Весело раньше было в деревнях жить, люди и работали в полную силу и отдыхала от души. Вместе строили дома, вместе справляли свадьбы. Всё было общим у соседей и счастье и беда.
Жила в деревне баба, звали её Анфисой, а так как была она уже в возрасте кликали её Петровной. Ох уж и бессовестной она была бабой, не любили её соседи. Порой в след плевали: "-У этой бабоньки и снега зимой не выпросишь". Но люди были добрые, терпели её жадность, с пониманием относились. Она ведь трех детей одна растила, муж то от неё сбежал, да никуда- нибудь, а на тот свет, как только дети лопотать начали. Вздыхали деревенские, но терпели. Было у Петровны чутье, чувствовала баба, прям печенкой, у кого праздник, а у кого посиделки. Любила она прийти к чужому столу да и сидеть до последнего.
Выросли у неё дети, справные сыновья. Отслужили в армии. Время пришло женились. И тут Петровна своим принципам не изменила, ни копейки детям не дала, подарила каждому из сынов по кастрюле из своих запасов, и гуляла веселее всех. А на невесток зыркнула, мол, а чего вы хотели, знали за чьих сынов замуж идете.
Сыновья же у Петровны, выросли славными. Трудолюбивыми, да мастеровыми. Выделил колхоз семьям молодым по дому. Живите, радуйтесь.
Привели ребята дома в порядок, разбили грядки, посадили картофель. Построили хлева, да поставили курятники. Развели скотину. Радуется Петровна. Ходит в гости к сыновьям. У самой то бабоньки, ни скотинки, ни курочки. А в огороде её крапива да лебеда, лишь всхожесть имеют.
Родились и дети у сыновей, вот и помощь потребовалась Петровны. Да только та, сидеть с внуками не нанималась. Куда интересней, по деревне гулять, да сплетни собирать. А если праздник какой, так и вообще не до детей.
А еще любила Петровна, всякие колядки, да святки. И по гостям пройдешься и наешься и напьешься, а если колядовать пойдешь, так и домой чего принесешь...
Смеются деревенские:- До чего же жадная баба.
Сокрушаются сыновья, стыдно им за мать. Придет бывало в гости, принесет мальца по прянику, а эти пряники с прошлого года припрятаны лежали. Зато по деревне разнесет, что чуть ли не мешок пряников медовых внуком принесла. Правда не верил никто, но всё же...
Как и в каждой уважающей себя деревне, жила и здесь на краю деревни, бабка -знахарка. Была та знахарка, ох как не проста. Видела и хворь человеческую, да и про судьбу уготовленную всё ведала. Со всей округи к ней люди тянулись, со всех сторон дары ей везли, лишь бы помогла.
Как то пришла Петровна к одному из сыновей в гости, а точнее поужинать, да чем нибудь для себя разжиться. А невестка ей и говорит: - Ох матушка, была я тут у знахарки местной, всю она мне правду рассказала. Всё по полочкам разложила. Очень уж она вам кланяться велела, да просила, что бы перед праздниками святыми вы к ней пришли.
Задумалась Петровна: -Что же это ведьме старой от неё нужно, но идти решила повременить.
Пошла она через пару дней к среднему сыну, свеженинку поесть, да домой сальца взять. А там средняя сноха, говорит: -Видала я, маменька, на днях колдунью, очень уж она зайти вас просила. А на следующий день и младшая сноха забежала, передала, мол ведьма просила Петровну не мешкать.
Долго Петровна мучилась, вроде как и боязно, вроде как и любопытно. Собралась она как раз перед самыми святками. Только подошла она к ведьминому дому, глядь, а та её уже на крыльце дожидается.
-Да не уж то дождалась, - смеется колдовка. Приходил тут на медне, муж твой, покойный. Просил передать: -Ждут тебя на том свете сковородки раскаленные, да котлы по душу твою заготовленные.
Аж присела от страха Петровна: - Это за что же кара такая небесная, отродясь плохого никому не делала.
Смеётся ведьма, головой качает: Да ладно Петровна? Вот святки скоро, ты в гости пришла, а хозяйки подарок принесла?
-Принесла, принесла, - кивает Петровна. Подала она платок, а в платке сальца кусок, тот, что вчера у сына взяла.
Покачала ведьма головой: - Пусть Бог тебя судит. Никто от тебя добра не видел, аль думаешь всё с собой заберешь? Так в котле, богатством не откупишься. Пусть твоя жадность тебя и накажет!
Еле до дома дошла Петровна, что то худо ей стало. Вокруг праздник, колядуют соседи, а у неё сил нет. Ни по гостям идти не может, не песни для колядок вспомнить. Легла она на кровать, лежит в потолок смотрит, мужа - покойного вспоминает, да сковородки раскаленные представляет. Вдруг в окно раздался стук. Подскочила Петровна, глядь, а там в окне...морда козлиная.
-Вот и тебе пришел конец, покарает всех скупцов, Щедрец!
-Господи, ты Боже мой, - запричитала женщина,а там во все окна и двери стучат, да на разные голоса кричат: - Открывай ворота, накрывай стола, Щедрец пришел.
Села женщина в уголок, крестится, молится. А во дворе шум, да гам.
Кажется женщине, что там среди чужих голосов и мужа голос слышится: -Пусти, жена, сковородка ждет тебя!
Сидит Петровна слезы вытирает: -Скорей бы уже рассвет!
Только солнце появилась на горизонте, бросилась она к погребу, где сундук кованый стоял, достала сверток, и бегом к старшему сыну. Просто изба его рядом стояла.
Глядь, а там и сыновья все и снохи за столом сидят, чаи гоняют. Положила Петровна сверток на стол: -Вот детки делите меж собой, всю жизнь по копеечки слаживала.
Сыновья примолкли, на мать смотрят недоверчиво. -Чего это ты мать удумала? - спросил самый старший сын.
— А куда мне, в котел с собой не заберешь.
Усадили Петровну за стол, достали пироги, чаю налили.
Не хотели деньги дети брать, стыдно. Мать их всю жизнь собирала, но Петровна настояла.
С тех самых святок изменилась Петровна, и с внуками нянчится, и сплетни не собирает. И всегда первая в горе поможет.
Диву соседи даются, глаза у них от изумления на лоб лезут: -А вдруг Петровну подменили?
А правду знает лишь старшая сноха, подговорила она и ведьму, и ряженных, чтобы проучили они Петровну. Больно ей мужа жалко было, что вся деревня над матерью его потешалась...