«Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество. Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей»,
Мария Монтессори
В процессе развития ребенок приспосабливается к окружающему миру.
Это особенно заметно на примере языка: ребенок не просто запоминает звуки, а впитывает их, воспроизводя потом с точностью, которая кажется невероятной. И не один язык, выученный в последствии, он не будет знать так хорошо, как родной язык.
«Ребенок ассимилирует впечатления не разумом, но всей своей жизнью. Овладение речью – самый очевидный пример тому. Как происходит, что ребенок вдруг начинает говорить? Обычно это объясняют тем, что ребенок обладает слухом и воспринимает речь людей. Но почему же из множества звуков и шумов, окружающих его, малыш выделяет и усваивает лишь человеческую речь? Вероятно, именно человеческая речь производит на ребенка особое впечатление, вызывает такие глубокие чувства, такой энтузиазм, что приводит в движение невидимые струны, которые начинают вибрировать и, наконец, воспроизводят услышанные звуки», Мария Монтессори
Навыки, которые ребенок «впитал» в раннем детстве, становятся частью психики ребенка, формируя его личность. Мы сталкиваемся с уникальной чертой детской психики — особой восприимчивостью, благодаря которой ребенок адаптируется к миру вокруг через наблюдение и абсорбцию окружающей среды (Мария Монтессори называет это — впитывающий разум).
Первый период жизни человека от 0 до 6 лет — это период адаптации. Однако адаптация ребенка существенно отличается от адаптации взрослого. Биологическая приспособляемость ребенка проявляется в том, что место его рождения становится для него местом, где он хочет жить, а язык родителей — родным. Взрослый, переезжая в другую страну, никогда не сможет освоиться там так, как ребенок.
Ребенок испытывает глубокую привязанность к своему месту рождения и роста. Эта любовь к родине, сформированная в раннем детстве, остается с человеком на всю жизнь. Именно через детскую абсорбционную способность психики человек усваивает обычаи и привычки своего окружения, что в дальнейшем определяет его личность.
Такие элементы, как социальные обычаи и специфический менталитет, присущие людям из одной местности, не передаются по наследству, а приобретаются в детстве. Например, в Индии уважение к жизни настолько велико, что люди поклоняются животным. Этот аспект их менталитета невозможно перенять взрослому человеку, так как он закрепляется в детстве, формируя мировоззрение и культурные черты поведения.
Способность ребенка абсорбировать окружающую среду влияет на его дальнейшее развитие, создавая устойчивые черты характера, которые сложно изменить в зрелом возрасте. Этот феномен называется «мнеме», он обеспечивает долгосрочную жизнестойкость сформированных в детстве качеств и адаптацию индивида к любому уровню цивилизации, обеспечивая связь между различными историческими фазами и культурными традициями.
Детские книги о привязанности к месту своего рождения и о том, что все мы разные: