Найти тему
Зрительский вектор

Фарфор и время. Выставка к 280-летию Императорского фарфорового завода и 100-летию ГЦМCИР

В ГЦМСИР с 29.05.2024 по 18.08.2024 прошла замечательная выставка " Фарфор и время", приуроченная к 100-летию музея и к 280-летию Императорского фарфорового завода. Как всегда я все-таки успела ее посмотреть буквально в последние часы работы.

На выставке было представлено 260 уникальных изделий из фарфора, созданных в ХХ и начале XXI века на Императорском фарфоровом заводе, часть из которых находится в фондах музея.

Музей революции СССР Фото www.sovrhistory.ru
Музей революции СССР Фото www.sovrhistory.ru

Созданный в 1924 году Музей революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России) начал формировать свою коллекцию фактически "с нуля". Изделия Императорского фарфорового завода числятся в первой сотне поступлений за номером 89.

Практически вековую историю сотрудничества ГЦМСИР и Императорского фарфорового завода изящно подчеркнул декор стен и витрин камерного выставочного пространства.

Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора
Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора

Так, например, на одной из стен легко узнаваем рисунок декоративной вазы "Красная конница" (1967). Ваза была выпущена ограниченным тиражом к 50-летию Советской власти. Вероятно, что авторы вдохновлялись популярным лозунгом : "На коня, пролетарий !"

Декоративная ваза "Красная конница" (1967) Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора
Декоративная ваза "Красная конница" (1967) Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора

Главная витрина, расположенная в центре выставочного пространства, посвящена агитационному фарфору 1920-30х годов и советскому неоклассицизму 1940-50х годов.

Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора
Выставка "Фарфор и время" в ГЦМCИР Фото автора

После Октябрьской революции 1917 года в целях формирования в сознании людей новой идеологии был утвержден "План монументальной пропаганды". Уже с 1918 года на Императорском фарфоровом заводе начинают выпускать первые изделия агитационного фарфора. Фарфоровые изделия отныне наравне с плакатами "цитируют" изречения и афоризмы.

Сергей Чехонин (художественный руководитель завода с 1918 года) создает первые тарелки с лозунгами : " Кто не с нами, тот против нас" и " Борьба родит героев".

Сервиз "Бабы" (Хлебный) Суетин Н.М. (1930) ИФЗ 2009 ; Тарелка " Кто не с нами, тот против нас" Чехонин С.В. (1921); Тарелка "Борьба родит героев" Чехонин С.В. (1918) Фото автора
Сервиз "Бабы" (Хлебный) Суетин Н.М. (1930) ИФЗ 2009 ; Тарелка " Кто не с нами, тот против нас" Чехонин С.В. (1921); Тарелка "Борьба родит героев" Чехонин С.В. (1918) Фото автора

В 1919 году Сергей Чехонин, будучи непревзойденным мастером шрифта, ко 2-ой годовщине Октября создает тарелку с афоризмом немецкого философа Фердинанда Лассаля : " С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там внизу, среди сумятицы обыденной жизни".

Тарелка с надписью Чехонин С.В. (1919) ИФЗ 2015 Фото автора
Тарелка с надписью Чехонин С.В. (1919) ИФЗ 2015 Фото автора

Классикой советского агитфарфора стали и скульптурные воплощения новых людей нового времени. Изящные статуэтки изображали солдат, рабочих, матросов, фиксировали сцены из окружающей действительности.

Так же художники черпали идеи в документальных фотоснимках. Одна их самых первых статуэток "Красногвардеец" (1918г.) была сделана по снимкам Якова Штейнберга, запечатлевшего реальных бойцов революции.

Карандашница " В разведке" Савицкий Г.К. (1929) ; "Красногвардеец" Кузнецов В.В. (1918) ; "Матрос со знаменем" Данько Н.Я. (1923) ; "Матрос" Данько Н.Я. (1919) Фото автора
Карандашница " В разведке" Савицкий Г.К. (1929) ; "Красногвардеец" Кузнецов В.В. (1918) ; "Матрос со знаменем" Данько Н.Я. (1923) ; "Матрос" Данько Н.Я. (1919) Фото автора

Художники создавали произведения и на социальные темы. В 20-х годах развернулась очередная компания по борьбе с алкоголизмом. Работа Натальи Данько " Суббота" , создана, как говорится, на злобу дня, учитывая, что суббота была рабочим днем. Глава семьи уже расслабился накануне выходного дня, над ним в отчаянии склонилась жена.

