонатов

В деревне Коростово Красногорского района Московской области проживает удивительный русский человек-самородок, потомственный кузнец, заслуженный художник России Валентин Яковлевич Воробьев. Он, можно сказать, творит с металлом чудеса. О его творчестве знают и о нем высоко отзываются во многих странах. Валентин Яковлевич кузнец в четвертом поколении и известен также как создатель уникального частного музея «Железное царство». 29 августа сего года ему исполняется 75 лет. С ним беседует Владимир Панков.

В. Я. Воробьев (слева) и автор статьи В. Б. Панков
В. Я. Воробьев (слева) и автор статьи В. Б. Панков
Гости музея "Железное царство"
Гости музея "Железное царство"
Ангел благословляет семью
Ангел благословляет семью

Валентин Яковлевич, расскажите, пожалуйста, вкратце о Вашем творчестве.

Говорить о творчестве – этого мало. Я этим живу, дышу... Постоянно в работе... И то, что я вокруг себя построил, это мой некий многолетний итог. Мне нередко говорят: «Не может один человек такого сделать…» Но вместе с тем, что есть, то есть.

Творческие способности имеются у каждого, но не все их чувствуют и реализуют. Если Господь дал тебе способности или талант творить и ты это делаешь, значит, подражаешь Творцу, и Он благословляет твой труд, чтобы завершить задуманное. А если ты это выбросил, зарыл свой талант в землю, как в известном евангельском сюжете, значит, ты негодный раб, предатель. Потому что Господь понадеялся на тебя, а ты оплошал…

Сейчас я делаю, в основном, философские вещи. Считаю, что к людям можно достучаться только так. Показать просто какую-то штучку – это не интересно. В основном мои работы – это боль о России. Я сейчас мыслю так, как и многие наши соотечественники. Готов взять автомат и пойти в бой защищать от недруга наше наследие… Но когда однажды боевой генерал приехал ко мне в гости и я поведал ему об этом, он мне сказал: «Ты здесь нужен. Твое оружие – твоя работа». Конечно, мои работы можно оценивать по-разному. Делаю их даже во сне. Они порой «убегают» от рисунка, от первоначального плана, потому что я постоянно экспериментирую, очищаю подправляю себя, делаю какие-то свои открытия.

Ваши труды получили всемирную известность. Что особо привлекает и отечественного, и зарубежного ценителя Вашего искусства?

Дело в том, что я возглавляю Союз кузнецов-художников. Ко мне «прибились», грубо говоря, человек сто таких как я. Не то, чтобы я их научил… Просто они видят, как я работаю, и мы все вместе, образно говоря, мыслим в металле, и это главное. Если ты мыслишь в металле, значит что-то уже умеешь, можешь высказаться, материализовать свой замысел. Главное, все делать с любовью. Когда делаешь с любовью, невольно влюбляешься в свое произведение. И это есть наиважнейший элемент творчества. Не поверите, когда хожу по залам музея, то порой удивляюсь, неужели все это я сам сделал? И тогда начинаю понимать, что моей рукой водит Господь. Не хочу хвалиться и не собираюсь говорить, что вот я какой великий… нет. Просто как мыслю, так и делаю, и это для меня главное. А как получается – на суд зрителя.

Вы создали уникальный музей «Железное царство», которым восхищаются во всем мире и аналогов которого, насколько мне известно, не существует. Как Вам удалось все это реализовать?

Все это продвигалось очень сложно. Во первых, я живу в деревне и именно там решил открыть свой музей. Сначала поставил часовню. Ведь как говорится: «Без Бога – ни до порога». Как же без часовни трудиться? Очень тяжело было получить разрешение. Утверждал сначала как хозблок. Я чувствовал, что Господь мне помогает. И сейчас радуюсь, что накопилось столько уникальных вещей в моем музее.

