Найти тему

Шедевры Эрмитажа. Часть №4. Гений Леонардо да Винчи

В самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, находится гордость России - крупнейший музей нашей страны - Государственный Эрмитаж. На сегодняшний день он занимает комплекс из шести исторических зданий вдоль Дворцовой набережной. Впервые свои двери музей открыл в 1852 году. Сегодня, друзья, мы продолжим знакомство с коллекцией Государственного Эрмитажа.

Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.
Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.

Несомненно, мировыми шедеврами являются работы итальянского художника, ученого, писателя и изобретателя Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519). Живописец, живший на рубеже веков, внес неоценимый вклад в мировую художественную культуру. Она перешла на новый уровень и качество своего развития. Касаемо живописи, Леонардо да Винчи первым воплотил в это искусство реализм. Практически он создал новую живописную технику. И от того сложно поверить, что в мире осталось всего 15 живописных полотен самого знаменитого художника на Земле.

Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.
Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.

В России хранятся две картины, принадлежащие кисти великого художника. Обе в коллекции Государственного Эрмитажа. На обеих присутствует изображением Девы Марии с младенцем. В мировом искусстве образ Пресвятой Девы Марии используется довольно часто. Как образ Богоматери он почитаем как у католиков, так и у православных верующих. На нижнем снимке вы видите полотно работы Леонардо "Мадонна Литта". Время написания картины относится примерно к 1490-1491 году.

"Мадонна Литта", Леонардо да Винчи. Фото автора.
"Мадонна Литта", Леонардо да Винчи. Фото автора.

Долгие годы владельцем картины "Мадонна с Младенцем" был знатный миланский аристократический род Литта. Последнее название - "Мадонна Литта" картина получила как раз по имени её последних владельцев - графов Литта. Точно известно, что владели они этим сокровищем живописного искусства с 1813 года. А в 1864 году наследник фамильной картинной галереей Антонио Литта-Висконти-Арезе решает продать несколько картин из семейной коллекции и обращается с предложением о продаже Мадонны с Младенцем. Через год первый директор Императорского Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов при финансовой поддержке императора Александра II за сто тысяч франков приобретает у семьи Литта четыре полотна итальянских художников, в том числе и знаменитую картину Леонардо, известную как "Мадонна Литта".

"Мадонна Бенуа", Леонардо да Винчи. Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.
"Мадонна Бенуа", Леонардо да Винчи. Зал Леонардо да Винчи. Фото автора.

Вторая картина Леонардо да Винчи, экспонирующаяся в Государственном Эрмитаже - "Мадонна Бенуа". Оба шедевра прославленного мастера эпохи Возрождения выставлены для всеобщего обозрения в зале №214. Этот двусветный зал расположен в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Да, всего две работы великого мастера находятся в России, и обе в одном месте.

"Мадонна Бенуа", Леонардо да Винчи. Фото автора.
"Мадонна Бенуа", Леонардо да Винчи. Фото автора.

Если "Мадонна Литта" написана художником в зрелом возрасте, в 1491 году, то "Мадонна Бенуа" считается его ранней картиной и датируется 1478 годом, когда Леонардо было 26 лет. Картина известна еще под одним названием - "Мадонна с цветком". Сюжет картины необычен для той эпохи. Здесь Мадонна изображена юной девушкой в итальянском платье того времени. Она играет с младенцем, подавая ему цветок, и одновременно любуется реакцией сына. Все как в обычной человеческой жизни. Это тот самый пример применения новизны в изобразительном искусстве, реализма в живописи. В Эрмитаж "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи поступила в 1914 году. В тот год состоялась продажа картины Императорскому Эрмитажу. Продавцом являлся последний владелец - Мария Александровна Бенуа, жена придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Картина Императорскому Эрмитажу обошлась в 150 тысяч рублей.

Военная галерея. Фото автора.
Военная галерея. Фото автора.

И вновь живопись, и вновь шедевр! Мы находимся в Военной галерее Зимнего дворца. Центральное место галереи героев Великой Отечественной войны 1812 года занимает портрет императора Александра I, победителя Наполеона I Бонапарта. Именно стратегический гений Кутузова, Барклая-де-Толли и Александра I был тем камнем преткновения, затмивший полководческий гений Наполеона. Да, император сыграл важную роль в войне с Наполеоном: управлял антифранцузской коалицией европейских держав, внутри России в немалой степени поспособствовал созданию народного сопротивления, самолично присутствовал в начале войны в действующей армии. После сдачи Москвы император отказался от переговоров с Наполеоном, тем самым проявил политическое мужество и волю. Он же в 1814 году склонил союзников переместить военные действия на территорию Франции и захватить Париж.

Портрет Александра I верхом на коне. Автор Франц Крюгер, 1837 год. Фото автора.
Портрет Александра I верхом на коне. Автор Франц Крюгер, 1837 год. Фото автора.

