В ГЦМСИР с 29.05.2024 по 18.08.2024 прошла замечательная выставка " Фарфор и время", приуроченная к 100-летию музея и к 280-летию Императорского фарфорового завода. Как всегда я все-таки успела ее посмотреть буквально в последние часы работы.
На выставке было представлено 260 уникальных изделий из фарфора, созданных в ХХ и начале XXI века на Императорском фарфоровом заводе, часть из которых находится в фондах музея.
Созданный в 1924 году Музей революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России) начал формировать свою коллекцию фактически "с нуля". Изделия Императорского фарфорового завода числятся в первой сотне поступлений за номером 89.
Практически вековую историю сотрудничества ГЦМСИР и Императорского фарфорового завода изящно подчеркнул декор стен и витрин камерного выставочного пространства.
Так, например, на одной из стен легко узнаваем рисунок декоративной вазы "Красная конница" (1967). Ваза была выпущена ограниченным тиражом к 50-летию Советской власти. Вероятно, что авторы вдохновлялись популярным лозунгом : "На коня, пролетарий !"
Главная витрина, расположенная в центре выставочного пространства, посвящена агитационному фарфору 1920-30х годов и советскому неоклассицизму 1940-50х годов.
После Октябрьской революции 1917 года в целях формирования в сознании людей новой идеологии был утвержден "План монументальной пропаганды". Уже с 1918 года на Императорском фарфоровом заводе начинают выпускать первые изделия агитационного фарфора. Фарфоровые изделия отныне наравне с плакатами "цитируют" изречения и афоризмы.
Сергей Чехонин (художественный руководитель завода с 1918 года) создает первые тарелки с лозунгами : " Кто не с нами, тот против нас" и " Борьба родит героев".
В 1919 году Сергей Чехонин, будучи непревзойденным мастером шрифта, ко 2-ой годовщине Октября создает тарелку с афоризмом немецкого философа Фердинанда Лассаля : " С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там внизу, среди сумятицы обыденной жизни".
Классикой советского агитфарфора стали и скульптурные воплощения новых людей нового времени. Изящные статуэтки изображали солдат, рабочих, матросов, фиксировали сцены из окружающей действительности.
Так же художники черпали идеи в документальных фотоснимках. Одна их самых первых статуэток "Красногвардеец" (1918г.) была сделана по снимкам Якова Штейнберга, запечатлевшего реальных бойцов революции.
Художники создавали произведения и на социальные темы. В 20-х годах развернулась очередная компания по борьбе с алкоголизмом. Работа Натальи Данько " Суббота" , создана, как говорится, на злобу дня, учитывая, что суббота была рабочим днем. Глава семьи уже расслабился накануне выходного дня, над ним в отчаянии склонилась жена.
Еще одна интересная работа Натальи Данько скульптура "Грузчики", как напоминание о голоде 20-х годов и полученной помощи от АРА.
Довольно часто агитфарфор вручался в качестве подарка официальным лицам. Одна из лучших работ Натальи Данько шахматы " Красные и белые" принадлежала "всесоюзному старосте" Михаилу Калинину. Шахматы символизировали противостояние нового и старого мира.
Поиск новых форм и художественных решений затронул так же сервизы и вазы. Формы фарфоровых изделий создаются гораздо реже, чем варианты росписи. Так в 1923 году Сергей Чехонин создает форму для сервиза "Наркомпрос" , который будет выпускаться в течение 30 (!) лет.
Особой оригинальностью формы отличались работы по эскизам Казимира Малевича. Его супрематические композиции - получашки и чайники причудливых форм - вполне можно назвать фарфоровыми шедеврами, которые до сих пор вдохновляют современных художников.
Постепенно на смену авангарду с его яркими неординарными художественными находками приходит неоклассицизм, или " сталинский ампир", который несколько десятилетий будет определять стиль и образ всех сфер жизни.
Искусство становится ясным, четким, понятным, величественным и монументальным. Отныне оно рупор эпохи, инструмент прославления государства.
В 1939 году Наталья Данько к XVIII съезду ВКП(б) создает уникальную вазу дисковидной формы, на тулове которой изображены гербы советских республик, в центре композиции красноармеец и рабочий держат герб СССР, а матрос и колхозница транспарант "Да здравствует XVIII съезду ВКП(б)".
