В конце августа — 29 числа — отмечается Ореховый Спас. У него несколько названий: Нерукотворный, Третий, Холщовый и Хлебный. В этот праздник верующие вспоминают, как возник нерукотворный образ Господа Иисуса Христа, и собирают урожай орехов, плоды которых принято освящать в храмах. Подробнее о торжестве расскажет Общественное телевидение России.
Суть Орехового Спаса
Третий Спас отмечают каждый год в одну и ту же дату — 29 августа. В 2024-м он выпадает на четверг. В этот день верующие вспоминают историю возникновения нерукотворного образа Иисуса Христа. Предание гласит, что царь Эдессы Авгарь отправил ему письмо с просьбой помочь избавиться от проказы. Прочитав обращение, Христос умылся приготовленной для него водой и вытер лицо полотенцем (убрусом). На ткани отпечатался его лик.
Ткань доставили в Эдессу, где царь приложил ее к своему лицу и моментально исцелился от недуга. Через некоторое время Авгарь вместе с подданными принял крещение от ученика Иисуса, а лик Спасителя повесили в крепостной стене над городскими воротами. Эта реликвия стала первой христианской иконой. Отсюда и еще одно название праздника — Спас на холсте (Холщовый).
Долгое время нерукотворный образ Иисуса хранился в Эдессе, затем его перенесли в Константинополь. В 1204 году реликвия бесследно исчезла во время разграбления города крестоносцами.
Позже образ Иисуса скопировали иконописцы. Иконы получили название «Спас Нерукотворный», которые до сих пор очень почитают православные всего мира.
По традиции 29 августа на Руси собирали урожай орехов — считалось, что именно в эту дату поспевают плоды. Урожай относили в церковь и посвящали Богу, чтобы сказать ему «спасибо» за дары и прожитый год.
Пекли в этот день и хлеб, поэтому Ореховый Спас еще называют Хлебным. Главными угощениями были сладкая выпечка и свежий хлеб еще и потому, что в пору праздника проходит уборка урожая злаков. Орехи тоже имели важное значение на столе — их употребляют в чистом виде — люди верили, что плоды помогают от разных недугов.
Что нужно делать православным в Ореховый Спас
В день празднования в храмах проходят богослужения. Их можно посетить и утром, и вечером. Верующие по сей день приносят с собой орехи, которые освящают после службы.
В беседе с ОТР религиовед Александр Невеев напомнил, что Третий Спас приходится на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы, который знаменует завершение Успенского поста. Поэтому разрешается расслабиться и не соблюдать строгие правила в пище. На праздничный стол рекомендуется поставить молоко, рыбу и мясо.
«Если мы говорим о празднике Спаса Нерукотворного, то, конечно, нужно прочитать акафист соответствующей иконе», – добавил эксперт.
Если возможности посетить храм нет, то стоит уделить время молитве дома. После можно устроить семейный ужин и сходить в баню. Согласно поверьям, если напариться вениками из орешника, то за год ни одна болезнь не пристанет. Однако все это относится не к церковным, а к народным традициям.
Что не стоит делать в день Спаса Нерукотворного
Любой православный праздник должен напоминать верующим о нравственном идеале, который провозглашается христианством, указал собеседник ОТР. Нельзя оскорблять ближних, держать в голове плохие мысли, завидовать, гневаться, перечислил Невеев.
«Самое главное, к чему нас призывает любой православный праздник — это соответствовать тому светлому образу, который явился в этом мире благодаря Иисусу Христу. [Нужно] молиться о врагах, прощать какие-то плохие вещи, которые в ваш адрес совершают. Если вы будете так мыслить о празднике, это принесет вам наибольшие блага», – сказал специалист.
Возбраняется в Ореховый Спас заниматься тяжелым трудом и убираться в доме. Также нельзя отказывать в помощи нуждающимся.
Отмечают ли Ореховый Спас в мусульманстве
В мусульманстве не отмечают Ореховый Спас, рассказал религиовед. Более того, почитание икон в исламе воспринимается как проявление язычества.
«Хотя нравственные представления христиан и мусульман очень-очень близки. Мы все выступаем за традиционные, прежде всего семейные ценности, уважение к старшим, за многодетность. Мы не принимаем эвтаназию и аборты, прелюбодеяния. Все это для нас очень тяжелое преступление», – сказал он, добавив, что несмотря на эти схожести, в плане восприятия икон христиане и мусульмане не сходятся.