Названная в честь выражения "Американский путь", эта компания уже стала одним из самых высокоэффективных предприятий в мире, а также была отмечена в журнале Forbes. В настоящее время бизнес-модель Amway основана на прямых продажах и многоуровневом маркетинге и в прошлом сталкивалась с некоторыми противоречиями.
Давайте немного углубимся в бизнес-модель Amway, которая берет свое начало еще в 1959 году.
Краткая история компании Amway
Компания Amway была основана в 1959 году двумя друзьями: Ричардом Девосом (Richard Devos) и Джеем Ван Анделом (Jay Van Andel). До этого они уже были партнерами в других бизнесах, и их история Amway началась с представления продукции Nutrilite.
Нил Мааскант (Neil Maaskant), двоюродный брат Ван Андела, представил дуэту Nutrilite, и, несмотря на то, что оба не проявили никакого интереса, Мааскант смог убедить их посетить встречу в Чикаго, после чего они решили продолжить сотрудничество с брендом, сделав его своим спонсором. Девос и Ван Андел стали дистрибьюторами Nutrilite, и им нравилось вести бизнес, поскольку они получали прибыль не только от продажи своей продукции, но и за счет комиссионных, которые они зарабатывали на продажах других дистрибьюторов, которых они познакомили с Nutrilite. Это то, что сегодня называется многоуровневым маркетингом.
Ван Андел и Девос построили успешную организацию с более чем 5 000 дистрибьюторов. Поэтому в 1958 году вместе с этими дистрибьюторами они создали ассоциацию Amway.
После этого они получили права на производство органического чистящего средства, одного из первых в мире биоразлагаемых многоцелевых чистящих средств, которое стало высоко продаваемым и создало надежную базу. Три года спустя компания Amway приобрела бренд Nutrilite, и в следующем десятилетии началась ее экспансия по всему миру.
В настоящее время Amway является одной из крупнейших частных американских компаний, ее ежегодный доход оценивается в 8-10 миллиардов долларов.
Кто владеет компанией Amway
Компания Amway, которая официально называется Amway Corporation Inc., принадлежит одному из ее основателей, председателем совета директоров является Стив Ван Андел (Steve Van Andel). С января 2019 года должность генерального директора занимает Милинд Пант (Milind Pant), бизнесмен, который около 10 лет был президентом Pizza Hut International. C 2000 года в корпорацию Alticor.
Миссия компании Amway
Миссия компании Амвей:
Помогать людям жить лучше, предлагая им возможности для бизнеса, которые позволяют им добиться успеха благодаря собственному упорному труду.
Как Amway зарабатывает деньги
- Регистрационный взнос. Продавцов Amway называют не подрядчиками или дистрибьюторами, а владельцами бизнеса Amway. Каждый, кто хочет стать владельцем бизнеса Amway, должен заплатить регистрационный взнос. Этот сбор варьируется в зависимости от страны, в которой он проводится.
- Продажи. Компания Amway производит более 450 наименований продукции, и большая часть ее доходов поступает от продажи этой продукции посредством многоуровневого маркетинга. НПА (независимые предприниматели Амвэй) зарабатывают деньги тремя способами: первый – продавая продукцию непосредственно клиентам, второй – получая бонусы, если объем продаж высок, и последний – через поощрения, когда бизнес растет. В настоящее время на продукты питания и здоровья (оздоровления) приходится около 52% от общего объема продаж, а на продукты красоты и личной гигиены – около 26% от общего объема продаж. Nutrilite, Artistry, eSpring и XS – одни из самых успешных брендов Amway.
Канва бизнес-модели Amway
Давайте рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Amway:
[1] Потребительские сегменты Amway
Клиентские сегменты Amway состоят из:
- Независимые предприниматели Амвей (НПА);
- Широкая общественность (потребители).
[2] Ценностные предложения и преимущества Amway
Ценностные предложения Amway состоят из:
- Для НПА (Независимые предприниматели Амвей): Возможность самостоятельно выбирать часы работы и потенциал заработка, а также зарабатывать деньги за счет комиссионных;
- Для потребителей: Известный, надежный и уважаемый бренд; качественная продукция.
[3] Каналы сбыта Amway
Каналы сбыта Amway включают в себя:
- Сеть НПА (Независимые предприниматели Амвей);
- Веб-сайт и приложение;
- Социальная сеть;
[4] Взаимоотношения с клиентами Amway
Отношения с клиентами Amway с клиентами включают в себя:
- Обучение;
- Поддержка клиентов.
[5] Потоки поступления доходов компании Amway
Потоки доходов Amway состоят из:
- Прямые продажи;
- Регистрационные сборы.
