...или как классическая музыка стала элитарной, и что нам с этим делать
Представьте: вы молодой человек и решились пригласить понравившуюся девушку на свидание. Да не куда-нибудь, а на органный концерт И.С. Баха от Amadeus Concerts. Захотели произвести впечатление — такой вот вы оказались современный джентльмен. Хорошо бы только, чтобы костюм с выпускного до сих пор хорошо сидел, ведь у вас другого нет. Да и надо успеть провести для себя ликбез, а главное: не уснуть, всё-таки концерт идёт не один час, а вас, честно говоря, как Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина», академическая музыка никогда особо не возбуждала. Или может быть, вы та молодая особа, что пали жертвой чувств этого юноши, и теперь у вас тоже много забот, ведь из новинок в вашем гардеробе только джинсы-клёш и костюмная жилетка. Можно, конечно, пролоббировать мнение, что не только человек в костюме достоин прикоснуться к искусству и смело заявиться в худи, однако вы рискуете получить косые взгляды. А если забудетесь и заговорите во время концерта, противно скрипните стулом или рано начнёте хлопать, на вас и вовсе может шикнуть какая-нибудь статная дама. Ведь каждый, кто посещал концертный зал, знает, что существуют гласные и негласные нормы поведения.
Эксперименты со звучанием, принципами построения звукоряда, смешение этносов, развитие электроники — это и многое другое привело к рождению новых жанров, стилей и направлений в музыке. Одномоментно с этим музыка условно разделилась на легкую и серьезную. Конечно же, по общему определению, академическая музыка не может быть несерьезной, а человек, который её слушает, непременно должен быть настроен на прослушивание чего-то очень возвышенного. Одно только слово «филармония» и обывательский мозг уже рисует чопорных мужчин во фраках и интеллигентных женщин с горжетками. Поэтому для современного общества концерт классической музыки — это некая музейная история с определенной стилистикой, этикетом и дресс-кодом, которые обязательно следует соблюсти. Дань традициям, сложившимся задолго до нас — это своеобразная театральная игра со своими правилами, в которую играют как слушатели, так и музыканты. Прослушивание такой музыки производится в специально отведённом для этого пространстве, в концертном зале, и носит несколько элитарный характер. Но откуда появились эти традиции на официальные наряды, нормы поведения и сам концертный зал? Всегда ли классика воспринималась именно так, и как же её слушали во времена того же И. С. Баха?
Чтобы ответить на этот вопрос, немного углубимся в историю и посмотрим, откуда вообще берёт начало академическая музыка и где же её можно было услышать. Если считать, что она жёстко заключена в рамки традиций, то неудивительно, что свою непоколебимость она унаследовала от христианских догматов, ведь классическая музыка зародилась именно в церкви. Первоначально христианские учения сопровождались песнопениями монахов без музыкальных инструментов, мотивы которых позже были канонизированы и названы хоралами. Музыкальные инструменты на тот момент использовали лишь трубадуры и уличные музыканты. Однако, с началом эпохи ренессанса феодалы начали тяготиться унылыми церковными мотивами и культивировали запрос на весёлую, живую музыку, которая могла бы звучать прямо в их поместьях. Так, традиции, заложенные в монашеских хоралах, объединяются с площадной инструментальной музыкой. Это даёт толчок к появлению светской музыки, а также пересмотру и развитию духовной. Будучи церковным органистом, И.С. Бах делал хоральные обработки, для того, чтобы разнообразить и оживить звучание уже существующих (но не самых волнующих) хоралов. Где-то в это же время зарождается и опера, однако, при её прослушивании, знать могла позволить себе вести непринужденные беседы.
Потребность аристократов в изысканной и галантной музыке продолжала задавать тон к развитию классики, и на передний план выходят оратории и симфонии, прекрасно подходившие к их званым обедам и семейным вечерним застольям. Танцевальные мелодии перерастают в бальные сюиты, полонезы, мазурки и, конечно же, вальсы. Как можно было догадаться, такая музыка была доступна лишь обеспеченным людям высших сословий — для возможности слушать музыку часто, необходимо было содержать при дворе оркестр (или хотя бы квартет) или арендовывать его и иметь на службе капельмейстера. По тем меркам очень почётная, востребованная и хорошо оплачиваемая должность. Кстати, Бах был капельмейстером на службе одного из правителей германского княжества.
