Я вообще очень доверчивый и восторженный зритель и читатель — правда, правда. И вовсе нет у меня цели ходить и критиковать то, что делают наши киноделы или там продвинутые писатели. Но тут не могу удержаться. Не могу и все. Била себя по рукам, пыталась убедить себя, что сие «произведение искусства» снято не для людей моего возраста, а для нынешней молодежи, и вообще — нечего придираться.
Но, извините, это плохо. Это не просто плохо — это мерзко. И я не буду сравнивать это ни с фильмом «Гостья из будущего» ни с повестью Кира Булычева, просто потому что там нечего сравнивать. Ибо совпадения там только два — персонажи (даже не сами персонажи, а их имена, потому что эта Алиса и Коля к булычевским не имеют вообще никакого отношения) и общая фабула — герои скачут туда-сюда на сто лет. На этом все. И я даже не буду возмущаться, зачем надо было вообще приплетать сюда Булычева и фильм. И так всем все понятно — у нас капитализм, бабло рулит, киноиндустрия — это бизнес, надо продать. И если бы героев звали Маша Иванова и Вася Пупкин, хрен бы они подтянули в кинотеатры аудиторию постарше и сделали такой громкий пиар. Тут все понятно.
Хуже другое. А именно — что несет этот фильм.
Фильм хвалят за красивый видеоряд, спецэффекты и прочие признаки качественного кинопродукта. И, я не специалист, но тут вполне соглашусь. На мой непритязательный взгляд картинка красивая. Ключевое тут — продукт. В очень красивой обертке и с громкой рекламной компанией. А вот внутри...
Знаете, когда я решила, что напишу этот пост? В тот момент, когда в самом конце фильма авторы написали посвящение Киру Булычеву. И не просто посвящение — а что-то там про будущее, которое он видел. И вот тут меня прорвало. Потому что — от такого будущего Кир Булычев, на мой взгляд, удавился бы. Не мог он его придумать. Никак не мог.
Скажу сразу — в детстве я не была ни поклонницей Булычева (я вообще, не очень тогда фантастику любила), ни фильма «Гостья из будущего». Нет, разумеется, фильм мне нравился, и каждый раз, когда его показывали по телевизору, я с удовольствием его смотрела. Но вот чтобы прямо — ах, так нет. Так что мои «чувства верующего» не задеты и на святое родом из детства никто не покушался. И я была вполне готова, что мне не слишком понравится переделанный сюжет — ну, да, этот фильм не для меня, а для молодежи. Но то, что читалось в посыле этого фильма... Это мерзко.
Будущее Булычева — это будущее человека-творца. Речь даже не про идеологию, речь про то, что по мнению Булычева через сто лет человечество достигнет небывалого развития. Именно — достигнет. Само. Сотворит. Ученые, деятели искусства, инженеры, архитекторы — все работали на это будущее. Дети там — не супермены, а просто очень любопытные будущие творцы. Основная черта булычевской Алисы Селезневой — любопытство. Но при этом — она обычная школьница. Просто там — все такие.
Будущее, явленное нам в этом фильме — это не про творцов. И вообще не про людей. Это, блин, про дикарей-землян, к которым случайно залетели инопланетяне (угу, доставщик межгалактической пиццы тупо адресом ошибся) и дали им немного бусиков. И с тех пор человечество процветает. Явно ничего не производит. Алиса нелюбопытна от слова совсем — она нагло спит на уроке, хамит учительнице, и ее главная мечта — научиться хорошо драться, чтобы качественно навалять пиратам и спасти свою маму. Научные открытия, светлое будущее человечества? Да ну, бросьте, Алису это не интересует от слова совсем. Папу, который теперь не ученый профессор, а просто ветеринар, который впрочем, что-то там изучает, Алиса явно не сильно уважает, пренебрежительно хамит и при каждом удобном случае сваливает тренироваться бить по морде пиратов.
Ну а чего ожидать-то. Она порождение своего мира, явленного нам как светлое будущее, и, видимо, судя по отзывам, одобренное нынешним поколением. Этакий мир-обертка. Красиво — сплошной парк Зарядье, по меткому выражению одного блогера. Мечта либералов — прилетели белые западные господа инопланетяне, признали своими, включили в цивилизованное общество, надавали ништяков, и теперь все человечество радостно тусуется в большом парке, который построен вместо Москвы, жрет какую-то вкусную химию (котлета со вкусом мяса, но не мясо — привет, зеленая повесточка). И всех проблем — пираты озоруют. Но с ними борется доблестная армия, вступить в которую — мечта этой новой Алисы Селезневой.
Теперь про сюжет. Почему-то его тоже многие хвалят, как и картинку. Не соглашусь совсем. Сюжет слаб. Более того, у меня ощущение, что авторы не сильно заморачивались и просто надергали понемногу практически из всего Голливуда, отчего все действие напоминает этакое развеселое попурри. Тут тебе недоджек-воробей, альтернативное будущее своровано из «Матрицы», финальное спасение папы Алисы — и вовсе передрано из «Назад в будущее». И да, я в курсе про «пасхалочки». Но это — не они. Потому что ничего своего там нет вообще. Имена персонажей от Булычева, музыка из сериала «Гостья из будущего», сюжет — из всех голливудских блокбастеров оптом.
Хорошая игра актеров? Ну, не знаю. По-моему, Хабенскому откровенно скучно, Петров, разумеется, старается косплеить Джонни Деппа в роли пирата, и у него местами получается неплохо. Главная героиня — мила и обаятельна, главный герой (Коля) — ну, тоже мил. Но к актерам у меня претензий нет — им что говорят, то они и играют. А задачи им ставит режиссер.
В общем, больше мне сказать нечего. Если вас устраивает такое будущее — по заветам американских фантастических блокбастеров, то фильм вам понравится, наверно. Лично я бы такого будущего не хотела ни себе ни своим детям и внукам.
И да, я на работе этот фильм обсуждала с приятельницей. И она мне сказала. Ну, что ж ты, Женя во всем ищешь какие-то смыслы. Зачем? Это просто красивое кино, оно для развлечения. Красивые герои, эффектные драки, продвинутая компьютерная графика. Зачем там искать какие-то скрытые мотивы, образы будущего и тлетворное влияние Запада? Это просто чтоб молодежи было весело и интересно. И вообще, фильм для молодых.
А я, знаете, не считаю, что все это так безобидно. Потому что массовая культура она въедается в наше сознание. Особенно в детское и подростковое (ну да, фильм же для них и сделан). А критического мышления у них пока еще мало, если вообще есть. Не успело нарасти. Все же это с опытом, которого у подростков с гулькин нос. И вот такой вот образ — очень красивый и красочный, он же где-то откладывается. Как образ желанного будущего. И вместе с этим в голову наших детей транслируют — посмотрите, как хорошо. Прилетят добрые инопланетяне, вам и делать ничего не надо, кроме того, чтобы прогуливать уроки ради игровых турниров геймеров (именно так по фильму наступило светлое будущее человечества, Фима Королев, прогуляв уроки, случайно установил межпланетный контакт). Ну, может, еще неплохо бы драться научиться, чтоб пиратов всяких, если что, было кому истреблять. Строить? Изобретать? Учиться? Нет, не слышали. Не нужно. И так все хорошо. Красиво, сыто и весело.