Почему ребенок не хочет ходить в школу?
Первые фразы про «не хочу идти в школу» мы, родители, начинаем и продолжаем слышать от детей в условные «пиковые или кризисные» фазы развития: у первоклассников, при переходе в пятый и с седьмого по девятый класс. Перечислим общее причины проблемы вне зависимости от возрастов.
Первая и простая причина — физиологическая (ребенок не выспался, или плохо себя чувствует).
Психологические причины часто маскируются «до последнего», так как ребенок их не осознает, не понимает. В ответ мы слышим что-то вроде: не хочу и все. Подробнее о психологических причинах далее в статье.
Третья причина — когнитивная направленность. К средней школе наступает «зенит любознательности». Эта любознательность весьма поверхностна, разносторонняя, и практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все, что не входит в школьную программу.
Что делать если подросток отказывается идти в школу?
Типичной чертой подростковых групп является конформность — склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Ценности подростка формируются в соответствии с ценностями того коллектива, к которому привержен. Если в коллективе считается круто быть самым сильным спортсменом, или физиком, или первой скрипкой, то это стремление и желание будет поглощать все силы и внимание подростка, тут не до учебы.
Второй аспект: для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство взрослости. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Подростку нужен телефон лучше, чем у взрослых, время «на диване» и так далее. Часто подростки не видят рабочей деятельности родителей и неосознанно подражают только вершине этого айсберга. Они ориентированы на внешнее воплощение чувства взрослости и отказ учиться.
Как себя вести, если ребенок не хочет идти в школу?
В первую очередь не заставлять, а разобраться самостоятельно учитель и психолог помогут выяснить — какие из трех составляющих проблемы присутствуют (физическая, психологическая, когнитивная).
Нежелание идти в школу — «детский каприз или серьезная проблема?»
Чтобы понять, что это потребуется информация об особенностях возрастных периодов. Например: формирование комплекса мнимых недостатков — особенности переходного возраста девочек (подробнее об этой теме можно найти по запросу «кризисы возрастного развития»). Обычно, капризы часто связаны с протеканием очередного кризиса развития. Прояснить ситуацию и снять сомнения в этой теме, поможет общение с учителем и рекомендации психолога. Если в результате беседы, есть понимание, что происходящее выходит за рамки особенностей возрастных периодов — тогда стоит строить индивидуальную стратегию решения проблемы.
Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу
Такими причинами могут быть: буллинг, сильная утомляемость (в связи с чем отставание в программе), конфликты с учителями, скука и отсутствие мотивации.
Как помочь ребенку, который отказывается идти в школу
На физическом плане. В первую очередь будьте уверенны сами (на основании фактов) в том, что ребенок хорошо засыпает, крепко спит и высыпается. Что нет скрытого воспаления в организме, вызывающего хроническую усталость. Ребенок ест три раза в день (как минимум) горячую пищу и получает жиры, белки и углеводы в нужной пропорции.
Второе. На психическом плане. Внимательно отнеситесь ко всем, казалось-бы, несущественным рассказам ребенка. Запоминайте имена детей, ведь из всех 30 человек вам рассказывают именно про этих ребят, почему? Будьте внимательны к рассказам о ссорах-обидах, о том, кто «дура» или «дурак». Задавайте наводящие вопросы о друзьях в онлайн-играх. Узнавайте, во что любят играть одноклассники и т. д. Владея этой информацией можно создать стратегию психологической помощи конкретному ребенку.
Третье. На когнитивном плане. Исследуйте интересы ребенка и составляйте стратегии, как можно эти интересы частично реализовать в рамках школьных предметов. Этот раздел требует творчества и креативности.
Развитие мотивации к учебе у детей
Враг мотивации ребенка, это ошибка — недопустимое, наказуемое явление. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим. Второй враг — скука.
Друг мотивации — восприятие той же ошибки, как преодоление ступени к достижению цели.
Предположим, что известны интересы ребенка, а ошибки не наказуемое явление. Залог дальнейшего успеха мотивирования в том, что мозг любит новое. Увлеченные педагоги и вожатые способные неординарно и интересно подавать материал и ставить задачи. Следующее — мозг развивается в дружелюбной среде лучше. Раскованный ребенок креативит и получает удовольствие от процесса и деятельности. Такая форма учебы, педагоги и коллектив будут способствовать развитию мотивации.
Можно ли мотивировать школьника материально
Сейчас обладание гаджетами, возможностями платить за интернет-игры и покупать себе что-то важное, больше, чем прежде влияет на школьника и его статус в коллективе сверстников. Таким образом работает схема: работа (учеба)-зарплата- расширение своих возможностей благодаря деньгам. И, как во взрослом мире, неприемлем рэкет, шантаж, и т. д., а возможны изменения правил заключения сделки по обоюдному согласию.
