Найти в Дзене
ПСИ&ФИ🌺

Феномен роковой женщины глазами психолога. Часть 2.Лиля Брик и В. Маяковский. Немного о М. Дитрих.

В первой статье был разбор истории с Клеопатрой.

И если та история не даёт возможности более детального рассмотрения личности мужчин, то вот роман Лили Брик и Владимира Маяковского может на многое пролить свет. 

Лилю считают роковой женщиной в жизни поэта. Её он упоминает в своём предсмертном послании, значит, роль женщины в жизни Маяковского и действительно была значима. 

История их взаимоотношений представляет собой классику любовного треугольника. Лиля была замужем за Осипом Бриком, но не смотря на это, не чуждалась связей на стороне. И одной из них был роман с В. Маяковским, о котором много, что известно,хотя бы потому, что и не скрывали. Что представляла из себя Лиля? По нашим меркам она была светской львицей, то есть не была лишена тщеславия. Её откровения о любовной связи приводили в шок не только её современников, неожиданно они выглядят и сейчас. На протяжении некоторого времени она была не определена с объектом любви, но в итоге заявила, что настоящие чувства у неё были к её мужу Осипу. Такие вот дела.

Выходит,поэт был безответно влюблен. Что же его держало в столь бесперспективных отношениях? Психология даёт ответы на эти вопросы, и сообщает, что в основе нахождения в любовном треугольнике лежит невротическая потребность. Потребность, которую невозможно удовлетворить- это зависимость. В случае с творческими людьми невроз необходим в качестве двигателя самого творчества. Так что талант не равно психологическое благополучие, и иногда за него приходится платить большую цену. 

Смотрите, что пишет поэт, в начале стихотворения, посвященнному себе:

"Четыре. 

 Тяжелые, как удар. 

 "Кесарево кесарю - богу богово" 

 А такому, 

 как я, 

 ткнуться куда? 

 Где для меня уготовано логово?"

И в окончании:

"Пройду, 

 любовищу мою волоча 

 В какой ночи, 

 бредовой, 

 недужной, 

 какими Голиафами я зачат - 

 такой большой 

 и такой ненужный?"

Для читателей, в том числе филологов(коим я являюсь) - это гениальное стихосложение. И я ничуть не умаляю творческие способности поэта, отношусь к ним с большим уважением, и именно эти слова находят личный отклик. Но психолог обнаружит здесь красную нить глубинного убеждения о себе Я НЕНУЖЕН , проходящую через все повествование, омраченного тяжёлыми мыслями. Стоит ли удивляться, что жизнь поэта закончилась столь трагически? 

Далее о его любви(или о любовной зависимости?) к Лиле Брик. И эти признания вы наверняка слышали, если знакомы с его творчеством :

"И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа."

Что сказать? Сильные слова! 

Но психолог насторожится. Во-первых, тут уже есть мысли о самоубийстве, пусть и пока отрицаемые автором, во-вторых, слова о власти над ним женщины. Все та же зависимость. 

А зависимый человек найдёт способ самоуничтожиться, и пусть это не будет явным самоубийством. Алкоголизм, наркомания и др. - тоже путь к разрушению. Любовная аддикция, как оказалось, не менее вредна. 

А теперь о Лиле. Учитывая её желание быть приобщенной к богеме того времени, можно предположить наверняка, что эта связь тешила её самолюбие, ведь её воспевал в стихах известный поэт. Я упускаю моральную сторону этого вопроса, мне важны все же личностные характеристики с точки зрения психологии. Склоняюсь к тому, что как и в случае с Клеопатрой, в женщине присутствовали жажда власти, демонстративность, тщеславие, манипулятивность, ум. 

И все эти истории в общем дают основание предположить, что феномен роковой женщины возможен при построении отношений по принципу иерархии "Взрослый - ребёнок" (по Берну). То есть женщина в них Взрослый (ведущая, доминирующая роль) , а мужчина-Ребёнок (ведомый, зависимый) . Что не снимает ответственности с мужчины,а всего лишь раскрывает суть явления.

И в подтверждение о том, что роковые женщины могли легко перепутать роли женщины и матери для мужчины, слова красотки М. Дитрих о её романе с Жаном Габеном и своей потребности в опеке мужчины :«Я любила его, как собственного ребенка, он заменял мне дочь, когда ее не было со мной. Он был идеалом мужчины». 

Странновато видеть в мужчине ребенка(тем более дочь), не так ли?

Считаю, что личности роковых женщин не без изьяна, но фатально это при условии личных дефектов мужчин, с которыми они взаимодействуют.

Может, все же не стоит искать в женщине маму и безусловную любовь?