Инженер Генри Стис стал первым, которому пришла в голову мысль создать технику, напоминавшую своим внешним видом мотоцикл, где помимо ведущего колеса для езды использовались гусеницы.
Хотя изобретение на первый взгляд показалось странным, британское военное ведомство заинтересовалось проектом.
Никаких сложностей с управлением новой техникой не было, а сам мотоцикл действительно был уникальным.
Главной особенностью он отличался от других моделей тем, что за счет гусениц технику можно было использовать на участках бездорожья.
Эта техническая особенность заинтересовала королевскую британскую армию и до 1927 года мотоциклы на гусеничном ходу использовалась армейскими подразделениями внутренней военной связью.
Первые советские гусеничные мотоциклы
Изобретение англичан тоже заинтересовало советских инженеров и в 1930 году коллектив ленинградского конструкторского бюро «Прометей» предоставил свой, готовый к сборке проект мотоцикла на гусеничном ходу «Л-300».
В качестве образца для проектирования ленинградцы взяли модель немецкого гусеничного мотоцикла «DKW Luxus 300», над разработкой которого трудились немецкие военные авиаконструкторы.
25 образцов, собранные предприятием, прошли испытания, преодолев расстояние в 4631 км. Для этого, с целью выявления всяческих неполадок, было специально выбраны самые сложные по проходимости участки бездорожья.
Уже к началу 1933 года были собраны первые 600 тыс. единиц необычайного по своим характеристикам транспорта, после чего было принято решение продолжить выпуск мотоциклов заводом «Красный луч».
Мотоциклы быстро стали популярными, по двум причинам: качество сборки было просто великолепное, и транспорт идеально подходил для эксплуатации в местах, где обычная техника была бесполезной.
Мотоцикл-вездеход на гусеницах
Этот проект создавался в период Великой Отечественной войны, после того как советские войска наглядно могли оценить действие вражеской техники, особенно в условиях, где обычная техника грузла в непроходимых болотах.
Немецкая военная промышленность уже полностью освоила выпуск мотоциклов на гусеничном ходу и использовала необычную технику на самых разных направлениях.
У советских военных инженеров в распоряжении была только документация довоенных разработок, и, тем не менее, было принято решение создавать собственную технику, используя как вспомогательный материал, трофейные мотоциклы моделей «NSU Kettenkrad HK 101» и «Victoria».
Немецкие мотоциклы отличались исключительной качественной сборкой этой техники, что и объясняет их надежность в самых сложных боевых условиях.
Советские инженеры решили изменить, упростив модель мотоцикла, убрав из конструкции переднее ведущее колесо, что сделал похожей модель на мини-вездеход.
На месте передней вилки к раме закрепили силовой агрегат, коробку передач и бензобак, что позволило увеличить место для водителя и даже установить дополнительное пассажирское сидение. Систему управления решили установить рычажного типа, как на тракторе, что тоже являлось абсолютно новым техническим решением.
И в дополнение, советский мотоцикл на гусеницах был значительно легче немецкой модели, а основные агрегаты и узлы были максимально упрощенными, что соответственно облегчало ремонт и обслуживание.
Красноармейцы шутили, что если бы на мотоцикл установили пушку и кабину, то в принципе это был бы первый в мире мини-танк.
К сожалению, модель, проходя испытания на полигоне в 1944 году, была признана недоработанной.
Изначально было выявлено множество мелких поломок, а после того как на одной из шестерен был сломан зуб, а менять деталь было нечем, испытания решили прекратить полностью.
Почему проект не решили дорабатывать, так и остается непонятным, ведь немцы на своих гусеничных мотоциклах отлично справлялись с мелкими заданиями.
Также остается загадкой, почему для советских инженеров не выделили дополнительно времени, ведь немцы свои модели разрабатывали постепенно, без спешки, поэтому у них и получилась высококачественная и надежная техника.
После того как документация была сдана в архив, чертежами и разработками больше никто не занимался, несмотря на то, что и в гражданских условиях, гусеничные мотоциклы не помешали бы.
В истории развития советской техники, к сожалению, таких непонятных решений было великое множество, поэтому о новом проекте, пусть и очень интересном и перспективным, все быстро забыли.