Часовня в честь иконы Божией Матери Державная
Часовня в честь иконы Божией Матери Державная

Как-то я привез три свои работы президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. И он наградил меня золотой медалью академии. Затем вскоре раздался звонок. Была значимая дата Леонардо Да Винчи, и меня отправили в замок этого великого мастера во Францию. Я сделал три таких же работы, за которые был награжден, и повез их туда, и в итоге получил признание. Вы бы посмотрели как они хлопали, когда я сказал: «Я вам дарю…» Если так, между нами, у меня была своя корысть, почему я их подарил. Они у меня в купе поезда с трудом влезали. Эта работа огромная. Их же нужно было везти обратно. И я решил: зачем мне опять трудности – пусть остаются.

Однажды приходит ко мне в музей одна женщина с мальчиком и говорит: «Так это ваша работа? А мы ее видели в замке рядом с холстами Леонардо…» Вот такая оценка моей работы для меня выше всяких похвал и наград…

Когда возвращался в поезде с женой, то удивился, какой у них там развит патриотизм. И мне стало даже обидно. Его, как говорится, не нарисуешь. У них Леонардо и на трусах, и на майках. «А где же наши великие мастера?» – невольно возник у меня вопрос. Но меня вразумила женушка: «У нас за время, пока был Леонардо, появились сотни святых и праведников, и мы идем другим путем». Я сначала такое мнение жены принял не очень, а потом осознал и прочувствовал, что мы действительно идем другим путем. Мы – русские, и у нас на первом месте любовь к Богу. И вот я сейчас стараюсь эти слова ставить на первом месте…

Вспоминаю еще один случай. Однажды я привез в Измайлово два подсвечника. Это было еще в советское время. Мне скрутили руки, привезли в кутузку и говорят: «В стране не хватает металла, мы план не выполняем, а он подсвечники кует?!» Я тоже не стал церемонится с блюстителями закона и обозвал милиционеров ничего непонимающими в искусстве дураками, но меня, в конце концов, отпустили. Я чувствовал, что Господь рядом и Он меня охраняет. Всегда стараюсь говорить в открытую.

Трудностей очень много, но я сам себе говорю: «Нет, все хорошо, все равно я сделаю то, что задумал».

Вы происходите из семьи потомственных кузнецов. Ваши сыновья тоже продолжают Вашу семейную традицию. Профессия кузнеца, можно сказать, у Вас в генах. Расскажите об этом подробнее.

Позавчера я как раз перебирал старые семейные фотографии и многое вспомнил. Я родился в Москве, но меня маленьким отец увез в Белгород, и я там воспитывался. Мой дед был кузнецом, и он из меня сделал человека. Самый удивительный случай, я его часто вспоминаю. У меня нередко спрашивают, когда вы начали свое творчество? Я отвечаю, когда отец с матерью уходили посмотреть кино в кинотеатр (я был тогда совсем маленький, только ползать перестал), что делал отец? Бросал мне гвозди и молоток: «Забивай, сынок». А потом приходит, как вы думаете, что делает? Пассатижи бросает… «Вытаскивай!» Вот тогда я и получил первые уроки. Я и живописцем был, и макраме плел… Искал себя. В Строгановку меня не взяли. Когда я приехал туда после армии учиться, там мне сказали: «Таких не берем, вы уже состоялись. Вас надо переучивать».

Мой дед был очень требовательным. Помню его мозолистые руки и шишки на изгибах пальцев. Но как я радовался, когда его слушал. Он никогда не приказывал, а воспитывал своим примером. Грамотно все делал, и я старался, грубо говоря, дышать его кислородом…

Когда ко мне приходят и говорят: «Вот сына к тебе привел, хочу научить…», я отвечаю: «Пусть сначала метет веником и наблюдает как работает кузнец». С этого надо начинать.

Работа моего младшего сына находится у Путина, фигура хоккеиста под 11 номером. И у Потанина тоже. Спортивная компания подарила Путину такую работу. Я горжусь своими сыновьями. Но они абсолютно разные и не похожи на меня в своем творчестве.

Я взял на себя очень много, но видимо, много дано нам всем. И я это прочувствовал.

Какие Ваши скульптуры из металла наиболее известны, получили всемирное признание?

В замке Леонардо Да Винчи я оставил работу «Витрувианский человек или портрет Леонардо», в Лувре – «Летящий паровоз».

