Иллюстрации к классике. Какими они должны быть? Любимая тема, сейчас я опять буду занудствовать.
Я неоднократно слышала мнение, что рисунки к классическим романам обязаны быть не менее классическими. Традиционными, академическими. Любые попытки привнести в иллюстрацию что-то свежее — от лукавого.
Классика должна быть классикой — что в содержании, что в оформлении.
Я и согласна, и не согласна одновременно.
Мне, допустим, не очень нравятся обложки к классике в стиле young adult. Сейчас многие издательства выпускают такие: у «Махаона» это Пушкин в стиле манги, у «Эксмо» — Гоголь в духе «Гравити Фолз», про МИФ — молчу, они и открыли этот ящик Пандоры.
Для меня это вопрос не красоты, предпочтения у всех разные, а уместности. Культурологически нет ничего общего между Пушкиным и мангой. Манга — это отдельная вселенная, со своей историей и законами.
Ни «Молодой Александр» Алекса Роусона, ни «Государь» Никколо Макиавелли в таком оформлении у меня тоже не откликаются, потому что обложка, опять же, выстраивает собственную вселенную. И эта вселенная будто вступает в конфликт с книгой.
Однако современная иллюстрация очень разная. Когда художник предлагает уникальный взгляд на содержание книги — это здорово и интересно. При этом взгляд может быть такой, с каким мы с вами кардинально не согласимся. Но он, на мой взгляд, должен иметь общий с книгой фундамент.
Я в последнее время в своем телеграм-канале писала много об иллюстрированной классике. Покажу свои находки — как пример.
🟨 «Доктор Живаго» с иллюстрациями Ивана Сергеева
Я очень люблю иллюстрации этого художника, образы и сюжеты, которые он выстраивает. У него уже вышла, например, потрясающая «Штора нянюшки Лагтон» Вирджинии Вулф. А недавно МИФ выпустил и Пастернака с его рисунками.
🟨 «Пикник на обочине» с иллюстрациями Дэйва Маккина
Книга вышла в лондонском издательстве The Folio Society. Иллюстрировал ее британский художник Дэйв Маккин, я уже писала про него — он до этого работал над «Преступлением и наказанием» Достоевского.
Мне кажется, эти работы вдвойне интереснее — не просто новый взгляд на культовый роман Стругацких, а взгляд зарубежного иллюстратора.
🟨 «Превращение» с иллюстрациями Сантьяго Карузо
Рисунки этого аргентинского художника к Кафке мне понравились экспрессивностью. Хотя не только — еще сюжетами, персонажами, композицией и тональным решением. Это ярко, хотя в какой-то степени и комично.
Я выкладывала листалку на прошлой неделе, в видео книгу можно рассмотреть детальнее.
Карузо, кстати, часто иллюстрирует классику, он брался и за «Джейн Эйр», и за Лавкрафта.
Расскажите, как вы относитесь к такому новому взгляду на классику? Работы каких современных иллюстраторов вам нравятся?