Найти тему
Игорь Орлов

Загадка Успения Пресвятой Богородицы.

Оглавление
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы

Суть загадки: в Евангелии и Новом Завете не описано Успение Пресвятой Богородицы. Историки 1 века от РХ, то есть времен земной жизни Пресвятой Богородицы тоже не оставили исторических свидетельств как завершилась жизнь Марии, матери Христа, как Она была похоронена, но и Сама Богородица и Ее Успение является важным христианским событием и одним из значимых праздников. И даже завершающийся сегодня строгий Успенский пост (по сути мини – Великий пост) знаменует сакральное отношение как к Самой Богородице, так и к загадки ее Успения.

Давайте, рассмотрим детальней.

В Евангелии и Новом Завете нет сведений об Успении Пресвятой Богородицы.

В Евангелии сказано лишь, что Распятый Христос завещал своему любимому ученику – Иоанну – заботиться о Своей Матери. Что и исполнил Иоанн.

В "Книге деяний святых апостолов" есть только сведение о том, что Матерь Божья пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян 1:14) и в день Пятидесятницы, как и апостолы , получила дар Святого Духа (Деян 2:1-14).

День Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на Богоматерь и апостолов
День Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на Богоматерь и апостолов

О том, как завершились Ее Земные дни в Новом завете нет ни слова, ни намека.

Не было найдено никаких других исторических свидетельств 1 века, как Она покинула этот мир.

Ряд скептиков задаются до сих пор вопросом: почему же Дух Святой, Который водил руку и ум евангелистов в описании событий священной истории Нового завета не уделил внимание Жизни и Смерти Пресвятой Богородицы, если столь велик Ее Культ? А он велик.

Культ Пресвятой Богородицы.

Он велик и огромен.

  • Наибольшее количество храмов посвящены Богородице.
  • Наибольшее число икон - более 800 (240 из них чудотворны и особо чтимы) - иконы Богородицы.

-3

  • Первый каменный храм на Руси был посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
  • И вообще из всех событий жизни Пресвятой Владычицы Богородицы Успению в русском православии (мортирологического) уделяется наибольшее внимание. К смерти очень сакральное отношение в русской традиции. Много храмов Руси посвящены именно этому празднику - Успения.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, Москва, ст. м.Таганская
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, Москва, ст. м.Таганская

Один из первых святых и богословов, поднявший вопрос об Успении Пресвятой Богородицы.

Это был святитель Епифаний Кипрский или Саламанский, живший в 4 веке от РХ. Родом он был из Финикии, но этнически был евреем - романиотом.

Свят.. Епифаний Кипрский (Саламанский)
Свят.. Епифаний Кипрский (Саламанский)

Прежде прихода в христианство он был воспитан и образован в древней иудейской традиции праотцев. В уже зрелом возрасте Епифаний принял христианство и стал христианским подвижником – монахом, более 20 лет предававшимся христианской аскезе.

Епифаний заметил, что в Священном Писании нет сведений о смерти Марии, Матери Божьей. И мы, заключил он, не можем достоверно знать умерла ли она или не умерла. Погребена она или не погребена.

Епифаний пишет так:

Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, (свят. Епифаний Кипрский «Патерион» гл. "Против антидикомариамитов".

Богомудрый свят. Епифаний отсюда извлекает 3 гипотезы об участи Пресвятой Марии:

1. Если умерла Святая Дева то: «погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве — венец»

2. Если погибла от руки мучителей, то: «в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру».

3. Может быть Она не умирала вовсе (ведь мы, пишет Епифаний не знаем об этом), то: значит на то есть Воля Бога и Бог мог сотворить и так.

Святитель Епифаний делает строгий научно богословский вывод: все это лишь 3 гипотезы, но самой разгадки мы не знаем. Раз Господь нам ее (загадку) не раскрыл, то не стоит предполагать свое домысливание. Не зная Божьего - через это (свои домыслы) не обольщаться.

А ведь мудро сказал старый святой еврей Епифаний!

Итак, до 4 века от РХ не было сведений об участи Пресвятой Девы Марии. Было представление о том, что раз Бог не открыл эту тайну, оставив ее загадкой, то стоит славить Бога и не мучить себя.

Откуда же появилось знание об Успении Пресвятой Богородицы?

Итак, в Священном Писании сведений нет. В исторических источниках 1 века сведений нет. Но откуда-то явилось же знание об Успении Пресвятой Богородицы? И оно описано в акафисте Успения, и изображено на иконе Успения, и в житии Пресвятой Богородицы, в деталях.

Откуда же?

Два источника этого: богословский и аскетический. Рассмотрим последовательно.

1.Богословский источник.

Этот источник появляется через 100 лет после кончины Епифания Кипрского. Появляются апокрифы (книги церковного предания) в конце 5 начало 6 веков от РХ и позже. Их более 70. Разных культур, и противоречивые между собой, где события Успения Богородицы описываются по - разному.

