В советском кинематографе активно эксплуатировалась цыганская тема. В таком светлом, что ли проявлении. Вспомним некоторые фильмы.
«Жестокий романс»
Тут цыгане «заявлены» самим произведением Островского «Бесприданница», по которому поставлен фильм. Веселые, поющие, танцующие, особенно когда Паратов, приезжая в город, раздает им, по сложившейся традиции, деньги.
«Карнавал»
Нина Соломатина встречается на вокзале с цыганкой Кармой, и, в отличие от других пассажиров, не боится посадить ее с детьми в свое такси. Несмотря на то, что в фильме показаны и «острые моменты», например, «полутаборная» шумная жизнь цыган в московской новостройке (читала, что снимали где-то в районе Чертаново), и недовольство прочих соседей этому, суровый муж Кармы, наглое поведение детей в ломбарде, в целом Карма и ее дети предстают как благородные люди, которые помнят сделанное им добро в виде случая с такси и предоставление Карме места на полу в Нининой съемной квартире. Именно они выручают Нину деньгами, когда выясняется, что отец не оплатил ей съемную квартиру.
«Приключения неуловимых мстителей»
Там был герой Яшка-цыган, которого «аутентично» сыграл Василий Васильев, который до шести лет жил в цыганском таборе.
«Цыган»
Романтический четырехсерийный советский сериал, цыганского героя в котором, правда, сыграл, не цыган, а молдавский актер Михай Волонтио. По сюжету, сельская жительница Клавдия Пухлякова находит у раздавленной фашистскими танками кибитки цыганского мальчика. Усыновляет его, а как мальчику исполняется 16 лет, в село приезжает цыган Будулай, переживший много испытаний. Мальчик очень привязывается к нему, в результате чего героиня решает, что тот и есть его настоящий отец…
А потом вышел и фильм «Возвращение Будулая» из 4 серий, где героя избивают, он теряет память, а придя в себя, ищет преступников, и добивается успеха.
Цыганская романтика представала и в фильме «Табор уходит в небо» молдавского режиссера Эмиля Лотяну. Собственно, в основе лежат рассказы великого пролетарского писателя Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Песни, танцы, романтика, история любви двух молодых и гордых цыган — Лойко и Рады… Но злой помещик, который тоже влюблен в Раду.. А Лойко, который украл белого коня, чуть не приговаривают к смерти. Он сбегает, приходит к Раде убивает ее и встает перед ней, мертвой, по ранее поставленному условию на колени (унижение для цыгана, по понятиям). Ну, и гибнет от рук ее отца. Жесткая романтика.
Таким образом, в целом цыганская тема в советском кино романтизирована. А вот советская реальность не давала такой романтизации.