Найти тему

УШЛА ЖИТЬ С МУЖЕМ СЕСТРЫ В 14 ЛЕТ

Название, действительно, немного странное, мне было сложно подобрать в этот раз что-то захватывающе под свой любимый осьмнадцатый век. Хочу поведать вам историю уникальной женщины художницы Маргерит Жерар, которая, несмотря на предрассудки, получила славу и популярность в конце XVIII века.

Фрагонар, Жерар. Поцелуй украдкой. Ок. 1780. (Одно из самых известных полотен эпохи рококо в современном собрании Эрмитажа)
Фрагонар, Жерар. Поцелуй украдкой. Ок. 1780. (Одно из самых известных полотен эпохи рококо в современном собрании Эрмитажа)

В 14 лет Маргерит покинула свой дом и ушла жить к семье своей сестры, которая была замужем за известнейшим живописцем Жаном-Оноре Фрагонаром. Она стала учиться у него писать картины, набиралась опыта. Известен их совместный проект "Поцелуй украдкой"

Жерар. Первые шаги. Около 1800. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Жерар. Первые шаги. Около 1800. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Больше всего Маргерит вдохновляли сценки из семейной жизни - материнство, дети, кошки, концерты и уроки.

Жерар. Капризное дитя. 1804. Институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс.
Жерар. Капризное дитя. 1804. Институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс.

Удивительно, что сама Маргерит не нашла себя в семейной жизни - она никогда не была замужем и больше сорока лет прожила с сестрой. Но несмотря на этот факт, ее картины пронизаны чувственной трогательностью и нежностью к материнству, рождению детей и домашним хлопотам.

Триумф кошечки. Около 1785. Пушкинский музей, Москва.
Триумф кошечки. Около 1785. Пушкинский музей, Москва.

Сценки из семейной жизни, проще говоря, жанровые сценки, были на пике популярности во второй половине XVIII века. Многие такие "сценки" имели сексуальный подтекст. На картине Маргерит "Прелюдия к концерту" изображена пара, создающая музыку, что является аллегорией на романтическую связь персонажей. Эротический подтекст усиливает гитара, выступающая символом женского тела.

Прелюдия к концерту. 1810. Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон.
Прелюдия к концерту. 1810. Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон.

Маргерит была невероятно успешной художницей. Несмотря на то, что она не окончила Академии, она была удостоена трех медалей, выставлялась в Салоне и ее картины покупались самим Наполеоном Бонапартом.

Подписаться на Артифишл • Искусство