"Скульптура " Суббота" Данько Н.Я. (1922) Фото автора
"Скульптура " Суббота" Данько Н.Я. (1922) Фото автора

Еще одна интересная работа Натальи Данько скульптура "Грузчики", как напоминание о голоде 20-х годов и полученной помощи от АРА.

Скульптура "Грузчики" Данько Н.Я.  (1922) Фото автора
Скульптура "Грузчики" Данько Н.Я. (1922) Фото автора

Довольно часто агитфарфор вручался в качестве подарка официальным лицам. Одна из лучших работ Натальи Данько шахматы " Красные и белые" принадлежала "всесоюзному старосте" Михаилу Калинину. Шахматы символизировали противостояние нового и старого мира.

Сервиз "Экстренная связь" (форма Казимир Малевич 1923 г.) Олевская И.С. ЛФЗ 2002; Шахматы " Красные и черные" Данько Н.Я.  (1922) Фото автора
Сервиз "Экстренная связь" (форма Казимир Малевич 1923 г.) Олевская И.С. ЛФЗ 2002; Шахматы " Красные и черные" Данько Н.Я. (1922) Фото автора

Поиск новых форм и художественных решений затронул так же сервизы и вазы. Формы фарфоровых изделий создаются гораздо реже, чем варианты росписи. Так в 1923 году Сергей Чехонин создает форму для сервиза "Наркомпрос" , который будет выпускаться в течение 30 (!) лет.

Особой оригинальностью формы отличались работы по эскизам Казимира Малевича. Его супрематические композиции - получашки и чайники причудливых форм - вполне можно назвать фарфоровыми шедеврами, которые до сих пор вдохновляют современных художников.

Супрематический чайник и получашки (форма Казимир Малевич 1923 г.) ЛФЗ 2016; Чайник и получашка "Казимир и Уна" (форма Казимир Малевич 1923 г.) Олевская И.С. ЛФЗ 2002 Фото автора
Супрематический чайник и получашки (форма Казимир Малевич 1923 г.) ЛФЗ 2016; Чайник и получашка "Казимир и Уна" (форма Казимир Малевич 1923 г.) Олевская И.С. ЛФЗ 2002 Фото автора

Постепенно на смену авангарду с его яркими неординарными художественными находками приходит неоклассицизм, или " сталинский ампир", который несколько десятилетий будет определять стиль и образ всех сфер жизни.

Чернильница из письменного прибора " Обсуждение сталинской конституции в колхозе Узбекистана" (Данько Н.Я.1936) Кириллова Н.П. ИФЗ 2022 Фото автора
Чернильница из письменного прибора " Обсуждение сталинской конституции в колхозе Узбекистана" (Данько Н.Я.1936) Кириллова Н.П. ИФЗ 2022 Фото автора

Искусство становится ясным, четким, понятным, величественным и монументальным. Отныне оно рупор эпохи, инструмент прославления государства.

Скульптура "Милиционер-орудовец" Данько Н.Я. (1933); "Пограничник" Лупанова Е.И. (1938) Фото автора
Скульптура "Милиционер-орудовец" Данько Н.Я. (1933); "Пограничник" Лупанова Е.И. (1938) Фото автора

В 1939 году Наталья Данько к XVIII съезду ВКП(б) создает уникальную вазу дисковидной формы, на тулове которой изображены гербы советских республик, в центре композиции красноармеец и рабочий держат герб СССР, а матрос и колхозница транспарант "Да здравствует XVIII съезду ВКП(б)".

Ваза с композицией, посвященной XVIII съезду ВКП(б)  Данько Н.Я. 1939 Фото автора
Ваза с композицией, посвященной XVIII съезду ВКП(б) Данько Н.Я. 1939 Фото автора

Становятся популярны тематические работы, приуроченные к крупным государственным событиям, самым грандиозным из которых стало празднование 70-летия И.В. Сталина.

