Найти в Дзене
ПИЛИГРИМ

Флоренция 30 лет назад: путешествие в прошлое

Я полюбила этот город много лет назад, когда мой друг решил очаровать меня и повез в тот город, который знал и любил больше всего на свете. Это было время, когда в нашей стране всё только начинало приходить в равновесие после бурных лет перестройки. Хотя я до этого уже бывала и в Европе (поездки на так называемых "поездах дружбы" в Чехословакию и ГДР, сумбурное первое путешествие в Испанию) и в США на Аляске, но Италия потрясла до глубины души. Во-первых, мой друг показал самые красивые места и рассказал историю практически каждого храма, церкви, дворца. У него фантастическая память и поэтому рассказы были невероятно подробные и увлекательные. Названия Duomo, Palazzio Vecchio, Piazza della Republica звучали как музыка. И сама музыка была на каждом углу и на каждой площади. Флоренция — это город-история, город-музей, город-праздник. Во-вторых, в Европе тогда был период благополучного буржуазного-сытого процветания и спокойствия. Всё было чинно, благородно, спокойно, в том числе и в Ита

Я полюбила этот город много лет назад, когда мой друг решил очаровать меня и повез в тот город, который знал и любил больше всего на свете. Это было время, когда в нашей стране всё только начинало приходить в равновесие после бурных лет перестройки. Хотя я до этого уже бывала и в Европе (поездки на так называемых "поездах дружбы" в Чехословакию и ГДР, сумбурное первое путешествие в Испанию) и в США на Аляске, но Италия потрясла до глубины души. Во-первых, мой друг показал самые красивые места и рассказал историю практически каждого храма, церкви, дворца. У него фантастическая память и поэтому рассказы были невероятно подробные и увлекательные. Названия Duomo, Palazzio Vecchio, Piazza della Republica звучали как музыка. И сама музыка была на каждом углу и на каждой площади. Флоренция — это город-история, город-музей, город-праздник. Во-вторых, в Европе тогда был период благополучного буржуазного-сытого процветания и спокойствия. Всё было чинно, благородно, спокойно, в том числе и в Италии. Не было еще безумных толп мигрантов, грустных картин бездомных людей, вакханалии граффити на окраинах и вокзалах. Мне казалось, что вот он - светлый мир, к которому можно стремиться и в котором хочется остаться. С той первой поездки любовь к Флоренции осталась навсегда. Я бывала там несчетное количество раз, но как только предоставляется возможность еду туда снова. Хотя там уже нет того "светлого мира", но красавица Флоренция переживала и не такие времена.

Фотографии все старые, перенесенные с бумажного формата, так что извините за качество.
Фотографии все старые, перенесенные с бумажного формата, так что извините за качество.

Флоренция — это город-история. Она внесла грандиозный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации. Город дал миру таких гигантов, как да Винчи, Микеланджело, Савонарола, Макиавелли, Данте и Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка, флорентийская монета стала эталоном для всей Европы, флорентийские художники разработали законы перспективы, флорентийские мыслители положили начало эпохе Возрождения, а флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам. Здесь Достоевский завершил писать роман «Идиот», а Чайковский писал «Пиковую даму».

-3

Самое примечательное строение Флоренции, конечно же, собор Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо. Находится в самом сердце города на соборной площади. В свое время он был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города, то есть был чем-то вроде огромной крытой площади. Строился собор около шести веков и, как минимум, шесть архитекторов принимали участие в его строительстве. Купол, имеющий диаметр 43 метра и являющимся самым большим в мире, возводил знаменитый Брунеллески. Еще интересны необычные часы, созданные Уччелло, потому что стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). Рядом находятся колокольня и баптистерий со знаменитыми золотыми воротами.

-4

Самое интересное — подняться на колокольню и на купол, откуда открываются потрясающие виды. А еще мне нравится то, что, если есть закрытая месса, то после спуска можно ее послушать. Никого не пускают в храм, но выход с купола идет через собор, так что можно остановиться и послушать. Я туда поднималась раз пять, каждый раз страдая, зачем же я снова терзаю свою тушку такими усилиями. Но как только поднимаюсь наверх, то сразу знаю, что если буду во Флоренции еще раз, то снова полезу.

