В лету времен канули Такси «Форсаж», такси «Поехали», Такси «Пегас», Такси «Пятерочка», Такси «Копеечка», Такси «Мустанг», Такси «Комфорт», Такси «Ваше такси», Такси «Такси плюс», Такси «Лидер», Такси «Юнис Лада», Такси «Вояж», Такси «Эконом», Такси «Тройка», Такси «Пуля», Такси «Минутка», Такси «Мерси», Такси «Таксомобиль», Такси «Автомиг» и многие, многие другие. У каждого парка была своя история начала и конца. Сейчас на рынке остались немногие, такие как: Такси «Яндекс», «Ситимобил» Такси, «Везет» Такси, «Максим» Такси, inDriver Такси и Такси «Таксовичков». Чем закончится их история существования, время покажет. Но, увы, рынок пассажирских перевозок такси проще не стал.
В связи с введением нового закона о такси для таксистов и таксопарков вводятся очень жёсткие требования. Сам закон вносит такие требования, которые вынуждают весь бизнес по перевозки пассажиров в такси меняться и перестраиваться. Искать новые формы мотивации для таксистов и выстраивать иные отношения с пассажирами. Проверки таксистов на легальность и не легальность со стороны различных государственных структур могут привести к обрушению рынка такси и серьёзного подорожания данных услуг. Будет, таким образом, спровоцирован уход «таксистов-подработчиков», для которых этот заработок не является основным, но данная категория таксистов делает существенный объём работы по перевозке пассажиров. Таксисты-легалы в определенные часы не справляются с пассажиропотоком в итоге сами пассажиры, когда им нужно уехать на вокзал в аэропорт на прием к врачу в больницу через мобильное приложение добавляют наценку к тарифу, только бы не опоздать, только бы приехало такси. Другими словами от чего депутаты хотели уйти с помощью нового закона о такси к тому могут и вернуться. Это может спровоцировать увеличение расценок на услуги такси. В связи с сокращением количества таксистов приезд таксиста с опозданием или не приезд на вызов совсем будет обычным делом и в связи с этим снова возрастут жалобы со стороны пассажиров. Люди не смогут уехать в аэропорт, даже увеличив тариф на перевозку в мобильном приложении многократно, по одной простой причине - нехватка машин. Потеря прибыли агрегаторами и таксопарками это то же очевидный факт.
ПОЧЕМУ ТАКСОПАРКИ ОГРАНИЧИВАЮТ ЗАРАБОТОК ТАКСИСТОВ
Всех денег не заработаешь. Фраза знакомая многим. Но вот незадача, многие агрегаторы сами ограничивают заработок таксиста. Как, почему и зачем они это делают?
Скажу сразу, не всех таксистов таксопарки ограничивают в заработке. Не ограничивают тех, кто на договорной основе таксует на автомобиле таксопарка. Другими словами работает на основании трудового договора, но такая работа не выгодна большинству таксистов, так как таксопарк забирает до 70% заработка. Не ограничивают тех таксистов, кто берет автомобиль в аренду у таксопарка, чтобы отработать одну или две смены. Так сказать выходят в линию от случая к случаю, когда таким таксистам нужно на что-то подзаработать. Конечно друзья и знакомые, и друзья друзей, собственников таксопарков и приближённых к ним. Куда же без них, без тех, которые работаю на разных «льготных» условиях по знакомству в таких таксопарках.
Ограничения есть и по сумме заявки. Так персонально для каждого водителя в программном обеспечении есть возможность установить функцию не предлагать водителю заявки больше определённой суммы либо от определенных клиентов, которые хорошо платят по повышенному тарифу. Также в программном обеспечении разных агрегаторов есть возможность установить функцию приоритета раздачи заявок или приоритета видимости заявок. И тут речь идёт не только про агрегаторов, которые работают по принципу Яндекса или по принципу Таксовичкова, но и других агрегаторов. Тут у каждого агрегатора своя логика в раздаче заявок.
В некоторых таксопарках приоритет в раздаче заявок выше у так называемых «легальных» таксистов. Это те, кто платят налоги, и официально оформил все бумаги в соответствии с законом о такси. Логика таксопарков в отношении таких таксистов проста, они платят налоги, у них есть полный пакет необходимых документов, значит, у нас с ними не будет проблем со стороны проверяющих органов. По эти двум причинам они должны зарабатывать больше. Вполне справедливо если учесть, сколько денег нужно потратить таксисту, чтобы легализоваться.
Почему ограничивают заработок таксопарки это, пожалуй, главный вопрос который интересует всех таксистов. Ответ прост заработок таксопарка. И вполне логично возразить, чем больше зарабатывает каждый таксист, тем больше сумма процентов, которую платит каждый таксист, тем больше в совокупности получает от таксистов таксопарк. Казалось бы, зачем в этом случае ограничивать некоторых водителей в заработке, когда все платят одинаковый процент таксопарку и таксопарк со всех таксистов получает одинаковую сумму процентов. Какая-то не логичность получается. Суть этих ограничений в специфике бизнеса такси. Таксопарки, таким образом, стараются сохранить костяк работающих таксистов, поэтому дают им разного рода приоритеты в сравнении с теми, кто разово выходит на линию и для кого это подработка, а не постоянное место работы. Так таксопарк обеспечивает себе «выживаемость» за счет стабильного поступления денежных средств от постоянно работающих таксистов и что бы они не уходили, в другие таксопарки, дают им приоритет.