Становятся популярны тематические работы, приуроченные к крупным государственным событиям, самым грандиозным из которых стало празднование 70-летия И.В. Сталина.
Не менее масштабным событием была долгосрочная выставка "Ленинско-сталинский комсомол", которая шла почти 10 (!) лет с 1942 по 1953 год. Именно с этой выставки в фонды музея поступил сервиз "30 лет ВЛКСМ". Чашки и чайник украшены изображениями ордена Ленина, Трудового красного знамени и прочей символикой.
Неиссякаемый источник для художественных воплощений тема Великой Отечественный войны- сложная, многогранная, требующая максимально бережного отношения и переосмысления из поколения в поколение.
"Оттепель" и нахлынувшая вместе с ней свобода творчества не могли не изменить вектор развития искусства. 1960е годы - время декоративного минимализма, когда создаются легкие изящные предметы, которые отражают обычную повседневную жизнь простых людей.
Так же в 1960-е годы происходит модернизация производства : декалькомания начинает делаться способом шелкографии, что позволило максимально приблизить качество массового производства к уникальности ручной росписи. В связи с этим событием прямо с завода в музей поступают два сервиза, буквально ставшие иконами стиля 1960-х годов.
Сервиз "Осенний букет", состоящий из 10 предметов, с чашками в форме лотоса и имеющий овальные в плане : чайник, сахарницу и сливочник.
Сервиз "Праздничный", состоящий из 35 предметов . Помимо традиционных чайников и чашек с блюдцами, он дополнен вазочкой для цветов, сухарницей и десертными тарелками. А его форма "Капля"- есть не что иное, как результат изменения пропорций формы "Наркомпрос" Сергея Чехонина.
Весьма привлекательны и интересны фарфоровые пласты в стилистике 1960-х , но созданные в 2020 году.
Так же в 1960-70е годы тема революции, которая и так всегда красной нитью проходила в советском искусстве, переживает свое второе дыхание. Череда крупных юбилеев : 50-летие Октябрьской революции (1967), 100-летие со дня рождения Ленина (1970), 50-летие образования СССР (1972) повлекли за собой создание серий работ.
Сервиз "СССР" экспонировался на выставке, посвященной 50-летию СССР. Его художественное оформление презентовало достижения страны Советов. Крейсер "Аврора", Кремль, МГУ, спутник - этот набор символов не случаен. Как писала газета "Труд" : " Штурм космоса начался со штурма Зимнего дворца в 1917 году. Первый сигнал старта к звездам дал еще крейсер "Аврора"."
Сервиз "Ленинград- колыбель революции" уже своим названием исчерпывает свое предназначение - воспевать и прославлять город-герой.
Интересная композиция "Двенадцать" , состоящая из декоративных тарелок и часов, была выпущена к 100-летию Октябрьской революции в 2017 году. Очевидно, что вдохновением послужила одноименная поэма Александра Блока.
Индустриализация, электрификация, великие стройки и прочие проекты тоже находили свое отражение в фарфоре.
Одно из последних поступлений в музей - сервиз "Нефть", состоящий из 7 предметов в комплектации тет-а-тет, был получен в дар от ИФЗ. Это не тиражный выставочный экземпляр.
Еще две большие яркие темы - космос и спорт. И то, и другое являются мощным трамплином для творческих экспериментов.
Композиция "От легенды до небес" состоит из спутника в форме яблока и 40 фарфоровых яблок. Она создана как интерпретация легенды об Исааке Ньютоне и яблоке, которое упало ему на голову, что побудило учёного открыть закон всемирного тяготения, благодаря чему человечество полетело в космос.
Спортивные мероприятия - это всегда запредельный накал физических и эмоциональных страстей, что не может не оставить своего следа в искусстве.
К Олимпиаде-80 для гостей был специально выпущен сервиз "Лучница" с олимпийской символикой.
XXII Зимние олимпийские игры в Сочи нашли свое отражение в серии замечательных тарелок.
В заключении предлагаю полюбоваться на фарфоровые изделия, созданные в XXI веке. Современные художники ищут новые формы самовыражения, не разрывая при этом связь времен и поколений. Листаем галерею!
Бонус для тех, кто долистал до конца !
Рекомендую посмотреть :
И еще статьи о фарфоре :
Небольшой ролик по выставке "Фарфор и время" :
#выставка #музей#фарфор#искусство#культура
__________________________________________________________________________________________
- Всем добра и позитива !
- Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !
.