Постепенно традиция содержания оркестра и композитора при дворе начала угасать. Концерты выделились из церковных служб и вырвались за стены знатных домов. Но они всё ещё не были были похожи на то, что происходит в современных филармониях. Специальных залов не было, оркестр играл, где придется: в гостиницах, казино, театрах и городских ратушах. Программа концерта не была подобрана специальным образом, главное в ней — смешение стилей. Разумеется, никто не пытался слушать музыку внимательно. Она была поводом собраться вместе, окунуться в городскую жизнь и обсудить сплетни. Нередко произведения даже не игрались целостно — тихие звуки тонули в потоке городской среды. Пробудить толпу могли только отрывки, наполненные яркими деталями и звуковыми модуляциями, которые моментально встречали восторженные одобрения, аплодисменты и выкрики «браво». В ложах герцогов и вовсе могли обниматься и всхлипывать, а публика с галёрки могла внезапно прервать музыкантов потоком аплодисментов. Только технический прогресс, создавший новые залы с чудесной акустикой смог привнести тишину в зрительный зал. Коммерциализация музыки с её дорогими оркестровыми абонементами начала взывать к порядку и хорошему тону.
Изменилось многое, в том числе отношение к классической музыке. Новый взгляд на искусство разрушил буржуазное представление о ней как о приятном аккомпанементе к выпивке и закуске. Хотя мы всё ещё ходим давать любовные клятвы под марш Мендельсона, уже сложно представить тусовку в коттедже под времена года Вивальди или домашний ужин с гостями под сонаты Йозефа Гайдна. Сейчас классическая музыка перестала быть главной составляющей церковного обряда, театрального представления, да и просто частью современного быта человека. Люди слушают её в повседневности всё реже. Это может быть фон в барах и ресторанах, а отдельное же её прослушивание подчеркнуто эстетизируется в концертных залах филармоний. Но всё же, мы хотим пролить свет на другое главное отличие. Дело не в том, как и при каких обстоятельствах её слушали, а в том, как её воспринимали. Поверьте, современники и потомки Баха слышали в ней совершенно не то, что слышим в ней мы. Аристократы прошлых веков видели не просто набор красивых звуков, и музыкальную «арифметику» — перед людьми прошлого разворачивалась целая история, библейский сюжет, музыкальная фреска, наполненная чувственными переживаниями, переложенными на музыкальные приёмы. Если бы основой академической музыки было лишь буржуазное стремление к танцам и приятному сопровождению трапез, то композиторы не стали бы создавать по заказам знати такие глубокие целостные произведения. В самой структуре симфоний изначально заложен конфликт, при классицизме – внешний, при романтизме – внутриличностный. Как и в литературном произведении в музыкальной композиции содержится рассказ о герое, его борьбе, смирении, чувствах и переживаниях. Только всё это заключено не в словах, а изображено музыкальными средствами.
Если вы узнали себя в том юноше или девушке, о которых повествуется вначале, и также оказались в плену обстоятельств, вынуждающих вас тосковать на концерте «скучной» классики, то мы предлагаем вам нарисовать в воображении свою собственную историю. Вы увидите её в том, что слышите. Обратитесь к собственному сюжету и посмотрите, какую картину нарисует для вас эта удивительная музыка. Переложите свои внутренние конфликты, и вы заметите, как гармония наложится на ваше эмоционально-чувственное восприятие. И тогда, может быть, вы в полной мере осознаете, как же действительно слушали музыку во времена Баха.
Первый органный open-air концерт в Петербурге «Бах под небом» пройдёт 30 августа в «Никольских рядах». Приглашаем вас!
Автор текста: Александра Перфильева