Витрувианский человек или портрет Леонардо
Витрувианский человек или портрет Леонардо
Летящий паровоз или назад в будущее
Летящий паровоз или назад в будущее

У нас в деревне я открыл памятник солдату Александру Асманову – командиру орудия, который родом был из этих мест и ушел на фронт. Всему его артиллерийскому расчету, тем, кто заряжал, стрелял, наводил, Сталин посмертно дал звание героя Советского Союза.

Памятник солдату Александру Асманову
Памятник солдату Александру Асманову

У меня есть памятник воинам штрафных батальонов. В России таких памятников никто еще не делал. Это целая история, как я его ставил, как мне звонили эти воины… Памятник находится в Красногорске.

Много есть достойных эскизов ещё нереализованных.

Мне порой бывает очень обидно. Прихожу, к примеру, к главе администрации, он меня направляет к другим чиновникам, и все такое, и они начинают говорить: «Денег нет» и. т. д. Я говорю: «Хорошо, сам сделаю». И сделал после таких хождений памятник труженикам тыла. Там у меня в центре звезда, затем автомат, пшеница… Как их не обозначать. Ведь войну выиграли еще и они… Этот памятник тоже находится в Красногорске.

В. Я. Воробьев возле памятника труженникам тыла
В. Я. Воробьев возле памятника труженникам тыла

У меня в Красногорске 5 памятников. В Москве я ни одного памятника не поставлю. В свое время я обращался к Лужкову поставить на месте, где теперь памятник Петру, корабль с выброшенной сетью, которая крутится. Туда мы предполагали заложить то, что в Москве-реке найдем, чтобы люди видели, что мы натворили. А он сказал: «Да меня же накажут…» И не захотел. В Москве я не поставлю и еще по одной причине. У меня есть композиция, которая называется «Бум». Это такой металлический шар, который катается и крыльями машет, и все крушит. Надо было всю старинную архитектуру Московскую починить, реставрировать, привести в порядок. Но мы этим металлическим шаром били это все и строили крученые чудовища из стекла. И я сейчас ни одного памятника не поставлю, потому что Москва потеряла свою личность, русскость. Только на Красной площади остался, стоит наш золотенький цветной куличик храм Покрова на рву или Василия Блаженного. Как только его еще история уберегла.

Мы называемся русскими, а на самом деле таковыми являются не все. Русскими мы должны быть прежде всего сердцем и делами.

Воин-молитвенник Илья Муромец
Воин-молитвенник Илья Муромец
Полет в космос
Полет в космос

Ваши творческие планы?

Творческие планы – создать город мастеров. Это даже не город. О нем можно очень долго говорить. Я его придумал лет 30 тому назад. Сделал большой макет. Смысл всего этого в том, чтобы вернуть истоки России. У России нет будущего без истоков. Почему мы все свое отечественное забываем? Ведь у нас накоплен богатейший опыт. Лезем в какое-то ЕГ, роботизацию, цифровизацию… Надо воспитывать детей прежде всего на хороших примерах из прошлого, чтобы они знали, каким трудом и потом досталась наша культура, как мы развивались. Предполагается, что в городе мастеров будут размещаться умельцы различных народных промыслов с династическими корнями. У нас около 50 профессиональных направлений, например, кузнец, стеклодув, живописец, архитектор, иконописец и т. д. Сначала строим им домики и берем к ним на воспитание детей. И вот тогда наши корни действительно оживут. В городе будет храм, выставочный зал для детей, в котором они должны показывать свои труды. Соорудим гостиницу, деревянную крепость… У меня готов уже макет 3-х метровой длинны.

Музей "Железное царство".  На дальнем плане - макет города мастеров
Музей "Железное царство". На дальнем плане - макет города мастеров

Когда я у детей спрашиваю в выставочном зале моего музея, что им больше всего понравилось, они показывают пальцами на макет. Его, конечно, надо видеть. Словами этого не передать. Мы должны обязательно вернуть то, что потеряли. Кое-что еще теплится, и надо успеть, пока оно не погасло. И я буду с руководителями администраций, в том числе, в Сергиевом Посаде, на эту тему беседовать. Может быть, удастся договориться. Макет сделан полностью из кедра. Архитектором был мой старший сын, который окончил Строгановку. Вот такая моя главная задумка и мечта.

