В конце августа в России вспоминают жертв авиакатастрофы над Кимовским районом Тульской области. В 2004 году 24 августа на территории страны произошли сразу два теракта, в результате которых разбились два пассажирских самолета. Первый упал в кимовском селе Бучалки, второй – в Ростовской области. В результате авиакатастроф погибли все пассажиры и члены экипажа – 89 человек. Через год после трагедии в Бучалках был открыт памятный знак и высажена березовая аллея из 43 деревьев.
Падение Ту-134 в 2004 году – одна из крупнейших катастроф в истории региона. Одна из? Да. Тульская служба новостей рассказывает о катастрофах и трагедиях, о которых предпочитали молчать.
Пожар на шахте №20
Жертвами этого ЧП стали 56 человек. Произошло все осенью 1948 года недалеко от поселка Улановский, в 90-е вошедшего в состав города Болохово. Возгорание, согласно официальной версии, началось еще вечером 24 сентября. Трое рабочих ближе к полуночи решили тайком сбежать домой, не дожидаясь окончания смены. Они заметили тлеющие опилки, от которых тянуло дымом. О возгорании молодые люди предпочли никому не говорить.
Тревогу на шахте забили в половине первого ночи. По словам тульского писателя и краеведа Сергея Гусева, у ответственного дежурного по шахте, помощника главного инженера Кукушкина был план ликвидации аварий, по которому следовало действовать в таких случаях. Составлял его сам Кукушкин. Вскоре на выручку приехал взвод горноспасателей, командир которого аварийный план визировал. В ту ночь о документе в панике никто не вспомнил. Да и Кукушкин рассчитывал принизить масштабы произошедшего перед руководством.
План предполагал переключение вентилятора на проветривание. Кукушкин же дал команду его остановить. Последствия решения – нулевая вентиляций, загазованный электровозный и главный вентиляционный цеха.
Узнав, что под западной лесоспускной скважиной находятся люди, Кукушкин скомандовал включить вентилятор на нагнетание, послав в штрек новый поток отравленного воздуха.
Гусев отмечает, что горноспасательный взвод действовал суетливо и совершенно некомпетентно. Командир спустился в шахту и тут же почувствовал себя плохо. В итоге отделение спасало его, а не находившихся в ловушке шахтеров.
Четкого учета прихода и ухода со смены на шахте не вели, а потому неизвестно было, сколько людей находятся под землей.
Только в два часа ночи приехавший на место ЧП главный инженер дал команду о реверсировании вентилятора, но 56 человек, в том числе 13 женщин на тот момент уже были мертвы.
Правительственная комиссия позже установила, что околоствольные выработки на шахте были захламлены древесными отходами, что и спровоцировало пожар. О плане ликвидации рабочих не знали ни рабочие, ни горный надзор. Шахтеры не имели средств самозащиты, многие не умели ими пользоваться.
Виновниками трагедии признали главного инженера, его зама Кукушкина и троих рабочих, которые умолчали о пожаре. Данных о наказании нет. Неизвестны и суммы материальной помощи семьям шахтеров.
Погибших похоронили в братской могиле в селе Пятницкое Киреевского района. Без фамилий на памятнике. Их нанесли на новом монументе лишь в сентябре 2003 года.
Крупнейшая авиакатастрофа в СССР
26 марта 1952 года в аэропорту Клоково в Туле столкнулись военно-транспортный и пассажирский самолеты. Первый перевозил 34 слушателей Высшей военной академии имени Ворошилова, которые должны были отправиться в Берлин. Экипаж на тот момент готовился к взлету.
Пассажирский самолет «Одесса – Москва» шел на промежуточную посадку. Именно он выкатился за пределы полосы и врезался в военное судно.
Начался пожар. Точное число жертв до сих пор неизвестно. Предполагается, что погибли более 70 человек.
На тот момент происшествие в Клоково считалось крупнейшей авиакатастрофой в истории СССР.
Столкновение двух Ан-12 над Тулой
Трагедия произошла в небе над Тулой в октябре 1972 года, но ее подробности стали известны лишь спустя три десятка лет.
Первый самолет совершал над Тулой учебный полет. Второй Ан-12 летел из Брянской области. На судне доставляли в Тулу летный состав для сдачи зачета. Командир судна полковник Владимир Шалунов получил разрешение на снижение. Несмотря на то, что в диспетчерском пункте перестал работать обзорный локатор, первому самолету дали разрешение на взлет. Командиром судна являлся майор Валентин Семенов.
Газета «Слобода» писала, что по роковому стечению обстоятельств в командно-диспетчерском пункте отключилось электричество. Не удалось включить и резервный электродвигатель. Самолеты опасно сближались, и А-12 Шалунова догнал судно Семенова.
