ГЭС-2 продолжает радовать : с 20.06 по 27.10.2024 здесь проходит интересная выставка "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2".
На -1 этаже в огромном выставочном пространстве, наполненном работами выдающихся отечественных и зарубежных художников ХХ века, посетителям предлагается найти ответ на вопрос, который задал одной своей картиной Казимир Малевич : для кого и для какого места создается искусство ?
"Черный квадрат" Казимира Малевича был воспринят современниками, как картина, предвещающая конец живописи, но тем не менее спустя более, чем 100 лет, "квадрат Малевича" - самый популярный объект на этой выставке.
Еще в начале ХХ века Казимир Малевич предсказал, что искусство ждут большие трансформации : искусство выйдет за пределы холста и перестанет быть центром внимания.
12 разделов выставки последовательно демонстрируют, как изменилось искусство и его восприятие не без влияния - прямо или косвенно- легендарного черного квадрата на белом фоне.
- Пролог
Первый раздел выставки - это наглядная попытка объяснить , почему беспредметное искусство возникло именно в России - стране, которая всегда была верна реалистическим традициям, но вдруг смогла выйти за пределы художественных возможностей.
Уже со второй половины XIX века отличительной чертой творчества русских мастеров-живописцев стало очевидное стремление заглянуть вглубь человеческого естества, постичь бесконечность мироздания, изобразить нечто неосязаемое, невыразимое.
Полотна Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи , как нельзя лучше демонстрируют первые шаги русской живописи в сторону беспредметности.
- Интерлюдия
Тема власти стихии осталась актуальна и в XXI веке. Картина бельгийского художника Тьерри де Кордье достойный ответ Айвазовскому. Она покорила меня с первого взгляда.
- На пути к "Черному квадрату"
Начало XX века - это было время активного поиска новых форм самовыражения в самых разных сферах. Работая над эскизами декораций к футуристической опере "Победа над солнцем", Казимир Малевич впервые задумался о концепции черного квадрата.
Казимир Малевич ищет свои новые художественные решения, вдохновляясь творчеством Пабло Пикассо.
Вначале Малевич создавал свои работы пресыщенными деталями, надписями, геометрическими фигурами и узорами.
Пока на стыке двух крупных художественных концепций - футуризма и символизма- не родился супрематизм : направление, которое позволило сделать выход за "ноль форм" и в корне изменило перспективы развития искусства в ХХ веке.
- От изображения к чистому цвету
Малевич начинает активно работать с цветом и создает в 1917 году картины из серии " Белое на белом", тем самым доказывая, что можно создавать проекты только внутри одного цвета.
Творческий вызов принимает Александр Родченко и создает цикл полотен "Черное на черном", и так же экспериментирует с цветом. После чего уйдет в мир черно-белой фотографии, полагая , что черный квадрат - есть закат живописи.
Уже на рубеже столетий эстафету примет Эрик Булатов, создав свою знаковую картину, в которой изящно обыграет цитату из поэмы "Двенадцать" Александра Блока - "Черный вечер, белый снег".
А триптих Александра Родченко найдет свое продолжение в ярких работах Никиты Алексеева. Красиво, не правда ли ?
- Цветопись
Базовая категория любого изображения - это цвет. И пусть он вторичен по отношению к форме, его влияние на восприятие предмета нельзя умалять.
Ольга Розанова в начале XX века много экспериментировала с чистым цветом и его восприятием, делала первые шаги на пути освобождения цвета от типовых рам и ограничений. Созданная ей цветопись как форма восприятия цвета вне предмета, вдохновляет до сих пор.
Франциско Инфанте-Арана - классик кинетического искусства :
- Город
Ускоренная урбанизация на фоне научно-технического прогресса на рубеже XIX-XX веков не могла не найти свое отражение в изобразительном искусстве.
Города, растущие, как грибы после дождя, устремляющиеся в высь, грохочущие, сверкающие электрическими огнями, стали центром притяжения и вначале казались "землей обетованной". Но у каждой монеты есть две стороны.
Вскоре восторги от первых успехов урбанизации стали стихать по мере нарастания экологических и социальных проблем.