[6] Ключевые ресурсы Amway
Ключевые ресурсы Amway состоят из:
- Бренд;
- Интеллектуальная собственность и формулы;
- Сеть продаж;
- Логистика.
[7] Ключевые виды деятельности компании Amway
Основные направления деятельности компании Amway включают:
- Производство продукции;
- НИОКР;
- Обучение;
- Дизайн и разработка продуктов;
- Распространение;
- Маркетинг и продажи;
- Управление запасами.
[8] Ключевые партнеры Amway
Ключевыми партнерами Amway являются:
- Сеть НПА;
- Поставщики;
- Распределительная сеть.
[9] Структура издержек компании Amway
Структура затрат компании Amway состоит из:
- Сырье для производства продукции;
- Производство и администрирование;
- Логистика;
- Рабочая сила;
- Послепродажное обслуживание;
- Инвентаризация;
- Маркетинг;
Конкуренты Amway
- Dollar Shave Club. Dollar Shave Club – основанная в 2011 году, эта компания, работающая по бизнес-модели подписки, занимается поставками товаров для бритья в США;
- Avon. Avon Products (Эйвон) – гигантская розничная компания, основанная в 19 веке (1886), является мировым производителем и продавцом товаров для красоты, здоровья, косметики и других сопутствующих товаров;
- Walker & Company Brands. Бренды Walker & Company – заявляет, что эта розничная сеть, основанная в 2013 году, стремится "сделать здоровье и красоту простыми для цветных людей";
- Oriflame. Oriflame (Орифлэйм). Эта компания, существующая уже более 50 лет, производит и распространяет потребительские товары, в основном косметику, товары для здоровья и красоты;
- Purplle.com. Purplle.com – онлайн-портал, основанный в 2011 году, который занимается продажей потребительских товаров, включая косметику по уходу за кожей, волосами, витамины, парфюмерию.
SWOT-анализ компании Amway
Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Amway:
Сильные стороны Amway
- Присутствие 80 странах мира. Amway - одна из крупнейших американских частных компаний, представленная в более чем 80 странах мира и насчитывающая свыше 3 миллионов владельцев бизнеса;
- Широкий круг потребителей. Ее потребители охватывают массовый рынок, от младенцев до пожилых людей.
- Отраслевые награды. Такие, как награда года Азиатско-Тихоокеанской компании по фильтрации Frost & Sullivan, золотая сертификация LEED и многое другое;
- Ассортимент продукции. Компания производит и продает продукцию в пяти категориях, включая личный уход, уход за домом, диету и хорошее самочувствие, косметику и подарочные каталоги. Некоторые из продуктов очень известны;
- Отличные финансовые показатели. Amway имеет чрезвычайно сильное финансовое положение.
Слабые стороны Amway
- Ограниченная доступность. Продукцию Amway можно приобрести только через прямых продавцов или онлайн-продавцов компании, что снижает ее долю на рынке;
- Высокая стоимость продукции. Продукция компании относительно дорогая, что ограничивает целевой рынок категорией "люкс";
- Реклама только из уст в уста. Бренд не размещает рекламу на телевидении или в аналогичных средствах массовой информации, полагаясь исключительно на рекламу из уст в уста.
Возможности Amway
- Расширение на международные рынки. Компания может увеличить доступность продукции на международных рынках;
- Онлайн-рынок. Интернет-магазины могут стать хорошим способом выхода на глобальный рынок;
- Партнерские отношения. Компания может сотрудничать с сетями салонов красоты и экспертами в области здоровья;
- Средства массовой информации. Amway может инвестировать в коммуникации и изучить возможности для рекламы, например, цифровой маркетинг.
Угрозы Amway
- Рост конкуренции. Растет конкуренция как на национальном, так и на международном рынках, при этом затраты на переключение очень низкие, также легко заменяются местной продукцией;
- Рост затрат. Рост стоимости технологий и сырья может представлять потенциальную угрозу.
- Национальные и международные правила и нормы. Правительственные правила и нормы могут повлиять на бизнес Amway и ограничить его.
Заключение
Завершая разговор о бизнес-модели Amway, важно сказать, что компания и ее правление за всю историю существования бренда неоднократно становились предметом споров из-за того, что их бизнес ошибочно путали с пирамидой.
Однако в модели пирамиды люди могут получать доход, просто вербуя новых членов. Участники Amway, в отличие от этого бренда, опираются на предоставленную иерархию членов, которые приобретают, продают в розницу и далее распространяют эту последовательность, характеризуя скорее сеть, чем собственно пирамиду.
Книги о компании
- "Человек, создавший "Amway", 2008;
- "Просто Рич. Уроки жизни от одного из основателей Amway", 2015.