Найти тему
Газета Солидарность

Политический твистер. Где чьи руки и ноги в вопросах о мигрантах?

Госдума под занавес весенней сессии разродилась законом, ужесточающим контроль над трудовыми мигрантами. В частности, для иностранцев, пребывающих в России, вводится специальный “режим высылки” и обязательные правила поведения. Позже был внесен законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить с собой в страну неработающих членов семьи: ранее его, по сути, отклонили в виде поправки к первому закону, а теперь вокруг него разжигается медийный скандал.

“ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО РАЙОНАМ”

“В этом году мы приняли 6 законов, регулирующих вопрос [миграционной политики]. На рассмотрении сегодня находятся 28 законопроектов по данной теме”, - такое сообщение появилось 21 августа в телеграм-канале председателя Госдумы (и депутата от “Единой России”) Вячеслава Володина. Как уточнил спикер, среди прочего предлагается: запретить низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить семьи, родственников, близких; ввести обязанность дактилоскопической регистрации иностранных граждан при въезде на территорию РФ; ввести ограничение на занятие определенными видами трудовой деятельности для иностранных граждан, в том числе в медицине и образовании.

“По этим инициативам высказались в поддержку представители политических фракций Государственной думы”, - добавил Володин. Поддержка со стороны всех фракций обещает превращение прений по теме в соревнование, кто жестче выскажется в отношении иностранных мигрантов. Подобное уже можно было наблюдать 18 июня и 23 июля, когда на пленарных заседаниях Госдумы обсуждался закон о “повышении эффективности федерального контроля в сфере миграции”. Закон содержит в себе много пунктов, но если подвести их под один знаменатель, все сводится к тому, что иностранец в России должен вести себя хорошо. Иначе ему грозит “режим высылки”.

Если рассматривать требования к мигрантам по отдельности, то окажется, что, по большому счету, почти все то же самое требуется и от самих россиян. Например: “бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, материальным и культурным ценностям; уважать многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения РФ; не препятствовать осуществлению прав и свобод граждан”. Еще мигрантам отныне запрещено законом вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику России. На самих россиян такой запрет формально пока что не распространяется.

Закрепляется обязанность мигрантов обеспечивать своим детям доступ к медпомощи, школьному образованию и нормальные жилищные условия. Это несколько противоречит инициативе, оглашенной Володиным, - о запрете приезжать к нам с семьями. Вокруг этой темы уже разгорелись страсти, в центре которых оказалась член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб (“ЕР”). Она же - председатель Краснодарского краевого профобъединения, так что с темой знакома весьма неплохо.

“Мне кажется, что коллеги все же несколько торопятся с таким решением, поскольку, если трудовой мигрант приезжает для того, чтобы получить вид на жительство, если он абсолютно законопослушен, если работает пусть даже на низкоквалифицированном рабочем месте, но качественно, и выполняет все нормы законодательства, то почему бы ему не разрешить перевезти сюда семью”, - изложила свою точку зрения Светлана Бессараб в комментарии изданию “Лента.ру”.

Под “торопливыми коллегами” имелись в виду парламентарии из ЛДПР - они и внесли в Госдуму законопроект о запрете мигрантам приезжать с семьями. Так, сенатор Елена Афанасьева тут же предложила Бессараб “прогуляться по спальным районам Москвы” - посмотреть на “этнические анклавы”. Как аргументы в пользу своей и коллег по партии инициативы сенатор привела рост преступности среди мигрантов, а также социальной нагрузки на системы здравоохранения и образования. (Что касается образования, тут Афанасьева говорит, скорее, о социальной напряженности: “Маленькие иностранцы “отрицательно влияют на процесс обучения”, отвлекая детей и педагогов, которые вынуждены возвращаться к пройденным темам из-за того, что приезжие ученики плохо понимают по-русски. Дети мигрантов не стремятся получать знания и учить язык, а также ведут себя “достаточно плохо”, - цитата по сайту ЛДПР.)