Вернемся к картине. Она представляет собой конный портрет российского императора. Несмотря на то что написание портретов для галереи было поручено английскому художнику Джорджу Доу, большие конные портреты Александра I и его союзников доверили выполнить немецкому живописцу, действительному члену Прусской Академии художеств Францу Крюгеру (1797-1857). Доу дважды рисовал конный портрет императора, но обе попытки вышли неудачными и были отклонены."Pferde Krueger" (Лошадь Крюгер) - такое прозвище дали друзья художнику за его мастерское, доведенное до совершенства изображение лошадей. Признание Крюгера как талантливого портретиста и анималиста, а вместе с этим и большие заказы, пришло к художнику после выставки берлинской Академии художеств 1818 года, где выставлялись его работы.

Портрет Александра I верхом на коне. Автор Франц Крюгер, 1837 год. Фото автора.
Портрет Александра I верхом на коне. Автор Франц Крюгер, 1837 год. Фото автора.

В 1825 году Крюгер получает титул королевского профессора и назначается придворным художником прусского императора. Наступает год 1832. Джордж Доу к тому времени уже как три года отошел в мир иной. Заказ от русского царя Николая I на написание конных портретов Фридриха Вильгельма III и императора Александра I для Военной галереи Зимнего дворца получает Франц Крюгер. Для выполнения заказа он в 1832 году приезжает в Россию, но лишь для написания эскизов. Вся основная работа выполнялась в мастерской художника на родине, в Берлине. Окончательно портрет русского императора был закончен и доставлен в Санкт-Петербург в 1837 году. Однако поместить в галерею его не успели, так как начавшийся вскоре страшный пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца, в том числе и убранство Военной галереи. Галерея с портретами героев Отечественной войны 1812 года вновь открыла свои двери после пожара в 1839 году.

Военная галерея. Фото автора.
Военная галерея. Фото автора.

В царское время для входа в Зимний дворец существовало семь подъездов: Иорданский, Собственный, Министерский, Комендантский, Детский, Салтыковский и Ее Величества. Даже по их названиям можно понять, что у каждого был свой статус и назначение. Так, "Министерский" предназначался для входа во дворец чиновников Министерства Императорского двора. А нас интересует подъезд "Ее Императорского Величества". Точнее, не сам подъезд, а "Октябрьская" лестница следом за ней. Через этот подъезд и эту лестницу пролегал кратчайший путь в личные комнаты императриц.

Октябрьская лестница. Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2022г. Фото автора.
Октябрьская лестница. Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2022г. Фото автора.

Верхнюю площадку Октябрьской лестницы украшает мраморная скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле" скульптурный портрет супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. Работа принадлежит русскому скульптору Дмитрию Савельевичу Савельеву (1807-1843). Изготовлена в 1840 году по заказу Николая I. Кстати, это копия, причем не первая. Предыстория такова: король Пруссии Фридрих Вильгельм III в 1824-1825 годах заказал немецкому мастеру Карлу Фридриху Вихману портрет своей дочери Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины, будущей супруги Николая I. Скульптура хранилась во дворце прусских королей и германских императоров Шарлоттенбург в Берлине.

Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2024г. Фото автора.
Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2024г. Фото автора.

В июле 1817 года состоялось венчание Николая I и дочери прусского короля Шарлотты. За месяц до этого будущая супруга будущего императора России принимает православие с именем Александра Фёдоровна. Любовь между ними была взаимной. По прошествии лет, уже будучи Государем всея Руси, НиколайI решил заказать такой же скульптурный портрет своей супруги, что и хранившийся во дворце Шарлоттенбург. Вихман выполняет заказ, и великолепная копия оказывается в России. Судьба этой авторской копии печальна, в пожаре 1837 года мраморная статуя сгорает...

Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2018г. Фото автора.
Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2018г. Фото автора.

На этом император не успокаивается, решает вновь обрести мраморный портрет любимой и делает повторный заказ. На этот раз по гипсовой модели прусского скульптора Вихмана копию выполняет русский скульптор Д.С. Савельев. Эту самую копию мы и видим сегодня на верхней площадке Октябрьской лестнице Зимнего дворца. Во время Великой Отечественной войны скульптура, находящаяся на то время в Золотой гостиной, пострадала от артобстрелов, получила повреждения, в том числе был утрачен медальон с портретом родителей императрицы, который она держала в правой руке.

Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2018г. Фото автора.
Скульптура "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле", снимок 2018г. Фото автора.

Друзья, если внимательно посмотрите на снимки, то убедитесь, что на одних он (медальон) отсутствует. Эти фотографии были сделаны мной в 2018 году. Фото, где медальон на месте датируются 2022 и 2024 годами. В 2020-2021 годах статуя императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, подверглась реставрации. В результате реставраторами были устранены все повреждения, микротрещины, выбоины, а также воссоздан тот самый пропавший медальон.

Фото автора, 2024г.
Фото автора, 2024г.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!