Готовьтесь, будет много текста. Потому что про Оно в двух словах не расскажешь. И, наверное, потому что книга произвела на меня действительно сильное впечатление.
Начну с того, что первое пришло мне в голову, когда я открыла первый том в моем pocket-формате двухтомника.
В мире толерантности, где любое отклонение тут же принимается как норма, а на исторические факты оскорбляются все, кому не лень, интересно читать о гомофобии и расизме открыто, без прекрас и эвфемизмов. Кинг использует слова нигер, гей, педик без страха, что его за это отменят. В конце концов, как можно описать общественное мнение 50х и 80х годов прошлого века, не употребляя лексику, которой пользовались тогда. Это наверняка оскорбило много людей, но это же и создало уникальную атмосферу небольшого американского городка 1958 и 1985 годов.
Возможно, это элементы, которые призваны напугать, как и все в книгах Кинга.
Наверное, я читаю триллеры и хорроры потому что не могу смотреть фильмы в таком жанре. Мне не нравится, когда на меня выпрыгивают из темноты, не люблю громкие звуки, которыми сопровождается скример, не переношу всю киношную бутафорию, которая призвана создать гнетущую атмосферу. Но книги - это другое дело. В книгах я не боюсь ни маньяков-убийц, ни монстров, ни призраков. Меня не отвращают подробные описания ужасов или сцен преступлений. Но Стивен Кинг всегда найдёт, чем шокировать читателя, не так ли? До этой книги я не задумывалась об этом, но теперь знаю. Моё книжное табу, которое вызывает у меня отторжение до тошноты - сцены домашнего насилия.
Так что берясь за любой роман Кинга мы всегда играем в русскую рулетку. Никогда не знаешь, что тебя стригеррит. Описание монстров и чудовищ? Без проблем. Место кровавого преступления? Легко? Описание психологических отклонений? Дайте два. Но домашнее насилие... Кто бы мог подумать, что описание сцены домашнего насилия по отношению к жене со стороны мужа выведет меня из состояния равновесия. Я не могла продраться сквозь 10 страничек текста pocket size целый день. Каждый раз, открывая книгу, внутри поднималось острое чувство неприятия, и я смогла осилить эту часть главы только с мыслью, что это единоразовый эпизод, и книга посвящена не этому.
Теперь к сюжету.
Действия происходят в небольшом американском городке Дерри, штат Мэн, в двух временных периодах: лето 1958 и лето 1985. В обоих случаях в городе начинают пропадать дети. Тела некоторых находят, некоторые исчезают бесследно. И в обоих временных линиях разгадку пытаются найти (и находят, против своей воли) семеро главных героев, которым в 58м году едва исполнилось 11, а в 85м, двадцать семь лет спустя, они уже взрослые, состоявшиеся люди.
Чередуя эпизоды из прошлого и настоящего, из 1958го и 1985го, нам рассказывают, как история встречи главных героев с таинственным Оно повторяется, и как не повторяется одновременно.
Интересно, что, по сути, главные герои произведения - так или иначе травмированные дети, которые выросли в таких же травмированных взрослых, но в душе остались испуганными, потерянными детьми.
Стэнли Урис, еврей, всё детство страдавший от антисемитизма, буйным цветом цветущего в провинциальном городишке, который и не понимет толком, за что его ненавидят. Который просто смирился с таким ходом вещей.
Ричард Тозиер, который прячет свою неуверенность и некоторую гиперактивность за Голосами - персонажами, которыми он прикидывается все время, редко показывая себя настоящего.
Бен Хэнском, который всё детство провёл в одиночестве, пока мать работала, пытаясь поднять его на ноги, который пережил ужасный эпизод школьного буллинга, и который сумел стать сильнее благодаря этому.
Эдди Каспбрэк, который страдает от матери с синдромом гиперопеки. Матери, которая убедила его в том, что Эдди болеет астмой. Что угодно, лишь бы привязать сына к себе всеми возможными способами.
Беверли Марш, которой приходится жить с отцом-тираном, постоянно ее избивающим, и которая выйдет замуж за абьюзера.
Билл Денбро, который оказался ненужным ребенком после убийство его младшего брата, о котором забыли родители, так и не справившиеся с потерей.
Майкл Хэнлон, чернокожий мальчик в городе, полном расистов.
Наверное, только такие дети и могла сформировать клуб Неудачников. Они получают друг от друга ту любовь и поддержку, которых им не хватает дома.
Атмосфера в частях, посвященных 1958му, их детству, более позитивная, светлая, а те части, которые повествуют о настоящем, 1985м, мрачные и полные дурных предчувствий. Этому есть объяснение - дети иначе воспринимают мир, чем взрослые. Легче переносят потрясения, могут справиться с шоком. Они позитивно смотрят на мир. "Как Бен с мумией, или Эдди с прокаженным, или Стэн с утонувшими мальчиками, он видел нечто такое, что свело бы взрослого с ума, не ужасом увиденного, а нереальностью происходящего, не поддающегося никакому логическому объяснению. С другой стороны, взрослые зачастую игнорируют не поддающееся объяснению".
Но сам факт того, как меняется по щелчку пальцев атмосфера от главы к главе, даже в рамках одной главы, разных ее частей, поражает.
Эта книга могла бы стать прекрасной историей о дружбе, которая прошла сквозь года... Если бы это не был чертов хоррор, в котором каждое событие заставляет сомневаться, что происходящее - это результат осознанного выбора, а не ловушка коварного монстра.
Еще одна тема, которую подняла книга, и о которой я до этого не задумывалась - на сколько разрушителтной для личности человека может быть гиперопека. Кажется, она калечит даже сильнее, чем холодность и отчужденность (такие родители в книге тоже представлены, как и нормальные, адекватные семьи). В моменте кажется, что гиперопекающая мать страшнее любого выдуманного монстра. Потому что она не выдуманная, она реальная, и бороться с ней намного сложнее, чем с чудовищем из ночных кошмаров.
Постепенно две временные линии, которые медленно и размеренно сменяют одна другую в начале, к концу начинают сближаться все сильнее. События скачут, как слайды диафильма, все быстрее и быстрее, нарастает напряжение и, как и в случае со всеми книгами Кинга, в конце ты несешься на полной скорости к окончанию и остановиться уже невозможно. Кульминация в самом ярком его проявлении.
Я хотела написать о том, что мне не понравилось. О некоторых сюжетных дырах или бессмысленных персонажах, которых очень глупо слили к концу, но... Не буду. Ничего из этого не меняет того факта, что в конце я плакала. И не потому, что кто-то из них умер. Кто-то должен был, это же Кинг. Я плакала, потому что дружба не умирает. И все же...
Кинг не убил всех. В этом смысле он поступит даже щедро. Но эта история все равно разбила мне сердце.