Найти тему
Наталья Баева

Подскажите!

Чем мы жили в 70-е? Не "как", а именно "чем"? Что читали, что пели, какие фильмы любили? НЕ по школьной программе, не общеизвестное, а для себя? Что считалось "продвинутым", не для всех?

Такой вопрос мне задала коллега, которая не помнит это десятилетие, предшествующее "великому хрясь". Но очень хочет представить себе ТОТ народ.

Ленинград, Невский, 1972 год
Ленинград, Невский, 1972 год

И я начала добросовестно припоминать. 70-е для меня разделились на две неравные части: до 1977 школа в Воркуте, после - Университет в Ленинграде. Проще всего с кино: ничего "альтернативного" ещё не было, просто потому что видеомагнитофоны появились ближе к концу 80-х. А до того были любительские кинокамеры и проекторы. Любители снимали кто отчёты о путешествиях, кто семейные торжества. А что-нибудь непотребное? Возможно, но в глубоком подполье, до нас, школьников, не доходило.

Смотрели, что дают, и чем дальше, тем больше подозревали, что самое лучшее от нас скрывают. Позже выяснилось, что именно эти подозрения были беспочвенны - кино к нам везли действительно самое лучшее. Феллини был в большой моде, а его "Амаркорд" - это просто праздник какой-то, смотрели не по одному разу! А вот "Игрушку" восприняли только как комедию - ведь Ришар такой смешной...

А единственный эпизод с "альтернативным кино" запомнился странным несовпадением того, что ожидали - и того, что увидели. Это был 1972 год, мы - пятиклассники. Родители одноклассницы привезли из-за какой - то границы мультики Диснея. Не его шедевры, а именно "проходной" ширпотреб с вездесущим Микки Маусом в главных ролях: "Принц и нищий", "Золушка"...

И вот, набились мы в квартиру почти всем классом, на стене экран, загудел проектор... смотрим. Привычны-то нам наши "Царевны-лягушки"! А здесь - нечеловеческие голоса, дёрганая мимика, до предела скомканные сюжеты... Но никто не решился признаться даже самому себе, что не так уж и понравилось: ведь необычно-загранично, а значит, плохо это быть просто не может!

- А почему у нас так не умеют?

У нас умели лучше. С конца сороковых - уже точно. Но научились позже - вот у Диснея и навсегда осталась слава первопроходца.

А вот что касается книг - книга сама по себе была в моде, и это была лучшая мода на свете.

-2

В порядке вещей было, придя в гости, подойти к книжному шкафу, к стеллажу, восхититься - и темы для разговоров возникали сами собой. Ещё и почитать дадут. Ведь не просто так стояли эти стенки книг - их действительно читали. И "доставали", и разыгрывали подписки на работе, и занимали очередь на ночь за многотомниками. Моя мама так выстояла до открытия магазина - и оторвала-таки подписку на "Библиотеку Всемирной литературы". 200 томов.

-3

Но что считалось "продвинутым"? В школе у пятиклассников из рук в руки переходил Мопассан, чуть постарше - Ремарк. Помню, передавали друг другу его "Жизнь взаймы". И психологические новеллы Цвейга. Вообще классика была в почёте, но исключительно зарубежная (своей, видимо, "объелись" на уроках).

А взрослые знатоки заседали в Клубе книголюбов при Дворце культуры, и иногда приходили в школы с просветительской миссией. Помню беседу про Экзюпери. Уверяли, что он - мощный философ, потому что его Маленький принц - это Естественный Человек, не испорченный никакой политической системой! Это такая лёгкая фронда была, что ли?

Родители были без ума от Хемингуэя и Ирвинга Стоуна (кто прочёл, кто послушал пересказ того, кто прочёл). Очень престижно было выписывать и читать журнал "Иностранная литература" - новинки со всего света. И в "Смене" их печатали. Но едва ли не единственная вещь, которую я прочла в журнале - это "Капитаны песка" Жоржи Амаду. Фильм "Генералы песчаных карьеров" побил все рекорды популярности, а книга оказалась гораздо сильнее!

-4

Из наших писателей самым читаемым оказался, пожалуй, Чингиз Айтматов. И сейчас думаю, что его "Пегий пёс, бегущий краем моря" - лучшая повесть, написанная в 70-х.

Ещё решительно все читали фантастику. Казанцева любили, но этой любви стеснялись, считался детским. А вот Ефремов - это продвинуто, и ничего, что понимали шиворот-навыворот. Кто теперь пишет о запрете на его "Час быка"- врут с непонятными целями, мы это брали в школьной библиотеке.
Но пришлось перечитать на пятом десятке, чтобы оценить, насколько это пророчество.

Фантастикой считалась и самая желанная книга - "Мастер и Маргарита". Тираж маленький, так брали в читальном зале на ночь, перефотографировали и перепечатывали. И у меня был машинописный экземпляр, 250 страниц А4.

Серебряный век знали по верхам, и перепечатывали, а то и переписывали от руки Цветаеву и Мандельштама: их же сама Пугачёва поёт! Вот только не были уверены, Мандельштам - это он или она? В начале 70-х на краткий миг до небес взлетела популярность Галича. Но девочки всё равно переписывали в тетрадки Асадова.

-5

Потом университет, а там, кроме лёгкой фронды, богоискательство. В смысле, желание понять, не свернула ли цивилизация куда-то не туда, не зря ли забыто христианство (а оно действительно было забыто). И как информацию к размышлению нам подсказали Сенкевича "Камо грядеши" и Ренана "Жизнь Иисуса". Умными себя почувствовали!

-6

А о том, что и по каким поводам сочиняли сами, продолжение следует.

Присоединяйтесь, подскажите, что я упустила?

Вижу, возник неожиданный спор: писали или не писали девочки рукописные "песенники" и прочие альбомчики. Писали, да ещё как!

Прилагаю образчики девчачьего творчества: