Когда-то, «давным-давно», мы с мамой (я ещё ребёнком был) пошли в кинотеатр на фильм «Жандарм из Сен-Тропе». Думаю, что все знают эту серию фильмов о жандарме Крюшо, не так ли? Я скажу так – у меня все эти фильмы хранятся и дома, на винчестере, и в квартире, которую я снимаю (там тоже комп стоит). Конечно, я смотрел эти фильмы, конечно, я получал от них большое удовольствие. Я скажу про них ещё буквально несколько слов…
Итак, у нас есть жандарм по имени Людовик Крюшо. К сожалению, я так и не смог изучить систему званий французской жандармерии, и я не могу сказать, кто там в каком звании. Могу предположить, что Крюшо – кто-то вроде старшины, командир отделения жандармов, которые базируются в Сен-Тропе. Крюшо – карьерист, старается любой ценой «выслужиться» перед командиром, «начальником участка». И вот тут, у меня есть что-то вроде претензии к тому, как в СССР и России писали про этого персонажа. Я очень много раз встречал слова о том, что Крюшо – недалёкий человек. Вот знаете, я могу назвать Крюшо кем угодно, но вот только недалёким человеком я его совершенно точно не могу назвать. Хотя бы потому, что он им не является. Например, если вспомнить из первого фильма, как они ловили нудистов – чтобы придумать такой план, нужно не только нестандартное мышление, но и некоторое остроумие, воображение и тому подобные качества. И, внезапно, всё это у Крюшо есть. Ну и в остальных фильмах, он тоже показывает и находчивость, и остроумие, и недюжинный интеллект. Другое дело, что большая часть его добродетелей с лихвой перекрывается его же… отрицательными чертами характера…А сыграл Людовика Крюшо, прекрасный французский артист, Луи де Фюнес. И сыграл, понятное дело, просто прекрасно…
А ещё был некий «Фантомас». С ним, кстати говоря, связана немного другая история из моей жизни. Как-то раз, по ТВ начали показывать сериал, который так и назывался. Папа мне успел много всего рассказать про «Фантомаса», так как он эти фильмы смотрел. И про все эти технические «прибамбасы», которые использовал кинопреступник, и про комиссара, что гонялся за ним на пару с журналистом… В общем, я был в предвкушении… Только вот, это был другой «Фантомас». Дело в том, что в 80-х годах, французы решили снять сериал, который был более-менее дословно показывал то, что было написано в книгах Марселя Аллена и Пьера Сувестра. Кстати, сериал бы неплох, и, если кто-то не в курсе, то к трилогии Анри Юнебеля он никакого отношения не имеет. И да, после просмотра сериала, я нашёл в школьной библиотеке эти книги и буквально «проглотил» их. Но, мы сейчас не про этот сериал.
И вот, значит, потом уже, спустя несколько лет, я посмотрел «того самого» «Фантомаса». Все три фильма. Да, это, по сути, пародия на «оригинального» «Фантомаса». Да, это комедии. Но! Насколько хорошо они сняты! И вот про это, я и хотел бы поговорить. Начать с того, что артисты очень хорошо играют свои роли. Жан Марэ, при всех своих недостатках, отлично играет сразу несколько ролей – сам Фантомас, журналист Фандор, те люди, которых Фантомас заменяет собой… Опять же, в отношения Фандора и его девушки Элен, в самом деле, можно поверить – опять же, несмотря на… особенности Жана Марэ. Но, понятно, что главная «звезда» этих фильмов, конечно же, комиссар Жюв, которого снова сыграл Луи де Фюнес. В какой-то степени, он недотёпа. То есть, сложно представить себе, как он вообще дослужился до своей должности и до своего звания. Но опять же, недотёпа-недотёпой, но он храбрый находчивый, и, порой, всё же, неглупый человек. Вообще, я могу предположить, что Жюв до того, как начал бороться с Фантомасом, работал вполне нормально. Просто, скажем так, Фантомас был таким преступником, против которого стандартные методы не особенно так хорошо работали, а с нестандартными у Жюва получалось как-то не очень хорошо…
Да и сравнительно современные французские фильмы тоже были хороши – например, сравнительно недавно, я пересматривал фильм «Васаби». Пересматривал, так как смотрел я его впервые несколько лет назад. Вот, в самом деле, те артисты, что заняты в этом фильме, как я не раз уже говорил, буквально живут своими ролями. Я почти не смотрел «Леона» (опять же, так вышло), но я знаю, что Жан Рено отлично показал себя там. Здесь же он показал себя, ну, как минимум, не хуже. Да, это другая роль, совершенно другой персонаж – но! Как Рено воплотил на экране комиссара полиции Юбера Фиорентино! У него получился, на самом деле, интересный персонаж. Спокойный, немногословный, очень умный. Сцена в самом начале, когда он «раздаёт» всем в ночном клубе – это… ну, я даже не знаю, это на самом деле сыграно так, что это просто смешно. Ну и всё, что было потом – Жан Рено, на самом деле, отыгрывает персонажа очень интересно и убедительно.
Я могу поговорить о серии фильмов «Такси». Тут можно сделать оговорку, что, наверное, самым лучшим, всё же, можно считать именно первый фильм. Просто, например, начиная со второго фильма, из комиссара Жибера начали делать, именно… того самого недалёкого и не особенно умного человека. И смотреть на эту деградацию персонажа, на самом деле, было печально. Я сказал бы несколько слов о том, что «впихнуть» все эти «навороты» в «Пежо» 406-й (а потом и 407-й) модели, просто невозможно, но не буду этого делать, как говорится, пусть работает «магия кино». И вот, что вообще можно сказать про «Такси». Первый (ну, с натяжкой, и второй) фильм был снят очень хорошо и интересно. Над шутками и отсылками можно было смеяться. Генерал, как мне кажется, получился очень и очень убедительным. И я, как человек, который немало общался в жизни с военными, могу предположить, что есть именно такие вот генералы, которые остаются генералами даже дома, в кругу семьи. И опять же, Бертино – в общем-то, человек хороший, просто… «застрявший на войне». И артисты – они свои роли сыграли просто великолепно. Насколько мне известно, Сэми Насери, что играет Даниэля, совершенно не умеет водить машину. Но, все настолько верят в его водительские способности, что просто уверены, что он отличный водитель. Кстати, я не уверен, но он снимался и в «Осином гнезде» – другом французском фильме, неплохом боевике.
На самом деле, французы много хороших фильмов снимали в своё время. Например, «Рыцари неба» – шпионские игры про лётчиков. Опять же, неплохое кино в котором есть полёты (пусть и не на самых красивых машинах), есть лётчики – и лётчики получились очень даже живыми. Поясню, лётчики – это такие люди, про которых можно сказать, что они очень сильно не от мира сего. У них другой юмор, другие шутки, и совершенно другое поведение. И, артисты, что играли лётчиков в этом фильме, очень хорошо смогли «вжиться» в свои роли. Местами фильм смотрится даже не хуже первого «Top Gun». А кое-где – даже лучше второго…
Так вот – если раньше Франция могла снимать хорошее и на самом деле интересное кино, то почему, внезапно, они перестали это делать? Почему теперь если они что-то и снимают, то получается… очень и очень странное кино, в котором нет ни смысла, ни сюжета? Хотя, если учесть, что во Франции творится сейчас, это, наверное, риторический вопрос…