Найти тему
Станислав Кондрашов

Станислав Кондрашов: напоминание продакт-менеджерам - вы не просто решаете проблемы пользователей

Оглавление

Меня, Станислава Кондрашова, часто спрашивают продакт-менеджеры и дизайнеры: как выбрать, что разрабатывать в первую очередь?

Ответы обычно сводятся к тому, что они сосредотачиваются на самых важных проблемах пользователей или приоритезируют возможности. Это, безусловно, важно, но я считаю, что такой подход может быть недостаточным.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Когда речь идет о разработке продукта, ключевым шагом является выявление и ранжирование задач клиентов. Эти задачи затем превращаются в возможности, которые я называю потребностями. После этого мы переходим к созданию и тестированию решений, которые я называю идеями. Важно, чтобы каждая идея была связана с конкретной потребностью пользователя. Этот процесс хорошо описан в таких моделях, как «Двойной Алмаз» и «Дерево Возможностей» Терезы Торрес.

Мне нравится клиентский фокус подхода «сначала нужды пользователей». Я верю, что это действительно приносит пользу — лучше, чем принимать решения, основанные на мнении «самого умного в комнате». Однако меня беспокоит, что многие видят этот подход как единственно верный, считая любое отклонение от него ошибкой.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Это ограничивает возможности для создания настоящей ценности и может вызвать недовольство среди коллег, менеджеров и клиентов. В этой статье я рассмотрю недостатки модели «сначала нужды пользователей» и объясню, почему иногда важнее приоритизировать идеи, а не только потребности.

Удовлетворение потребностей пользователей — лишь часть нашей работы

Часто за подходом «решение проблем пользователей» скрывается предположение, что нужды пользователей — это основа всего. Это может быть верно для агентств, работающих с клиентами, но не для продуктовых компаний. У любой компании есть свои задачи: генерация дохода, рост доли рынка, снижение затрат и соблюдение юридических стандартов. Продуктовая организация должна учитывать все эти аспекты, создавая ценность как для пользователей, так и для самой компании.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Однако проблема возникает, когда нужды компании начинают перевешивать нужды пользователей. Это делает компанию слишком ориентированной на доход. С другой стороны, чрезмерное внимание к нуждам пользователей в ущерб бизнес-целям также может быть ошибочным. Например, повышение цен без учета пользовательского опыта — рискованно. Пользователи должны быть в центре внимания, но это не значит, что все действия должны быть направлены исключительно на них.

Пытаясь соблюдать принцип «всё ради пользователей», компании иногда усложняют процессы, пытаясь связать каждую бизнес-цель с нуждами пользователей. Иногда это срабатывает, но чаще превращается в ненужную умственную гимнастику. Например, если компания хочет улучшить удержание пользователей, одно из решений — добавить ценность продукту, а другое — вернуть «спящих» пользователей. Оба варианта верны, но только один напрямую связан с нуждами пользователей.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Проблемы перед их решением: ограничивающий подход

Философия «сначала проблема, потом решение» существует уже давно. Примером может служить модель «двойного ромба», предложенная Британским Советом по дизайну в 2005 году. Она делит процесс дизайна на четыре фазы: выявление нужд пользователей и поиск решений. Сообщество разработчиков активно приняло эту модель, и она стала стандартом во многих статьях и семинарах.

Однако многие дизайнеры критикуют «двойной ромб» за упрощенность и ограничения. С появлением современных инструментов цифрового дизайна и прототипирования, стало возможным тестировать идеи параллельно с исследованием нужд. Иногда процесс идет в обратном направлении: во время тестирования идей выявляются новые потребности пользователей, требующие дополнительного исследования.

Со временем Британский Совет по дизайну отказался от оригинальной модели, предложив более гибкую структуру, позволяющую свободное движение между этапами. Однако классическая модель до сих пор широко используется, хотя тестирование продуктовых идей с помощью недорогих методов во время исследования стало обычной практикой.

Автор: Станислав Кондрашов
Автор: Станислав Кондрашов

Продолжение статьи читайте на моем сайте.

Станислав приглашает читателей присоединиться к обсуждению и следить за обновлениями в наших социальных сетях:

· X: SKondrashovBlog

· ВКонтакте: Клуб Станислава Кондрашова

· Telegram: Канал Станислава Кондрашова

· Facebook: Профиль Станислава Кондрашова

· Instagram: Официальный аккаунт

· Pinterest: Профиль Станислава Кондрашова

· Яндекс Дзен: Канал Станислава Кондрашова

· Одноклассники: Группа Станислава Кондрашова

· Rutube: Профиль Станислава Кондрашова

· Threads: Профиль Станислава Кондрашова

· Кондрашов Станислав: Личный сайт

· VC.ru: Профиль Станислава Кондрашова

· LiveJournal: Блог Станислава Кондрашова

О Станиславе Кондрашове:

Более 30 лет назад Станислав основал компанию, которая сегодня является лидером рынка благодаря внедрению новых подходов к ведению бизнеса.

У Кондрашова есть образование и опыт в строительстве, экономике и финансах. Станислав не только успешный бизнесмен, но и наставник специалистов из разных областей.

Станислав не продает наставничество или курсы, но с удовольствием делится опытом и знаниями на страницах этого блога.