Наиболее значимое влияние оказали несколько апокрифов:

1.«Сказание об Успении Пресвятой Богородицы». Автор апокрифа псевдо - Иоанн Богослов. Этот автор утверждал, что это рукопись евангелиста Иоанна Богослова, где тот описывал, как ушла из земной жизни Богоматерь. Но рукопись была не 1 века от РХ, а 5 века. Ее не мог писать настоящий Иоанн Богослов, евангелист, автор 4 евангелия, Апокалипсиса.

2. Сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века). Автор его утверждал, что это историческая рукопись 1 века. Но это не была она и автор ее не Мелитон Сардийский, и даже не его современник.

3. «Письмо псевдо - Дионисия Ареопагита к Титу». Авторство его не принадлежит святому Дионисию Ареопагиту (ученику святого апостола Павла), а является более поздним творением 5-6 веков совсем другого неизвестного автора, даже не современника Ареопагита.

4. «Сказание псевдо-Иосифа Аримафейского», Автор рукописи утверждает, что писал его Иосиф Аримафейский, да тот самый, кому Пилат выдал Тело Христа после Распятия и кто лично знал Пресвятую Марию. Но это рукопись не 1 века, а 7 века от РХ. И автор его вовсе не Иосиф Аримафейский, а даже не его современник, а неизвестный 7 века.

Праведный Иосиф Аримафейский.
Праведный Иосиф Аримафейский.

5. Есть еще коптский апокриф, латинский апокриф, армянский апокриф, рассказывающий о кончине Пресвятой Девы Марии. Все эти апокрифы не 1 века, времен Земной жизни Богородицы, а 7 века от РХ.

Как же было узаконено явление Успения Пресвятой Богородицы?

Итак, мы видим, что апокрифы появились намного позже евангельских времен. Более того содержание их разнилось. Как же узаконилось то, что сейчас именуется преданием об Успении Пресвятой Богородицы?

Вот как.

В 5 веке от РХ прошли два Вселенских собора – третий (Эфесский, 431 года) и четвертый (Халкидонский, 451 года). Еретики (Арий, Нестор и другие) стали посягать на достоинство Пресвятой Богородицы, приземлять Ее, именуя просто праведной женщиной, матерью Иисуса. Надо было защитить ее Святую Честь. Решение этих двух соборов сформулировали догматы, касаемые Пресвятой Богородицы, в том числе и Успения. Ее Успение было признано особенным.

3й Вселенский Эфесский собор
3й Вселенский Эфесский собор

Можно ли считать эти сведения истинными? В церковном и богословском плане – да. Да, в Священном писании ничего не было об Успении сказано, но в Священном предании сформулировано детально и догматично. И это имеет статус нерушимой церковной истины. Почему? Потому что участниками тех Вселенских соборов были святые иерархи церкви и христианские богословы. Это собор святых людей, людей, водимых Духом Святым.

Окончательную точку поставила императорская власть.

Император Маврикий в конце 6 века установил своим эдиктом дату празднования Успения Пресвятой Богородицы – 15 августа. С тем пор, с 6 века, так и происходит. Церковью (тогда она была единой, не было еще делений на конфессии) был установлен и строгий 2 недельный Успенский пост, обязательный для всех христиан.

Император Византии Маврикий
Император Византии Маврикий

2.Аскетический источник.

Мы можем подумать: да, собрались святые мужи, богословы и взяв за основания неидентичные манускрипты псевдо-святых создали культ, догмат, праздник. А император, как представитель власти, утвердил их мифологию законной. Но это будет очень плоский, вульгарный и приземленный взгляд. Потому что мы упустим один наисущественнейший и важный момент.

С 4 века от РХ, когда закончились гонения и истребления христиан, началось развитие христианского подвижничества, христианской аскетики, открывшее много святых тайн и создавших, не побоюсь этого слова, сокровищницу христианской нравственно аскетической жизни. Творения великих преподобных святых отцов «золотой» эпохи христианства..

Так вот, этим благочестивым мужам, людям чистейшей, уединенной молитвенно – духовной и нравственной жизни являлась и открывалась Сама Богородица в молитвах, постах, бдениях. Она подавала Свои знаки и действуя по ним монашествующие открывали важные вещи.

Богоматерь Экономисса с двумя преподобными
Богоматерь Экономисса с двумя преподобными

Пресвятая Богоматерь испытала на себе боль потери Единородного Сына, Первенца. Пережить такое любящей матери – верх и венец материнского мученичества (когда любящая мать видит страдания и мученическую кончину сына). Одно святое мученичество – Самого Христа Распятого. Другое – Его Матери, видевшей все это. Последние годы Своей жизни Она проводила ежедневно посещая Голгофу и Гроб Господний.

И вот появились святые христиане, которые стали подражать Христу, жить преподобно (подобно Ему). Для Нее они были как Ее святые дети. И потому, на святом уровне, она являлась к каждому из них и давало знаки, помощь.

