«Лариска, в сумку!»
О, поверьте - ни одна моя тёзка не миновала этой фразы из мультфильма!
Хотя обычно этой фразой все дразнилки и ограничивались - может, потому что мультик про Чебурашку, крокодила Гену, Шапокляк и её ручную крысу очень любили?
Или потому, что понимали - так дразниться неоригинально?
А оригинальность и изобретательность в прозвищах очень ценились! Ну какой смысл называть мальчика в очках «очкариком»? Это и так все видят!
А вот назвать Андрея «Андреас Папандреу» - это круто! А потом немного переделать для рифмы - выйдет Андреас-Папандреас! Звучит? Конечно, звучит! И мало кто из нас тогда знал, что Папандреу - премьер-министр Греции, это было уже неважно… И Андрей, кстати, тоже не обижался.
Иногда клички себе придумывали сами, не дожидаясь творчества одноклассников.
У меня был хороший знакомый, который сам себя окрестил «Злым». И всё потому, что настоящая его фамилия была Добров!
Чук и Гек
Помню, в школе мы долго спорили: а как по-настоящему зовут героев Гайдара? Ну нет же таких имён - Чук и Гек! Не помню уже, пришли ли мы к какому-то решению…
И лишь совсем недавно, с появлением интернета я узнала, как звали героев рассказа. И узнала, что этот вопрос волновал не одно поколение школьников!
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» был впервые опубликован в 1939 году. И предполагалось даже, что Гайдар назвал своих персонажей по-иностранному. Но зачем?
«На самом деле, Чук и Гек - это одни из вариантов Володи и Сережи. Кстати, именно так героев рассказа звали в первой публикации, а произведение тогда называлось «Телеграмма». Гек - это сокращенное от Гейки, которое происходит от Сергейки. А Чук - это сокращенное от Вовчука, одной из вариаций Владимира», - пишет «Киноафиша».
«Дети, храните школьные записочки!»
Ещё одной памятной чертой школьных лет стали маленькие кусочки бумаги, немилосердно сложенные и помятые, но такие важные и умилительные - до слёз!
«Ах, школьные записочки, школьные записки! Сколько счастья, сколько несчастья, сколько драм и трагедий связано с ними! Сколько тревожных минут! Какие страсти в двух-трех быстрых словах!
Как ломались судьбы, когда записочки эти ненадежной почтой - от парты к парте - пересылаясь, не по адресу попадали!
Сколько героизма проявлено школьным человечеством, не выдавшим тайну записки учителям, и сколько скандалов, оскорблений, сколько мученичества принято, сколько народу из школы исключено из-за историй, начавшихся пустяковой запиской!
Но как счастливы бываем мы спустя двадцать, тридцать лет, если в старой
книге вдруг обнаружим - нет, не засохший кленовый листок, не блекло-розовый
высохший цветочек, а неувядшую школьную записку от неё - лукавую,
насмешливую и ласковую. Записку с согласием дружить, записку с отказом, или
ревнивую записку, или записку-разрыв...
Дети, храните школьные записочки!»
Так в прекрасной детской книге «Ватага «Семь ветров» писал очень добрый автор - Симон Соловейчик.
А хранят ли волгореченцы свои школьные записки? И как с ними дело обстоит сейчас? Пишут ли их современные школьники?
«Я хранила! Долгие годы хранила, - говорит Людмила С. - Увы, взрослые дела - ремонты, переезды с квартиры на квартиру сделали своё дело - потеряла…
Конечно, хранила не все - лишь самые важные или смешные. Например, однажды мы с подругой в записках обсуждали фильм - я не могла вспомнить его название. И запутались к концу урока окончательно, чуть не рассорились!
Оказалось, я спрашивала её про фильм «Анискин и Фантомас», а она мне отвечала про «Жандарм и инопланетяне»! А что - и там, и там про милицию, и про всяческую фантастику! Смеялись потом обе очень долго!»
«Конечно, храню до сих пор! Не все, но штук двадцать точно, - улыбается Марина В. - И школьные, и институтские - целы-целёхоньки! В моём архиве лежит записка от парня, за которого я потом замуж вышла! В ней он меня на первое свидание приглашает - как же можно такое выбросить?»
«Ну нет, сейчас записок не пишут. Таких, на бумаге. Но переписка-то никуда не делась, просто поменялась, переехав в соцсети и телефоны, - размышляет Станислав П. - И поверьте, что, поменяв форму, мало изменилось содержание! Всё те же просьбы выручить и дать списать, пригласить в кино, если стесняешься…Да мало ли что!
Мне кажется, что с развитием интернета жанр школьных записок только выиграл.
Риска при передаче меньше - учитель не отберёт, да и другой не прочитает.
А по объёму - больше. И чаще мы друг другу пишем.
Другое дело, что живого общения между людьми остаётся всё меньше…Но может, это пройдёт?»
***
Учёба - в школе ли, в институте или техникуме - это огромный период в жизни любого человека. В эти годы мы не только получаем знания, осваиваем учебную программу! Мы учимся быть людьми, друзьями, получаем первые жизненные уроки, результат которых останется с нами навсегда.
И пусть это будут лишь хорошие, добрые уроки!