Учебые полеты проходили при плохой видимости, сами самолеты имели серый маскировочный окрас. Когда Семенову сообщили, что сзади них «летит» самолет, было уже поздно. Экипаж Шалунова о еще одном судне в небе не знал.
«Вот так», – последние слова, записанные на бортовой самописец. Их произнес Валентин Семенов.
Самолеты упали в районе деревни Берники на берегу Оки. Погибли все 27 человек, находившихся на борту.
О трагедии знали лишь родственники погибших и лица, вошедшие в комиссию по расследованию.
По уголовному делу проходили трое подозреваемых – штурман командно-диспетчерского пункта, руководитель посадки и заместитель командира полка. Дела первых двоих закрыли в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, третьего фигуранта оправдали. Командира дивизии после катастрофы лишили должности.
Отказ тормозов у трамвая
По словам писателя Сергея Гусева, об этой истории в городе когда-то знали все, несмотря на то, что сразу после случившегося она была засекречена, а погибших хоронили тайно и без огласки.
Эта трагедия произошла около восьми утра 13 апреля 1972 года. Трамвай следовал по маршруту «Московский вокзал – Криволучье – Московский вокзал». За рулем находилась 31-летняя женщина, которая имела стаж работы около двух с половиной лет. В сцепке ехали около двухсот пассажиров.
В нарушение правил водитель не сделала остановку на «Площадке» и техническую остановку перед улицей Карла Маркса. На пересечении Епифанской (Демидовская плотина) и Октябрьской трамвай сошел с рельсов. Под тяжестью людей, которые «висели» на подножке, он опрокинулся на правую по ходу движения сторону.
Когда сцепка пошла под уклон, водитель попыталась затормозить, но электродинамический тормоз не сработал, как и воздушный. Применять ручной тормоз было уже некогда.
Расследование прокуратуры показало, что трамвай перед поворотом двигался со скоростью до 35 километров в час.
Есть версия, что водитель предупреждала пассажиров о том, что трамвай едет без тормозов, и кто-то даже решил соскочить с подножки.
Восемь человек погибли на месте, еще 49 сразу же были госпитализированы. Четверо из них позже скончались в больнице. Среди жертв – четырехлетняя девочка, которую папа вез в детский сад. Также от полученных травм скончались два восемнадцатилетних молодых человека.
Люди продолжали обращаться в больницы. Всего в результате аварии было 102 пострадавших. Среди травм – сломанные ребра, перелом черепа, позвоночника, тяжелая контузия и другие.
Один вагон пассажиры подняли своими силами, второй – при помощи оказавшегося рядом трактора. Место трагедии оцепили сотрудники КГБ, пожарными машинами смывали лужи крови.
На следующий день в газетах о трагедии не написали ни слова. Чтобы похоронные процессии не пересеклись друг с другом и вообще привлекали меньше внимания, прощание с погибшими решили проводить в течение двух дней. На похоронах в штатском работали полторы сотни милиционеров и еще столько же дружинников.
Всем семьям пострадавших была оказана помощь – в основном за счет предприятий. Власти или все те же заводы взяли на себя и расходы по организации похорон. Поговаривали, что кому-то даже дали квартиру в новых домах.
Проверка показала, что транспорт на улицы города нередко выходил в неисправном состоянии. Таким был и вагон, попавший в дорожно-транспортное происшествие.
«Поставить бы вас перед членами семей погибших, искалеченных, травмированных, что вы им скажете? Вы обязаны были и могли целый ряд вопросов устранить и не допустить этого случая, если бы в своей практической работе полностью выполняли свои обязанности», – заявил первый секретарь обкома партии Иван Юнак главному инженеру трамвайно-троллейбусного управления Ларину.
Ларин, к слову, очень просил не исключать его из партии. Но голосование инженеру шансов не оставило.
Судили троих руководителей эксплутационных и ремонтных служб. Они получили условные сроки и штрафы. Водителя приговорили к шести годам колонии, так как она «в нарушение инструкции не выбрала холостой ход привода ручного тормоза». По некоторым данным, отбыла женщина лишь половину срока, после чего получила условно-досрочное ввиду наличия на иждивении ребенка.
Авиационный инцидент без погибших
22 июня 1961 года в Богородицком районе аварийную посадку в овсяном поле совершил пассажирский самолет «Москва – Сочи». На борту сработала пожарная сигнализация двигателя, система пожаротушения – не среагировала.До ближайшего аэродрома в Ефремове можно было добраться за несколько минут, но экипаж принял решение совершить посадку в поле. Позже стало известно, что причиной пожара стало разрушение генератора, обломки которого повредили маслопровод.
После выравнивания над землей экипаж отключил три оставшихся двигателя Ил-18. Самолет с убранными шасси проскользил 300 метров по полю и остановился. Пожар оперативно потушили. Никто из 97 находящихся на борту членов экипажа и пассажиров не погиб.
Позже в Кремле всем членам экипажа вручили ордена и медали.