Скажу и другое: мы все читаем и слушаем разные акафисты. А ведь сам жанр акафистов, как жанр, появился благодаря Богородице. Первый акафист, именуемый Великим, созданный вероятно святым Романом Сладкопевцем в 6 веке был посвящен именно Богородице. Была как Песнь Хвалы Богородицы. Не просто так, что именно Ей.

Св. Роман Сладкопевец (предп. автор Великого акафиста) и Богоматерь
Св. Роман Сладкопевец (предп. автор Великого акафиста) и Богоматерь

Сколько монастырей основал преп. Сергий Радонежский по указанию Пресвятой Богоматери? От скольких бед спасла и сколько раз являлась Богоматерь преподобному Серафиму Саровскому? В жизни каждого преподобного вы найдете святое участие и присутствие Богоматери.

Подвижники на тонком уровне четко увидели, что Богоматерь не просто свята, но Она Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Что Она особое место имеет в святом царстве высших небесных сил.

Более того, заметим и другое: тот, кто в наше время честно постится Успенским строгим постом и поминает Пресвятую Богородицу, на своем опыте замечал, что благое и спасительное непременно подается ему. Это не фантазии, а реальность. Так что Богородица помогает не только особым святым, но и обычным людям. В самых разных ситуациях.

Итак, богословы подошли к Успению Богородицы умозрительно, философски, богословски, догматически, а подвижники святые видели Ее на тонком уровне. Два этих источника и сформировали детальную историю об Успении Пресвятой Богородицы и установили догматы, касаемые Ее..

Различие взглядов на Успение Пресвятой Богородицы в 3 конфессиях христианства.

Католичество.

Католическая церковь празднует 15 августа не праздник Успения Богородицы, а Вознесение Девы Марии. В католичестве это догмат, что Богородица не умерла (не усопла), а была вознесена на Небо нерушимой. Ее тело не было найдено, не существует мощей Пресвятой Богородицы. Закончив Земную жизнь она ушла (перенесена) телом и душой на Небо.

П.Рубенс: Вознесение Девы Марии
П.Рубенс: Вознесение Девы Марии

Православие.

В православии две даты празднования либо 15 августа, либо 28 августа, в зависимости от того, по какому календарю живет та или иная поместная православная церковь.

Но в православии этот праздник именуется именно Успением Пресвятой Богородицы. То есть Богородица, как и Ее сын сначала умерла, а потом, через 3 дня воскресла и была вознесена на Небо. В православной традиции сильно влияние мортирологии (учения о смерти), поэтому православие настаивает, что Богородица сначала умерла, как человек, а потом, так как была святой и преблагословенной – воскресла. И если мы будем жить свято, то тоже воскреснем.

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы

Протестантизм.

И Мартин Лютер, и Жан Кальвин стоявшие у истоков создания протестантизма (реформаторства) в христианской традиции почитали святую Деву Марию, матерь Иисуса.

Мартин Лютер и Жан Кальвин, отцы основатели протестантизма
Мартин Лютер и Жан Кальвин, отцы основатели протестантизма

Но они исходили из тех же взглядов, что и упомянутый выше свят. Епифаний Кипрский, что Священное Писание ничего не говорит об этом. А раз так, то не стоит по - человечески додумывать, как Она умерла, и умерла ли, где покоится.

Протестантский праздник Девы Марии празднуется 15 августа, но это не сакральный культ Богородицы, как в католичестве и православии, а дань уважения евангельской святой, матери Христа. Протестантизм задается вопросом не того, как сакрализировать других людей, пусть даже и очень святых, а как самому человеку, христианину жить и умирать праведно. Фокус не на других, не на культовых фигурах, а на самом обращенном христианине. Более индивидуализированный и личностный подход.

Впрочем, в англиканской церкви праздник Девы Марии не празднуется особо. Это не значимый праздник, рядовой.

Послесловие.

Итак, тайна Успения Богородицы не была открыта в Евангелии и Новом завете. Разгадка ее была предложена святыми богословами и подвижниками, двумя Вселенскими соборами и утверждена императором Маврикием в 6 веке. Тогда же был установлен и строгий 2 недельный пост в честь Успения Богоматери, тот самый, который мы с вами благодатно и радостно прошли с 14 по 28 августа.

В зависимости от христианской конфессии разные даты этого праздника и разное его почитание. У католиков – Вознесение Девы Марии. У православных – Успение Пресвятой Богородицы. У протестантов – Дева Мария, день почтения святой матери Иисуса Христа.

Но то, что Пресвятая Богородица оказала огромнейшее влияние в целом на христианскую культуру и помогает всем, кто почитает Ее и Бога – несомненно. Сказано о Ней в Библии очень мало, а сотворено и творится доброго Ей очень и очень много.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на канал.

Добра всем.