Не менее масштабным событием была долгосрочная выставка "Ленинско-сталинский комсомол", которая шла почти 10 (!) лет с 1942 по 1953 год. Именно с этой выставки в фонды музея поступил сервиз "30 лет ВЛКСМ". Чашки и чайник украшены изображениями ордена Ленина, Трудового красного знамени и прочей символикой.

Сервиз чайный "30 лет ВЛКСМ" (форма "Лотос" Яковлева С.Е. 1937) Протопопова Л.В. 1948 Фото автора
Сервиз чайный "30 лет ВЛКСМ" (форма "Лотос" Яковлева С.Е. 1937) Протопопова Л.В. 1948 Фото автора

Неиссякаемый источник для художественных воплощений тема Великой Отечественный войны- сложная, многогранная, требующая максимально бережного отношения и переосмысления из поколения в поколение.

Ваза "Победители", ваза "Боги Победы" (форма Ампирная ) Соколов С.Н. ИФЗ 2015; скульптура " Письмо к солдатке" Гендельман Е.А. ЛФЗ 1959; "Танкист" Данилов А.А. ИФЗ 2010; "Партизан" Боголюбов В.Я. ГФЗ конец 1940х Фото автора
Ваза "Победители", ваза "Боги Победы" (форма Ампирная ) Соколов С.Н. ИФЗ 2015; скульптура " Письмо к солдатке" Гендельман Е.А. ЛФЗ 1959; "Танкист" Данилов А.А. ИФЗ 2010; "Партизан" Боголюбов В.Я. ГФЗ конец 1940х Фото автора

"Оттепель" и нахлынувшая вместе с ней свобода творчества не могли не изменить вектор развития искусства. 1960е годы - время декоративного минимализма, когда создаются легкие изящные предметы, которые отражают обычную повседневную жизнь простых людей.

Так же в 1960-е годы происходит модернизация производства : декалькомания начинает делаться способом шелкографии, что позволило максимально приблизить качество массового производства к уникальности ручной росписи. В связи с этим событием прямо с завода в музей поступают два сервиза, буквально ставшие иконами стиля 1960-х годов.

Сервиз "Осенний букет", состоящий из 10 предметов, с чашками в форме лотоса и имеющий овальные в плане : чайник, сахарницу и сливочник.

Сервиз "Осенний букет" (форма "Эллипс" Семенов В.Л. 1958) Славина Н.П. ЛФЗ 1961 Фото автора
Сервиз "Осенний букет" (форма "Эллипс" Семенов В.Л. 1958) Славина Н.П. ЛФЗ 1961 Фото автора

Сервиз "Праздничный", состоящий из 35 предметов . Помимо традиционных чайников и чашек с блюдцами, он дополнен вазочкой для цветов, сухарницей и десертными тарелками. А его форма "Капля"- есть не что иное, как результат изменения пропорций формы "Наркомпрос" Сергея Чехонина.

Чайно-кофейный сервиз "Праздничный" (форма "Капля" Лепорская А.А) Павлова Н.М. ЛФЗ 1962 ; чашка и блюдце "По следу" Протопопова Л.В. ЛФЗ1961 Фото автора
Чайно-кофейный сервиз "Праздничный" (форма "Капля" Лепорская А.А) Павлова Н.М. ЛФЗ 1962 ; чашка и блюдце "По следу" Протопопова Л.В. ЛФЗ1961 Фото автора

Весьма привлекательны и интересны фарфоровые пласты в стилистике 1960-х , но созданные в 2020 году.

Так же в 1960-70е годы тема революции, которая и так всегда красной нитью проходила в советском искусстве, переживает свое второе дыхание. Череда крупных юбилеев : 50-летие Октябрьской революции (1967), 100-летие со дня рождения Ленина (1970), 50-летие образования СССР (1972) повлекли за собой создание серий работ.