Когда мотивирование может навредить
- Переутомление ребенка. Пример: представьте, что пятница вечер, вы уходите с работы предвкушая выходные, а начальство просит поработать субботу и немного в воскресенье, так как есть важный проект и оплата по двойному тарифу. Так продолжается месяц. Продуктивность деятельности падает, требования остаются.
- Конфликты с одноклассниками. Во взрослом мире мы это можем чувствовать примерно так: отстраненность от коллектива, негативизм при обсуждении темы взаимоотношений на работе, агрессивные высказывания в сторону коллектива начальства, конкурентов. Напряженность и дискомфорт при появлении коллег, обидчивость и раздражительность, грусть, печаль и неустойчивое настроение. И в такой ситуации неожиданно увеличивается доход, и субъект оказывается в заложниках конфликта и мотивации.
- Конфликты с учителями. На примере конфликта с руководителем. Сотруднику сложно, и он избегает говорить вслух, производит впечатление тревожного и неуверенного в себе. Может выглядеть расстроенным, депрессивным, часто плакать ссылаясь на домашние обстоятельства. С утра такой сотрудник может иметь плохой аппетит, частые головные боли, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры. Возможен беспокойный сон, кошмары. Наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки. И в этой ситуации вышестоящий руководитель прибавляет зарплату и сотрудник снова в заложниках конфликта и мотивации.
- Разочарование в учебном процессе. Аналогия. Работа не интересная. Стаж на этом месте уже есть и все ожидания, представления и надежды уже развеяны. Осталась только рутина, которую необходимо делать ежедневно, так как нужно зарабатывать. Руководство прибавляет немного, мотивирует, становиться ненадолго веселее, потом все так же. Уровень выгорания растет.
В случае, когда перепробованы все варианты бесед и мотивации, а ребенок продолжает отказываться ходить на уроки, то вероятно дело не в ребенке, и стоит пересмотреть ситуацию шире.
В каких случаях можно задуматься о смене школы
- Ваши взгляды на подход к обучению не совпадает с учебной программой данной школы
- В школе имеет место буллинг, руководство принимает неэффективные меры, и обстановка не меняется.
- Ценности большинства учеников в параллели и культурный срез этой школы не соответствует ожидаемой линии развития ребенка.
- Руководство не имеет возможности выбирать и формировать достойный педагогический коллектив.
Как поговорить с ребенком о смене школы
Конкретных инструкций нет, как нет ни одной одинаковой ситуации, ребенка, родителя, школы. Есть принципы, основываясь на которых можно подавать информацию.
- Внутреннее спокойствие и уверенность родителя в правильности решения.
- Обсуждение с ребенком цели, ради чего нужна смена школы (хорошо бы, чтобы эта цель была привлекательна для ребенка).
- Объяснение своего решения.
- Слышание всех «за» и «против» со стороны ребенка и совместное составление стратегии наименьших потерь и альтернатив.
- Терпение и время (один разговор и последующая смена школы не лучший вариант).
Если ребенок не хочет ходить в школу — советы психолога для родителей
Ребенку нужна и очень важна поддержка и понимание, одобрение и дискуссия (если родитель что-то не поддерживает).
Когда ребенок не хочет учиться — это каприз, то стоит задуматься, почему он имеет место быть. Отмахнувшись от капризов, есть вероятность получить более энергозатратные, трудоемкие, и иногда требующие участия специалистов, ситуации в школе.
Внимание к интересам ребенка, хороший внеклассный коллектив, полноценный, увлекательный летний отдых в компании сверстников и любящих свое дело педагогов, наполнит вашего ребенка ресурсом на учебный год.
Даже если школа далека от идеала, она будет не столь скучной занудной и ненужной, когда ребенка ждут после любимые дела. Для их более успешной реализации можно брать информацию и в школе. Например: для успеха в танцах или хоккее поможет физкультура, геометрия и физика, нужно лишь показать детям, как все это связано.
Ребенок будет «на голову выше» имея такое видение и очень благодарен вам!
Статья написана психологом детского «Клуба путешественников Робинзонада» — Надеждой Макеевой.
Мы проводим яркие программы активного детского туризма, программы семейного отдыха с детьми, подростковые лагеря, туры для школьников. Наши смены проходят на Валдае, в Подмосковье, на Черном Море и в других замечательных местах нашей необъятной Родины.
Будем рады видеть вас на наших программах!