С 1 сентября российские водители столкнутся с множеством изменений в законодательстве, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Эти нововведения коснутся всех аспектов дорожного управления — от правил установки камер до состава автомобильных аптечек. Детально разберем, что же нового ждет автовладельцев.
Новые правила установки камер фотовидеофиксации
С началом осени вступают в силу новые требования к установке комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Теперь знаки 6.22 «Фотовидеофиксация», уведомляющие о наличии камер, должны быть установлены на определенном расстоянии: не менее 100 метров до зоны контроля камерой в городах и от 150 до 300 метров на загородных трассах. Эти меры были введены, чтобы обеспечить прозрачность и предотвратить непредвиденные штрафы для водителей за нарушения, зафиксированные в момент проезда через зоны временных знаков на электронных табло.
Еще одно изменение касается расположения камер на трассах. Теперь стационарные и мобильные камеры контроля скорости должны быть установлены на расстоянии не менее одного километра друг от друга в населенных пунктах и пяти километров — вне их. Это сделано с целью предотвращения двойного штрафования за одно и то же нарушение с разных камер на одном и том же участке дороги.
Однако это правило имеет свои исключения. В некоторых случаях камеры могут быть установлены на любом расстоянии друг от друга. Например, если они фиксируют выезд на встречную полосу или нарушение правил разметки (включая движение по выделенной полосе для общественного транспорта). Также камеры могут располагаться на любом расстоянии друг от друга на крупных транспортных развязках, перекрестках и аварийно-опасных участках.
Как уточнили в пресс-службе ГК «Урбантех», специализирующейся на обеспечении безопасности дорожного движения, процедура определения места установки камер проходит через несколько этапов согласования: региональные транспортные власти, собственники дорог и Госавтоинспекция. Это сделано для того, чтобы система была максимально прозрачной и справедливой.
Представители компании, управляющей системой фотовидеофиксации, уверены, что такое взаимодействие позволит свести к минимуму количество ошибок при размещении технических средств контроля. Однако Александр Холодов, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты, отмечает, что вопрос о том, как скоро будут убраны старые камеры и переставлены те, что не соответствуют новым требованиям, пока остается открытым.
Обновленный состав автомобильной аптечки
С 1 сентября изменяются требования к составу автомобильной аптечки. Согласно новому приказу Минздрава, теперь в наборе первой помощи должны присутствовать блокнот, карандаш или маркер черного или синего цвета, а также инструкция по оказанию первой помощи. Помимо этого, в аптечке должны быть медицинские перчатки, маски, в том числе маска для сердечно-легочной реанимации, спасательное одеяло размером не менее 160 см на 210 см и две пары ножниц (хирургические и для перевязочного материала).
Если ваша автомобильная аптечка была укомплектована до вступления в силу новых требований, ее использование допускается до истечения срока годности, но не позднее 1 сентября 2027 года. При этом в настоящий момент штраф за отсутствие аптечки в автомобиле не предусмотрен.
Увеличение штрафов на платных дорогах
С 1 сентября также увеличиваются штрафы за неоплату проезда по платным дорогам. Для физических лиц, собственников легковых автомобилей, штраф составит 3 тыс. руб., для юридических лиц — 10 тыс. руб. Владельцы грузовых транспортных средств будут оштрафованы на 5 тыс. руб., а юридические лица — на 15 тыс. руб.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), считает, что ужесточение штрафов не окажет значительного влияния на снижение уровня нарушений. По его мнению, высокие тарифы на платных дорогах остаются «неподъемными» для многих автовладельцев, что и является основной причиной нарушений.
«Автомобилистам проще завесить номерные знаки и ездить так на свой страх и риск, нежели оплачивать дорогостоящий проезд по платным дорогам. Если тарифы снизить, то водители охотнее начнут платить за езду по таким участкам», — сообщил эксперт.
Обязательное страхование такси и возможное подорожание услуг с 1 сентября
С 1 сентября 2024 года на рынке пассажирских перевозок ожидаются значительные изменения. Нововведения коснутся процедуры страхования такси, что может повлиять как на водителей, так и на клиентов данного вида транспортных услуг. Разберем, какие именно нововведения ждут перевозчиков и как это отразится на стоимости услуг такси.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП)
Согласно новым нормам, с 1 сентября все таксопарки и водители, предоставляющие услуги такси, обязаны оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Эти меры направлены на улучшение защиты пассажиров в случае возникновения аварийных ситуаций.
Оформить полис ОСГОП извозчики должны в течение 60 дней со дня вступления изменений в закон, но не позднее 31 октября 2024 года. Полис страхует каждое транспортное средство, задействованное в качестве такси, и предусматривает компенсационные выплаты. Так, за причинение вреда здоровью пассажиру, страховая сумма составит до 2 млн рублей. За имущественный ущерб — до 23 тыс. рублей на одного пассажира.
Отсутствие этого документа грозит серьезными штрафами. Для должностных лиц размер штрафа составит от 40 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Без наличия договора страхования деятельность по перевозке пассажиров запрещена, и данные о соответствующих полисах должны быть внесены в региональные реестры перевозчиков легковых такси.
Споры вокруг закона
Однако не все депутаты Госдумы оказались единодушны в поддержке этих поправок. Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов выразил свое недовольство. По его мнению, новые требования приведут к дополнительным расходам для перевозчиков, что неминуемо скажется на стоимости услуг для конечного потребителя.
Миронов полагает, что множество водителей могут покинуть рынок пассажирских перевозок либо уйти в теневой сектор. Это, по его мнению, противоречит основной цели закона — повысить безопасность и легализовать деятельность такси.
«Многие уйдут с рынка — либо вообще, либо в тень. В итоге основная цель закона — безопасность и легализация такси — будет провалена. А для граждан это означает очередной виток подорожания. Чем меньше водителей, тем больше у них затрат и тем выше цены. Следует ввести мораторий на некоторые положения закона о такси и разработать отдельные, рабочие нормы для самозанятых водителей», — заявил Миронов.
Возможное подорожание такси
Дополнительные расходы, связанные с обязательным страхованием, действительно могут привести к подорожанию услуг такси. Водителям и таксопаркам придется компенсировать затраты на страховку за счет повышения тарифов. Это уже стало предметом оживленных обсуждений как среди перевозчиков, так и среди пользователей такси.
Некоторые экономисты считают, что подобные меры могут послужить стимулом для улучшения сервиса и повышения конкурентоспособности рынка. Однако немалое количество экспертов опасаются, что резкое увеличение стоимости услуг такси ухудшит ситуацию для пассажиров, особенно для тех, для кого ежедневное использование такси является необходимостью.
Как изменятся условия работы для водителей?
Для небольших компаний и индивидуальных водителей введение обязательного страхования может стать серьезным финансовым испытанием. В то время как крупные таксопарки обладают достаточными ресурсами для покрывания дополнительных расходов, маленькие компании и частные водители могут оказаться в сложном положении. Некоторые из них, вероятно, вынуждены будут покинуть рынок или перейти на работу в теневом секторе, где контроль за соблюдением новых норм будет значительно слабее.