Найти тему

"Вы неправильно поняли сюжет книги", - закончила свой ответ апелляционная комиссия, даже не понимая, что общается с автором...

Многие пытались писать рассказы или стихи в детстве, но добиться успехов в этой сфере удалось далеко не всем. Обычная девочка по имени Вика когда-то начинала также. Рукописные сборники коротких рассказов, никем не понятые и неоцененные, были заброшены далеко в шкаф... Но прошло 10 лет и ученица уже 8 класса случайно вспомнила о давно забытом увлечении. Казалось бы, вот так с ноля вдруг начать писать произведения просто невозможно, но девочка об этом не думала, и просто в заметках писала то, что приходило в голову.

Подробнее о начале литературной деятельности напишу в отдельной статье.

После перехода в 11 класс Виктория серьёзно задумалась над идеей стать писателем - отредактировала то, что написала в заметках, стала публиковать произведения на сайтах, участвовала в лит. премиях, получала рецензии и даже добилась издания электронных версий своих книг с присвоением ISBN.

Пример одной из тех книг
Пример одной из тех книг

Ученица не спешила готовиться к ЕГЭ и к зиме так и не выбрала, что сдавать. Лишь неуверенно отметила 11 предметов в бланке и утверждала, что обязательно станет педагогом, а какого предмета, она ещё не решила. Впрочем, у отличников всегда есть чуть больше времени подумать, чем у остальных, ведь основные знания, требуемые для сдачи ЕГЭ, получены.

Время шло, и Виктория решила начать участвовать в олимпиадах, ведь те 10 дополнительных баллов, которые можно получить таким способом, иногда становятся решающим фактором при поступлении. Девочка участвовала во всём от одноразовых конкурсов низкого уровня до престижных олимпиад, проводимых Московскими вузами, старалась искать в заданиях что-то интересное, и всегда находила. Поэтому увидев информацию о Всероссийском конкурсе сочинений с радостью записалась участвовать.

Но возникла одна проблема: несмотря на интерес к написанию книг читать ученица не любила, даже школьные сочинения предпочитала писать по поэзии, ей это казалось значительно легче. Но в положении о конкурсе было чётко указано, что принимаются только сочинения по прозаическим произведениях. Правда, каким именно, не пояснялось. Вика по привычке дотянула до последнего, уже задумавшись над мыслью "А может, не участвовать?", но в последние дни ей пришла в голову интересная идея...

Одна из предложенных тем показалась ученице очень знакомой и интересной, она точно знала, из какой книги можно взять аргументы. Но всё-таки можно ли?.. Вика никогда не боялась совершать ошибки, поэтому быстро осуществила задуманное и стала ждать результатов. Девушка была готова к любому повороту событий, однако итоговый балл её действительно удивил.

Вопреки изначальному предположению, что проверять такое просто не будут, сочинение было оценено. Но вот балл был низким, особенно, удивлял 0 за фоновую фактологическую точность. Виктория нашла все номера и сертификаты, подтверждающие авторские права на произведение, и решила подавать апелляцию. Балл и место её не сильно беспокоили, ведь победа в этом конкурсе почти никаких преимуществ не давала; хотелось просто выяснить, почему такая оценка. Ведь если бы нельзя было цитировать малопопулярный современный рассказ, то и за аргументацию 3 балла не стояли бы, а итоговый превышающий 50% уж тем более.

Ответ комиссии не заставил себя долго ждать. Как это обычно бывает, добавлять баллы никто не собирался. Но фраза "апелляция отклонена", похожая на автоматическую рассылку, Викторию не устроил. Ей важна была причина. Времени оставалось предостаточно, и девушка написала повторное обращение. На этот раз ей объяснили, что выбранное произведение не соответствует теме, изложенные факты недостоверны, автор затрагивает совсем другие проблемы... "Вы неправильно поняли сюжет книги", - закончила свой ответ апелляционная комиссия, даже не понимая, что общается с автором.

Виктория вновь осталась недовольна результатом. Она готова была признать факт наличия пунктуационных ошибок в сочинении, смириться с низким баллом, но не понять сюжет своей книги - это за гранью. Девушка написала в поддержку вопрос "А о чём же, по-вашему, эта книга?", но ответа не дождалась. Упрямая одиннадцатиклассница приложила к последней апелляции ISBN своего произведения с файлом электронной версии, но, очевидно, современную прозу всё-таки неохотно принимают к рассмотрению, и, формально натянув пару баллов на аргументации, вопрос закрыли.

После этого случая попытки писать сочинения по своим произведениям были ещё дважды (на олимпиаде и на уроке соответственно), но они тоже не увенчались успехом. Всё было принято, рассмотрено, возможно, по диагонали прочитано, и был нейтральный результат. Ученица больше не стала спорить с итогами своего эксперимента и, поскольку сама классическую прозу читала неохотно, полностью перешла на сочинения по известной отечественной поэзии, но это уже совсем другая история.

Последний раз Виктория хотела применить свои произведения на цитировании во время экзамена. К ЕГЭ девочка не готовилась, и была уверена, что всё легко выполнит. Ведь так не бывает, чтобы писатель завалил экзамен по литературе. За 3 дня до ЕГЭ (именно такой срок требуется для присвоения ISBN - примечание автора) ученица издала около 10 произведений, находившихся в стадии черновиков, с намерением писать сочинения по ним.

Уверенность в успехе разбилась о скалы реальности в аудитории, когда во всех заданиях выпускница увидела чёткое ограничение не только по теме, но и по фамилиям авторов, а также годам написания произведений. Пришлось выкручиваться из ситуации, предполагая сюжеты произведений из непрочитанного летнего списка литературы. 50+ она, конечно, набрала. Низкий балл для медалистки. Высокий балл для пофигистки. Можно ли считать этот результат хорошим, судить не нам...

Впоследствии Виктория смогла стать номинантом литературной премии "Писатель года 2024", но об этом как-нибудь в другой раз.

Итак, если кого-то интересует, можно ли привлекать в сочинении аргументы из своей книги: да, можно, конечно, но высоко это не оценят. Итог будет таким же, как и в случае применения произведений других малоизвестных авторов. Непонятно, вообще станут ли эксперты читать само произведение или ограничатся лишь текстом сочинения. Богатство речи однозначно слетит на 0, а вот по цитированию есть шанс получить формально поставленный максимум. Как пиар произведения такой метод использовать безнадёжно, но всё-таки опыт очень интересный.

По-моему повествование от третьего лица в таких историях уместнее, но, разумеется, эта ситуация произошла со мной. Спасибо всем, кто прочитал. Оценивайте, комментируйте. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи по самым интересным прецедентам в области образования и многому другому 😊

Фото автора
Фото автора