Найти тему

Ещё раз про целевую аудиторию книги

Сегодня получила чудесный отзыв на мою историю про эльфов.

Как же радостно видеть, что книга находит именно своего читателя! Который считывает все намеки и посылы, ради которых эта история была написана! Которому откликаются все мои рассуждения!

Чем дальше, тем сильнее я убеждаюсь в важности определения своей целевой аудитории. Которая есть даже не у каждого автора, а у каждой его книги (потому что одному и тому же человеку одна книга у автора может понравиться, а вот другая уже нет🤷‍♀️).

На литмастерской мастер нашей секции сказала на моём разборе примерно следующее (точную цитату уже не помню, но смысл был таков):

Автору полезно было бы учитывать, что его книгу могут читать не только недалекие эмоциональные шестнадцатилетние девочки, но и более взрослая серьёзная аудитория.

Я тогда ничего не сказала — да меня никто и не спрашивал. Ведь я приехала слушать мнение других людей, а не оправдываться. Мнение можно принимать или нет — это уже дело десятое. А спорить с кем-то и оправдываться — только время терять.

Но я не была согласна с ней ни тогда, ни сейчас. Ни в том, что она назвала читателей, которым понравилась моя книга, недалекими шестнадцатилетками (возможно, дословно было сказано не именно такими словами, но смысл примерно такой), ни в том, что мне нужно учитывать, что книгу будут читать другие люди, не попадающие под определение «эмоциональных шестнадцатилеток».

Помню, в школе читала книжечку Александра Торика в жанре православного фэнтези «Dimon». Меня тогда очень впечатлила и позабавила ремарка на обложке книги:

Для детей от 4 до 104 лет. Взрослым любого возраста читать категорически запрещается.

Отличное определение целевой аудитории! Пожалуй, я могу сказать похоже про «Эльфами не становятся»для читателей от 4 до 104 лет. Возраст моей ца значения не имеет, а вот наличие определенных характеристик и/или потребностей — да. Я бы определила качества «моего» читателя примерно так: для тех, у кого стакан наполовину полон, а не пуст, для мыслящих позитивно, для тех, в ком есть вера в чудо, а доля скептицизма если и есть, то мала по сравнению с открытостью миру.

Кроме того, книга писалась про подростка, который убегает от проблем реальности в выдуманный мир. Проблема, в общем-то не единичная и далеко не редкая. Более того — встречающаяся не только у подростков, но и у взрослых людей. В моей истории героиня перерастает свою любовь к сказке и возвращается к реальности, искренне её полюбив и поняв. Мне хотелось, чтобы читатели, которые когда-либо сталкивались (сами или кто-то из их знакомых) с такой проблемой или, быть может, сейчас частично находятся в таком состоянии, могли бы вдохновиться её примером и найти свой выход в реальность.
Только и всего.

Поэтому «Эльфами не становятся» — это лекарство для вполне определённой категории читателей. И как любое лекарство, оно не может быть нужно абсолютно всем.

Если вас при чтении моей книги раздражает героиня и её проблемы, нисколько не интересуют её размышления о выборе между сказкой и реальностью, то я вас поздравляю — вы настолько здоровый человек, что вам неинтересно копаться в психологии таких людей, как моя героиня, даже чисто из научного интереса.
Вам не нужно моё лекарство.
Только и всего.

В последнее время я поняла чётче, чем раньше:

Это нормально, что есть хорошие, признанные книги, которые лично мне не хочется читать по причине, например, тяжести или неприятности освещаемых в них тем. Всё просто: освещаемая тема — не моя болезнь и мне не нужно это лекарство. При этом, книга действительно может быть достойной и заслуживающей внимания.

А вот и целиком обложка моей новой истории
А вот и целиком обложка моей новой истории