Несколько десятков региональных провайдеров в России избавили своих абонентов от «замедления», а фактически блокировки YouTube, представляя возможность смотреть видео как конкурентное преимущество. Они используют «лазейку», если её вообще можно так назвать: дело в том, что формально YouTube в России не запрещён и не заблокирован, в «чёрном списке» доменов Роскомнадзора его нет, и операторы не обязаны его ни блокировать, ни замедлять.
Однако «замедление» происходит на уровне ТСПУ – это программно-аппаратные комплексы, разработанные по заказу РКН, которые операторы обязаны устанавливать на своих сетях. ТСПУ расшифровывается как «Технические средства противодействия угрозам», принципы их работы и назначение не раскрываются, однако очевидно, что они предназначены для централизованного управления трафиком на уровне провайдеров.
По всей видимости, они «замедляют» доступ к YouTube по принципу пассивного DPI, передавая в ответ на запрос пользователя подменный пакет быстрее, чем он придёт от «заблокированного» сервера. Поэтому такое замедление можно обойти даже средствами маршрутизатора: либо направив трафик на иностранные кэширующие сервера YouTube по их IP-адресам, либо блокируя ложные пакеты от DPI и пропуская нужные, которые при наличии ложных пакетов игнорируются клиентским устройствам.
Однако эта мера – временная, поскольку YouTube в любой момент могут внести в список заблокированных ресурсов и тогда конкурентное преимущество исчезнет. Очевидно, что провайдеры пошли на этот шаг, чтобы избежать оттока клиентов, поскольку после 8 августа, когда нормальная работа видеохостинга в России прекратилась, несколько десятков абонентов различных интернет-провайдеров разорвали договора на обслуживание, т.к. без YouTube фиксированный ШПД им не нужен вообще.
При этом «замедление» возымело эффект: спустя три недели среднее время просмотра YouTube упало, по данным Mediascope, с 52 до 38 минут в день. Поскольку это средние числа, то можно сделать вывод, что большое количество россиян перестали смотреть YouTube вообще.
До конца июля россияне в среднем пользовались YouTube 50–52 минуты — в выборку включены все жители страны, даже те, кто заходит на видеохостинг редко или не пользуется им вовсе. С 29 июля этот показатель впервые за последние месяцы сократился до 49 минут, затем количество времени каждую неделю продолжало падать: до 43, 39 и 38 минут в день. Среднесуточный охват в последний месяц также сократился: со стабильных 45–46 до 38–39% к середине августа.
Значительно сократилось посещение YouTube и среди тех, кто заходил на видеохостинг регулярно. Из графиков Mediascope следует, что с начала мая до конца июля российские пользователи YouTube в среднем не проводили там меньше 111 минут в день. Однако с 29 июля по 4 августа среднее время посещения сайта упало до 107 минут в день, на следующей неделе — до 96 минут. Во второй половине августа постоянные пользователи из России тратили на YouTube примерно 91–92 минуты ежедневно.
Формально правительство вообще ничего не делало с YouTube: по официальной версии, Google два года как ушла из России, поэтому перестала поддерживать свои кэширующие сервера. Однако в Google опровергают наличие каких-либо технических проблем с их стороны, так что всё-таки замедление – это реакция властей на политику YouTube: каналы пророссийских авторов на платформе блокируются и удаляются, зато рекомендательные алгоритмы настойчиво продвигают оппозиционную повестку от иноагентов в качестве альтернативы российским СМИ.