Сегодня получила чудесный отзыв на мою историю про эльфов.
Как же радостно видеть, что книга находит именно своего читателя! Который считывает все намеки и посылы, ради которых эта история была написана! Которому откликаются все мои рассуждения!
Чем дальше, тем сильнее я убеждаюсь в важности определения своей целевой аудитории. Которая есть даже не у каждого автора, а у каждой его книги (потому что одному и тому же человеку одна книга у автора может понравиться, а вот другая уже нет🤷♀️).
На литмастерской мастер нашей секции сказала на моём разборе примерно следующее (точную цитату уже не помню, но смысл был таков):
Автору полезно было бы учитывать, что его книгу могут читать не только недалекие эмоциональные шестнадцатилетние девочки, но и более взрослая серьёзная аудитория.
Я тогда ничего не сказала — да меня никто и не спрашивал. Ведь я приехала слушать мнение других людей, а не оправдываться. Мнение можно принимать или нет — это уже дело десятое. А спорить с кем-то и оправдываться — только время терять.
Но я не была согласна с ней ни тогда, ни сейчас. Ни в том, что она назвала читателей, которым понравилась моя книга, недалекими шестнадцатилетками (возможно, дословно было сказано не именно такими словами, но смысл примерно такой), ни в том, что мне нужно учитывать, что книгу будут читать другие люди, не попадающие под определение «эмоциональных шестнадцатилеток».
Помню, в школе читала книжечку Александра Торика в жанре православного фэнтези «Dimon». Меня тогда очень впечатлила и позабавила ремарка на обложке книги:
Для детей от 4 до 104 лет. Взрослым любого возраста читать категорически запрещается.
Отличное определение целевой аудитории! Пожалуй, я могу сказать похоже про «Эльфами не становятся» — для читателей от 4 до 104 лет. Возраст моей ца значения не имеет, а вот наличие определенных характеристик и/или потребностей — да. Я бы определила качества «моего» читателя примерно так: для тех, у кого стакан наполовину полон, а не пуст, для мыслящих позитивно, для тех, в ком есть вера в чудо, а доля скептицизма если и есть, то мала по сравнению с открытостью миру.
Кроме того, книга писалась про подростка, который убегает от проблем реальности в выдуманный мир. Проблема, в общем-то не единичная и далеко не редкая. Более того — встречающаяся не только у подростков, но и у взрослых людей. В моей истории героиня перерастает свою любовь к сказке и возвращается к реальности, искренне её полюбив и поняв. Мне хотелось, чтобы читатели, которые когда-либо сталкивались (сами или кто-то из их знакомых) с такой проблемой или, быть может, сейчас частично находятся в таком состоянии, могли бы вдохновиться её примером и найти свой выход в реальность.
Только и всего.
Поэтому «Эльфами не становятся» — это лекарство для вполне определённой категории читателей. И как любое лекарство, оно не может быть нужно абсолютно всем.
Если вас при чтении моей книги раздражает героиня и её проблемы, нисколько не интересуют её размышления о выборе между сказкой и реальностью, то я вас поздравляю — вы настолько здоровый человек, что вам неинтересно копаться в психологии таких людей, как моя героиня, даже чисто из научного интереса.
Вам не нужно моё лекарство.
Только и всего.
В последнее время я поняла чётче, чем раньше:
Это нормально, что есть хорошие, признанные книги, которые лично мне не хочется читать по причине, например, тяжести или неприятности освещаемых в них тем. Всё просто: освещаемая тема — не моя болезнь и мне не нужно это лекарство. При этом, книга действительно может быть достойной и заслуживающей внимания.