Отметим, что жириновцы, “критикуя критику” от Бессараб, были довольно сдержанны по отношению к коллеге-депутату. Зато в Сети можно встретить сотни комментариев по теме, цитировать которые невозможно. Но чтобы понять уровень полемики, достаточно привести условно цензурное высказывание ведущего канала “Соловьев Live” Сергея Мардана: оказывается, Бессараб “нигде и никогда не работала”, потому что “работала профсоюзным активистом”. И это еще один из самых мягких примеров перехода от сути проблемы на личность критика законопроекта. То есть налицо банальный уход от темы. К которой сама депутат пытается вернуть спорящих:

“Замена иностранных рабочих на местное население достаточно проблематична: наши граждане объективно не желают выполнять данные виды работ или не согласны на низкую оплату с высокой, как правило, интенсивностью труда. Можно легко посчитать, на сколько увеличится стоимость тех или иных услуг, сегодня выполняемых мигрантами, при их замене на более высокооплачиваемых местных рабочих. Наши граждане к этому не готовы. <…> Но кто приедет к нам в страну, если семейным будет запрет на посещение? На мой взгляд, семейные работники менее подвержены преступным наклонностям, нежели одиночки. Считаю, что проблема не в самих мигрантах, а в коррупции, которая позволила множеству низкообразованных, часто не знающих языка иностранцев обустроиться в России и творить здесь произвол при попустительстве или даже покровительстве отдельных чиновников. Именно с этим нужно бороться, а не с людьми, готовыми честно и качественно трудиться у нас”, - написала Светлана Бессараб в своем телеграм-канале 20 августа.

В ВЫНУЖДЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Но вернемся на месяц назад, к обсуждению закона, о котором говорилось в начале, во втором чтении. 23 июля состоялась нетипичная для Госдумы дискуссия. Тогда с поправками к законопроекту выступил коммунист Михаил Матвеев. Ранее он сообщил, что в родной Самаре ему разбили голову “иностранные мигранты”, и теперь выступал с перебинтованным лбом и с повышенным в данном вопросе авторитетом. (Все нападавшие, как сообщало РИА “Новости”, оказались гражданами России, хотя двое из них уроженцы Узбекистана и Таджикистана.)

Матвеев предложил обязать иностранцев уважать не только российское государство, но и его граждан; отказаться от “формирования религиозной инфраструктуры на местах пребывания иностранных граждан”; запретить им носить с собой колюще-режущие предметы и отправлять религиозные обряды в не предназначенных для этого общественных местах. И среди много чего еще прочего - “предлагается, чтобы иностранные граждане, которые не относятся к высококвалифицированным специалистам, [не имели] возможности осуществлять прибытие в Россию своих неработающих членов семьи”. А после выступления Матвеева произошло интересное.

Вячеслав Володин дал слово для комментария к представленным поправкам первому зампреду комитета ГД по делам СНГ Константину Затулину (“ЕР”), но выступить ему так и не дал. Спикера Госдумы очень волновал вопрос, какую позицию по поправкам занимает правительство. Он даже спросил об этом у полномочного представителя кабмина в Госдуме Александра Синенко. “Мы полностью солидарны с Константином Федоровичем”, - кивнул Синенко на Затулина, которому еще не дали и рта раскрыть.

- Позиция Константина Федоровича вынужденная: он обязан учитывать ваше мнение, - резонно, но как-то уж слишком откровенно указал в ответ Володин.

Сей разговор свелся к тому, что раз позиция правительства по поправкам отрицательная, то и голосовать по ним отдельно за каждую, как положено, смысла нет. То есть: раз правительство против, то и думское большинство проголосует соответственно. (Такой откровенности трудно было ожидать даже от Володина.) А Матвееву предложено отозвать инициативу по голосованию и вместо этого поработать над отдельными законопроектами, которые отражали бы суть этих самых его поправок.

И вот спустя месяц оказалось, что над одним из таких законопроектов поработала ЛДПР - имея в виду запрет на семьи для мигрантов. При этом, по факту, единоросс Володин отчитал правительство и единоросса же Затулина, поддержав (или как минимум утешив) коммуниста Матвеева, а единоросс Бессараб в итоге попала под шквальный огонь критики за скепсис в отношении инициативы жириновцев, дублирующей предложение Матвеева. Вот такая загогулина, как говаривал классик жанра. Понимайте ее как знаете, но от двух вопросов по-прежнему не уйти: на кого обратят свои взоры “холостые” мигранты и как заменить их трудящимися россиянами?

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"