Есть у меня уже и некий отрицательный опыт. Считаю, что строить город мастеров, например, при монастыре не стоит. Говорю вполне серьезно. Расскажу случай. Я сначала договорился по этому поводу с матушкой-игуменьей в Переславле Залесском. Показал матушке свой макет, и вроде бы пришли к единому мнению. Но вдруг матушка мне ночью звонит и говорит: «А мы решили построить так: мастерская кузнеца – магазинчик, стеклодува – магазинчик…» Я говорю: «Матушка, мы деньги будем собирать или учить детей?..» Так у нас ничего и не получилось.

Вы, можно сказать, художник от природы как, например, Иван Шишкин или Илья Репин, и не оканчивали никаких специальных заведений.

Я закончил художественное школу в Белгороде. Потом служил в армии и остался в Москве. После армии пошел в Строгановку учиться, но там меня, как я уже говорил, не приняли. И я решил идти своим путем. Когда я видел на выставках интересные работы, стоял и плакал, почему не я. Вот это рвение и двигало мной.

Расскажите, пожалуйста, о духовной стороне Вашей жизни.

У меня есть духовник о. Сергий, у которого я духовно окормляюсь, при нашем деревенском Святоникольском храме в деревне Ангелово. С ним я советуюсь. К сожалению, он сейчас серьезно болеет. О. Сергий как-то сказал, что надо прийти сначала к Валентину на выставку, посмотреть работы, а потом идти в храм.

Значит, Ваш труд ведет к духовности…

Некоторое время тому назад я выставлялся на первом ярусе храма Христа Спасителя вместе с ныне покойным скульптором Вячеславом Клыковым и другими православными художниками. Это было при святейшем патриархе Алексии II. Прошло время, и я снова обратился к администрации храма с такой же просьбой, но с меня потребовали очень много денег. Вот такие теперь возникли препятствия к духовной стезе, и я этого не понимаю.

Люди прежде, чем прийти ко мне в музей, обычно сначала звонят, как к нам попасть. Затем следует вопрос: «Сколько стоит?» Я спрашиваю: «Почему вас это волнует? Вы придете, посмотрите четыре зала. У меня есть котик-копилка, и вы бросите пожертвования ровно столько, сколько считаете нужным. Как в храме». И знаете, я доволен. Хороший у нас русский народ, добрый и щедрый. Ведь на содержание музея тоже немало требуется средств. Пришла как-то бабушка. «Вот у меня только 50 рублей». А я ей говорю: «Бабушка, успокойся. За Вас уже заплатили…» Перед этим была семья, и они прилично пожертвовали.

Музей "Железное царство"
Музей "Железное царство"

И вот, что еще важно. Мы не обращаем на наших детей как следует внимание. Ко мне в музей приходит немало детворы, и я хочу их сфотографировать в тот момент, когда они смотрят работу. Вы не представляете, какие у них глаза, мимика… Это что-то! Это те дети, из которых действительно будет толк, и таких немало.

Я верю в нашу Россию. Но мы, как народ, можем сохраниться только в том случае, если вернемся к традиционной своей культуре.

Статья опубликована в журнале "Русский дом" за 2024 г. (лето)

Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Калистово Пушкинского г. о. Московской области нуждается в помощи. Не хватает средств для установления купола храма. Денежные средства можно пересылать на номер телефона 89647712326 (Людмила Александровна Макрецова), который привязан к банковской карте, или на расчетный счет:

ИНН / КПП

5038014869 / 503801001

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЛЮБСКОГО ХРАМА Г.ПУШКИНО СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)"

ПАО Сбербанк

Рас. Счет 40703810740170110034

БИК 044525225

К. Счет 30101810400000000225

/В сообщении указать, что для храма Рождества Иоанна Предтечи в Калистово/

Подробно об этом храме сообщалось в статье «В гостях у матушки Иоанны», которая публиковалась на нашем канале в прошлом году.