Найти тему

Задвижки и затворы: обозначения и виды

Оглавление

Существует большое разнообразие трубопроводной арматуры, связанное с разными требованиями со стороны трубопроводных систем. Своими характеристиками выделяются затворы и задвижки. Интерес к ним проявляют благодаря множеству преимуществ, но устройства не лишены некоторых недостатков.

Задвижки

Такая запорная арматура отличается особенностью механизма перекрытия потока рабочей среды. В момент закрытия запирающая деталь, перемещаясь поступательно, располагается поперек канала трубы. Эта характеристика и некоторые другие выделяют задвижки из линейки запорной арматуры.

Достоинства, которые чаще других отмечают потребители:

  • незаметная потеря энергии жидкости, когда узел полностью открыт;
  • сохранение направления циркуляции движущихся по трубе веществ;
  • допустимость транспортировки жидких растворов, обладающих высокой вязкостью;
  • малые габариты;
  • отсутствие запретов на изменение направления течения на противоположное.

Из минусов нельзя забывать о скорости, с которой механизм можно перевести в положение «закрыто». Второй недостаток — недопустимость работы с жидкостями, содержащими твердые взвеси. Третий — разница напора на заслонке: нельзя, чтобы давление сильно отличалось. На четвертом и пятом местах в ряду недостатков стоит риск возникновения гидроудара и сложности, возникающие при ремонте вследствие износа уплотнений.

Есть разница в схеме работы механизма, а именно пары шпиндельный вал — ходовая гайка:

  • если вал при движении остается внутри корпуса, потому что гайка расположена на затворе, это устройство с невыдвижным шпинделем;
  • когда место гайки предусматривается внутри корпуса, а вал, вращаясь, выдвигается из нее, его называют выдвижным.

Это не все конструктивные отличия, от которых зависит обозначение трубопроводных узлов. Классификацию проводят по форме и расположению затворного элемента: параллельные, с запирающими деталями в виде двух равноудаленных дисковидных тарелок, и клиновые, с затвором-клином, входящим в промежуток между расположенными под углом седлами.

-2

Обозначение параллельных задвижек: шифры 30 и 31

В параллельных задвижках тарельчатые детали установлены равноудалено, а за закрытие прохода отвечают подвижные затворные элементы. В зависимости от их вида различаются характеристики запорной арматуры:

  1. Когда герметичное перекрытие не входит в перечень требований, применяют шиберные механизмы. За счет того, что за функции отвечает один диск, конструкция отличается заданной прочностью и жесткостью. Это позволяет допускать узел к эксплуатации в экстремальных условиях, подразумевающих нагрев до высоких значений и сильный напор.
  2. Задвижки с двумя дисковидными тарелками способны обеспечить нужную герметичность и рекомендуются для ответственных участков, где не допускаются утечки.
  3. Клиновые задвижки получили свое название из-за характерного вида затворного компонента: это клин, который при движении входит в пространство между двумя плоскостями уплотнения седла, установленными под углом относительно друг друга.

По своей конструкции трубопроводные устройства отличаются простотой. Наряду с этим плюсом отмечают ряд слабых сторон:

  • детали довольно быстро изнашиваются;
  • процесс сборки связан с операцией притирки клина и седла, иначе невозможно гарантировать нужную герметичность, и замена комплектующих по отдельности снижает эксплуатационные характеристики;
  • запорный элемент может заедать в опущенном состоянии, что связано с большой степенью износа, спровоцированного коррозионными процессами и нагревом до высоких значений.

Повысить герметичность можно, установив модель с полностью или частично разделенным клином, внутри которого есть вставка из упругого материала. Когда на запорную деталь давит шпиндель, она максимально плотно прижимается к седлу. Такая конструкция трубопроводных запорных устройств обусловила их использование в системах с повышенными требованиями к герметичности. В трубопроводы малого диаметра разрешено вместо вышеописанных модификаций устанавливать краны и вентили.

-3

Поворотные дисковые затворы (шифр 32)

Если обозначение дисковых поворотных затворов зашифровано числом 32, у такой трубопроводной арматуры имеются следующие особенности:

  • размер запирающего диска отвечает диаметру трубопровода;
  • чтобы закрыть канал, дисковую тарелку следует развернуть поперек проходного канала трубы;
  • дисковые поворотные затворы — это запорно-регулирующая трубопроводная арматура.

Если шланговые затворы применяются очень широко, то дисковые — это более специфичные устройства, что связано с их конструкцией и последующими ограничениями по условиям эксплуатации: запрещено применение, если предполагается повышение давления до показателей выше среднего.

Материалы уплотнений запорного элемента:

  • эластомер:
  • зафиксирован на диске;
  • установлен в корпусе;
  • представляет собой рубашку, находящуюся в полости корпуса;
  • металлический сплав.

У затворов с уплотнением, установленным в полости, есть такие достоинства:

  • рабочая среда практически не влияет на износ уплотнительных материалов;
  • срок службы выше, чем у узлов с уплотнением на тарельчатом запорном элементе.

Запорные устройства с манжетами из эластомера, если сравнивать с металлическими комплектующими, показывают лучшие значения герметичности, но по времени служат меньше. Зато существует возможность создания таких узлов силами мастеров ремонтных участков.

-4

Шифры обозначения шланговой запорной арматуры: затворы (32) и задвижки (33)

От прочих разновидностей шланговые задвижки и шланговые затворы, шифр для обозначения которых — это число 32, отличаются способом перекрытия рабочей среды при помощи резинового патрубка. Чтобы закрыть проходной канал, шланг (гибкий патрубок) пережимают.

У шланговых задвижек шифр обозначения 33. Они отличаются отсутствием требований к рабочей среде, важно лишь, чтобы материал патрубка был химически устойчивым к транспортируемым веществам. Если шланговые затворы предполагается монтировать на нефтепроводах, шланг изготавливают из бензо- и маслостойких каучуков. Из преимуществ шланговых затворов на первое место ставят отсутствие контакта рабочей среды с любыми комплектующими затворного узла, из недостатков — малый срок службы каучукового шланга.

Прочие плюсы шланговых задвижек и затворов:

  • прямоточная конструкция — обеспечивает минимальные потери энергии потока жидкости и предотвращает ее застой;
  • максимально герметичное перекрытие трубы.

В число недостатков шланговых затворов и шланговых задвижек традиционно включены следующие:

  • температура рабочей среды — не выше +80 °C;
  • давление — в пределах 1 МПа;
  • нужны большие усилия, чтобы качественно пережать шланг из резины.

Существует две модификации шланговых задвижек — с мембранным запорным клапаном и сильфонным. Первая стоит дешевле, зато вторая наиболее герметична. Благодаря особенностям конструкции шланговые затворы и шланговые задвижки (шифр 32 и 33 соответственно) — взаимозаменяемые типы арматуры, не влияющие на функциональность инженерной системы.

Друзья, если статья была Вам полезна, то подписываемся на канал и поднимаем вверх большой палец! Также будем рады вашим комментариям!