АНАЛИЗ ПРОДАЖ В АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАДРОВ
У многих агрегаторов есть разные системы поощрения водителя, так сказать мотивации, а есть запреты и лишения, вплоть до блокировки приложения и запрета выхода на линию. Раньше одним из методов поощрения была оклейка автомобилей в фирменные цвета таксопарка, за что водитель получал некий приоритет в заказах, и как следствие, больше зарабатывал. Но вот наступил момент, когда оклеиваться нужно по закону всем таксистам. За не соблюдения требований закона государством предусмотрены различного рода порицания в виде штрафов принудительных работ и даже лишения свободы. Всё это ждет таксиста согласно нового закона о такси. Подробнее о всевозможных лишениях для таксиста можно прочесть в статье «ЗАКОН О ТАКСИ ЗАКРУЧИВАЕТ ГАЙКИ ДЛЯ ТАКСИСТОВ, А ЧТО ГРОЗИТ ТАКСИСТАМ В СЛУЧАИ…». Получается так, что у таксопарков «потерялась» мотивация для водителей в виде приоритета по заказам за оклейку автомобиля в фирменные цвета таксопарка. Оставшаяся мотивация, которую могут использовать таксопарки, это мелкие премии за выполнения определенного количества заказов за определённый промежуток времени, который слабо мотивирует водителей. Это объясняется малыми суммами вознаграждения и таксисты понимают, что «овчинка выделки не стоит».
Остается вопрос, если все автомобили будут обклеены в фирменные цвета, в соответствии с законом о такси, кому будет отдаваться приоритет? И как вообще распределять приоритет в получении заявок между таксистами таксопаркам? И вообще насколько справедливо одним таксистам давать приоритеты по заказам, а другим нет? А может водителям такси дать возможность самим выбирать заказы, а пассажиры с помощью повышения тарифа на перевозку будут рублем голосовать за то приедет к ним такси во время или нет? Как говорится «кто платит тот и заказывает музыку».
По какой логике или правильней сказать программному алгоритму распределяются заказы автоматически. Какие показатели водителя влияют на частоту получения заказов, а что влияет на получения заказа по сумме. Об этом кое-какую информацию можно почерпнуть из статьи «СЕКРЕТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАКАЗОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ».
В отделах продаж торговых компаний есть такой анализ, который называется «А, В, С продажи». Суть его состоит в том, что сотрудники отдела продаж анализируют скорость продажи разного товара. Оценивая по принципу интенсивности продаж, разного товара, и в зависимости от оборачиваемости, каждого наименования товара, ему присваивают разные категории продаж. Так, например, товар категории «А» находится в лидерах продаж с высоким уровнем продаж и оборачиваемости он пользуется хорошим спросом у покупателей. Товар категории «В» имеет среднюю интенсивность продаж этот товар знаком потребителям, но его покупают, что называется от случая к случаю. Товар категории «С» относится к категории плохо реализуемого и залежалого товара.
Водителей то же нужно разделить на категории «А, В, С». Где категория «А» это те водители, которые регулярно выходят в линию и делают за смену наибольшее количество заявок. Категория «В» это те водители, которые выходят на линию время от времени и делают заявок ниже нормы. Категория «С» это те водители, которые выходят на линию в выходные и праздничные дни и не являются таксистами на постоянной основе.
НЕ ДАВАЙТЕ ДЕНЬГИ, ДАВАЙТЕ ПРИОРИТЕТ
И возникает вполне логичный вопрос, почему водителям, которые действительно мотивированы работать не давать приоритет в заказах. Это выгодно таксопарку это выгодно водителю такси это выгодно пассажиру. Вроде бы потерь нет ни с чьей стороны.
Но с другой стороны не давать же водителю, который отработал один день двенадцать часов сразу приоритет. Конечно, нет! Это будет не честно по отношению к тем водителям, которые уже давно работают в таксопарке и это не профессиональная дедовщина, а принцип объективной оценки.
Оптимальный показатель для предоставления водителю приоритета по заказам на следующий период - это неделя. Отработал неделю, достиг необходимых показателей по объему выполненной работы, получай приоритет по заказам на следующую неделю. Всё честно и справедливо. Получается так, что тот водитель, который работает постоянно, регулярно выходит в линию и будет составлять «водительский костяк» таксопарка и приносить регулярно прибыль таксопарку и зарабатывать себе.
Какую категорию водителю можно присваивать и как? Один из вариантов это когда водителя приняли в таксопарк, посмотрели, как он отработал неделю и после этого отнесли его в соответствующую категорию по приоритету получения заявок. Принцип простой больше выполняешь заказов чаще выходишь в линию таким водителям и приоритет в получении заявок выше. Автоматически или вручную отслеживать активность водителя каждую неделю по количеству выполненных заявок по количеству отказных заявок. Оценочные показатели в зависимости от региона будут разные, соответственно, каждый таксопарк, сам решает, который из показателей для него наиболее важен в зависимости от рынка услуг такси в данном регионе.
ЧТО В ИТОГЕ
Собственники таксопарков агрегаторы и коллцентры пока не выработали единую систему дальнейшего взаимоотношений с таксистами и пассажирами. Всё делается наспех стараясь выполнить все требования нового закона о такси. Предстоит выработать новую систему мотивации для водителей, которые, прочитав закон о такси уже понимаю, что выполнить все требования не возможно. Вдобавок ко всему принцип одного окна по оформлению и легализации даже тех таксистов, которые решились на это, не работает. Собирать все справки заполнять бланки и вставать на налоговый учет будут сами таксисты. Какую систему налогообложения им применять то же не всем ясно.