-5

И можно бесконечно бродить по улочкам, заглядывать по дороге в бесчисленные дворцы и соборы, слушать истории и легенды ( у моего друга история Италии - страстное увлечение, так что у меня была просто море потрясающей информации). Флоренция и сейчас остаётся городом тайн — слишком много событий выпало не её долю. История повсюду – почти с каждым домом, мостом, скульптурой связана какая-нибудь легенда или миф. А как прелестны эти легенды. Как, например, разгадка названия крохотной улочки Via del Corno (улица Рога) рядом с Палаццо Веккьо – дружба человека, жившего здесь, с гоблином спасла ему жизнь. Гоблин подарил ему рог, в который нужно было трубить в опасной ситуации. Хозяин дома попал в беду, затрубил в этот рог и его спасли.

-6

Или история палаццо на площади Сантиссима Аннунциата. С левой стороны палаццо есть окно, которое всегда остается открытым, несмотря на время года и погоду. В этом окне ждала мужа с военных сражений благородная дама из семьи Грифони. Она много лет ждала любимого, но он так и не вернулся. Дама умерла и окно закрыли. И тут же у семьи начались всяческие неприятности и даже беды. Как только открыли окно - все прекратилось.

Золотой мост и галерея Уфицци - это потрясение с первых минут. Я в институте изучала курс по искусствоведению и моим любимым художником был Рафаэль, и, конечно же, в те годы мы видели только репродукции. А здесь, когда ты видишь все воочию, то возникает ощущение сна или иллюзии.

А можно отправиться в сады Боболи или дворец Медичи, откуда можно любоваться оливковыми рощами и старинными домами под выцветшей от солнца черепицей.

А на площади Синьории рядом с фонтаном Нептуна есть неприметная мраморная табличка. Она указывает на то, что здесь сожгли на костре печально известного католического священника Джироламо Савонаролу. В те годы Флоренция переживала ренессанс, когда процветали искусство, культура и философия, что весьма огорчало доброго монаха. Он осуждал обожествление материальных благ. Стремясь очистить город от сатанинской скверны, он создал Костёр тщеславия и организовал отряды молодых людей, врывавшиеся в дома знати с целью проследить за соблюдением заповедей (эдакие флорентийские хунвэйбины). Они отбирали светские книги, картины, красивые вещи, а потом сжигали все это на костре. Затем, когда власть Савонаролы стала фактически абсолютной, он стал призывать вырывать языки святотатцам, жечь живыми развратником, у игроков забирать всё имущество. Но терпению Папы и флорентийцев пришёл конец, священника повесили, а потом сожгли на его же костре.

В неприметном переулке возле Домского собора есть маленькая церковь Санта Маргарита, где Данте встретил Беатриче, ставшую его любовью и вдохновением. Хотя семья Беатриче и няня похоронены в церкви, она, вероятно, была похоронена где-то в другом месте с родственниками своего мужа. Впервые о церкви упомянули в XI веке, но с тех пор облик её неоднократно менялся. Здесь установлена чаша, в которой любой желающий оставляет записку с мольбой об ответных чувствах.

-11

А еще есть много улочек, которые вьются по холмам и выводят к площадкам, откуда виден весь город и это похоже на поиски сокровищ.

-12

Коридор Вазари, спроектированный Джорджо Вазари для семьи Медичи в 16 веке, проходит по одной стороне моста Понте Веккьо через реку Арно. Сегодня мало кто знает о ее существовании, хотя ее история довольно запутанна. Именно семья Медичи решила построить крытый коридор между художественной галереей Уффици, где работал Козимо де Медичи, и Палаццо Питти, где он жил.

Площади, множественные палаццо невероятной красоты, бесчисленные соборы и монастыри, роскошные дома, любовно оберегаемые (хоть многие и обшарпанные и облезлые, увы, на всех денежек не хватает). Город живет своей жизнью, снисходительно взирая на суету толп туристов. В нем проводятся конкурсы, концерты, фестивали, шествия — город кипит, бурлит, гомонит, поет, ест, в общем, просто радуется жизни. И щедро делится этой радостью с тобой.

Как я уже говорила, у меня было много поездок в этот город, но им невозможно пресытиться, так что весной я планирую новую поездку с моими итальянскими друзьями.

-14
И в завершение размещу рассказ, который я там написала, хотя перенесла действие в Рим.

Кстати, американский антрополог и фольклорист Чарльз Леланд даже написал книгу "Легенды Флоренции в 1895 году, посвященную тайнам и историям Флоренции.