Блюдо "1917. Октябрь" Маева Е.М. ЛФЗ 1987 Фото автора
Блюдо "1917. Октябрь" Маева Е.М. ЛФЗ 1987 Фото автора

Сервиз "СССР" экспонировался на выставке, посвященной 50-летию СССР. Его художественное оформление презентовало достижения страны Советов. Крейсер "Аврора", Кремль, МГУ, спутник - этот набор символов не случаен. Как писала газета "Труд" : " Штурм космоса начался со штурма Зимнего дворца в 1917 году. Первый сигнал старта к звездам дал еще крейсер "Аврора"."

Сервиз "Ленинград- колыбель революции" уже своим названием исчерпывает свое предназначение - воспевать и прославлять город-герой.

Кофейный сервиз "Ленинград- колыбель революции" (форма Нева-2 Лепорская А.А 1965) Фирсова Е.Г. ЛФЗ 1967 Фото автора
Кофейный сервиз "Ленинград- колыбель революции" (форма Нева-2 Лепорская А.А 1965) Фирсова Е.Г. ЛФЗ 1967 Фото автора

Интересная композиция "Двенадцать" , состоящая из декоративных тарелок и часов, была выпущена к 100-летию Октябрьской революции в 2017 году. Очевидно, что вдохновением послужила одноименная поэма Александра Блока.

Композиция "Двенадцать" Чистякова Ю.А. ИФЗ 2017 Фото автора
Композиция "Двенадцать" Чистякова Ю.А. ИФЗ 2017 Фото автора

Индустриализация, электрификация, великие стройки и прочие проекты тоже находили свое отражение в фарфоре.

Блюдо "ГОЭРЛО" Безпалова-Михалева Т.Н. ЛФЗ 1969 Фото автора
Блюдо "ГОЭРЛО" Безпалова-Михалева Т.Н. ЛФЗ 1969 Фото автора

Одно из последних поступлений в музей - сервиз "Нефть", состоящий из 7 предметов в комплектации тет-а-тет, был получен в дар от ИФЗ. Это не тиражный выставочный экземпляр.

Кофейный сервиз "Нефть" (автор росписи и формы (1989) "Сатурн" Афанасьева Т.В.) ИФЗ 2024 (копия сервиза 2004 г.) Фото автора
Кофейный сервиз "Нефть" (автор росписи и формы (1989) "Сатурн" Афанасьева Т.В.) ИФЗ 2024 (копия сервиза 2004 г.) Фото автора

Еще две большие яркие темы - космос и спорт. И то, и другое являются мощным трамплином для творческих экспериментов.

Композиция "От легенды до небес" состоит из спутника в форме яблока и 40 фарфоровых яблок. Она создана как интерпретация легенды об Исааке Ньютоне и яблоке, которое упало ему на голову, что побудило учёного открыть закон всемирного тяготения, благодаря чему человечество полетело в космос.

Тарелки "Союз-Апполлон", "Интеркосмос" 1975; композиция " От легенды до небес" Петрова Н.Л. 2020 ИФЗ Фото автора
Тарелки "Союз-Апполлон", "Интеркосмос" 1975; композиция " От легенды до небес" Петрова Н.Л. 2020 ИФЗ Фото автора

Спортивные мероприятия - это всегда запредельный накал физических и эмоциональных страстей, что не может не оставить своего следа в искусстве.

К Олимпиаде-80 для гостей был специально выпущен сервиз "Лучница" с олимпийской символикой.

Сервиз "Лучница" (форма "Молодежный" Лепорская А.А. 1965) Еропкина Е.И. ИФЗ 1980 Фото автора
Сервиз "Лучница" (форма "Молодежный" Лепорская А.А. 1965) Еропкина Е.И. ИФЗ 1980 Фото автора

XXII Зимние олимпийские игры в Сочи нашли свое отражение в серии замечательных тарелок.

В заключении предлагаю полюбоваться на фарфоровые изделия, созданные в XXI веке. Современные художники ищут новые формы самовыражения, не разрывая при этом связь времен и поколений. Листаем галерею!

Бонус для тех, кто долистал до конца !

Рекомендую посмотреть :

И еще статьи о фарфоре :

Небольшой ролик по выставке "Фарфор и время" :

#выставка #музей#фарфор#искусство#культура

__________________________________________________________________________________________

  • Всем добра и позитива !
  • Не забудьте подписаться ✍ ️ на канал 👉 ЗДЕСЬ !
  • Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !

.