Очень впечатляет экспрессивная работа Александры Экстер "Москва. Синтетический город", написанная более 100(!) лет назад, но сохранившая актуальность до наших дней, настолько точно она передает пульс современного нам мегаполиса !
- Конструкция
На стыке столетий искусство, как никогда раньше, быстро и остро стало реагировать на любые изменения в жизни социума, активно использовать последние достижения в науке и технике.
Художники стали черпать вдохновение " в устройстве", нежели в конечной форме. Как точно подметил Сергей Третьяков, теоретик и практик авангарда, что "леса и кладка кирпичей наблюдаются с большим интересом, чем дом; чертеж-с большим интересом, чем картина".
Инженерно-производственные новинки, такие как сборные металлические конструкции, железобетон, стали основой для создания художественных утопий и реальных проектов.
О нереализованных проектах и поиске новых форм:
Так архитектор Владимир Татлин спроектировал уникальное сооружение - 400 метровую башню из стекла и стали под наклоном - "Памятник III Интернационала." Работа получила общественное признание, награды, но не была реализована.
Зато в 1922 году в Москве появилась знаменитая "шуховская башня", гиперболоидная металлическая конструкция, построенная по проекту архитектора Владимира Шухова, которая прослужила не один десяток лет.
- Символ и жест
Символы, жесты, знаки - художники, писатели, поэты всегда пользовались и будут пользоваться ими при создании своих произведений. Очень образно об этом высказывался Дмитрий Плавинский : "Принято думать, что художник раскрывает себя через свои произведения. Совсем обратное - художник шифрует свое "я" системой иероглифов. Прочесть их дано не каждому, и последний из символов прочтению не поддается."
Одна из самых мощных картин в этом разделе - это творение Ансельма Кифера "Морские сражения происходят каждые 317 лет...", созданное под впечатлением от утопически-философских размышлений поэта-футуриста Велимира Хлебникова. Эта картина - манифест ко всем ныне живущим : войны повторяются, если о них забывают.
Очень рада была новой встрече с работами Татьяны Баданиной, в которых слияние цвета и света в очередной раз напоминают о том, что и в XX веке художник - это прежде всего творец, проводник между небесным и земным.
Татьяна Баданина - живописец и график :
Трогающая за душу , невероятная, какая-то космическая картина "Заброшенная дорога" Олега Васильева. Куда, кого, зачем она ведет/вела ? Это дорога вот тьму или все-таки путь к свету ? Масса вопросов и нет однозначного ответа.
- Человек
Тема человека в искусстве всегда была и будет актуальна. Люди создали искусство, искусство есть художественное воплощение человеческой сущности.
К XX веку портретное искусство казалось бы достигло своего апогея, как вдруг появилась фотография, которая ненароком обнажила "искусственность" искусства.
И здесь Казимир Малевич вновь подкинул тему для размышления : если задача изобразительного искусства не сводится только к копированию тела, то что обеспечит произведению "подлинную" человечность, понимание что такое человек " на самом деле"? Искусство ХХ века продолжает предлагать массу ответов на этот вопрос.
- Игра с квадратом
Черный квадрат Малевича изменил вектор развития искусства и не стал концом живописи, а напротив, явился неким трамплином в новое будущее. Многие художники будут обращаться к теме "квадрата", особенно пафосно и остро это чувствуется в период постмодернизма.
Фантазии на тему черного квадрата как способ, как орудие, как инструмент, как символ борьбы с системой, искусством и мироустройством в целом.
- Минимализм и оп-арт
Во второй половине XX века произошел очередной скачок НТР, на что искусство просто не могло не отреагировать. Мир охватила концепция "дематериализации искусства", иными словами минимализм и иллюзорность.
Яркий пример оп-арта - картина Виктора Вазарели. Зрительный обман в чистом виде : плоское изображение с объемным восприятием.
Начинаются процессы активного вовлечения зрителя в пространство искусства. Наглядный пример - реконструкция светомузыкальной установки студенческого конструкторского бюро "Прометей".
- Пространство жизни и искусство
Изображение общественных пространств стало появляться в искусстве еще в конце XIX века, когда промышленность стала локомотивом экономики.
Тема отображения жизни в различных общественных пространствах активно присутствовала в соцреализме.
Художники стали документировать окружающую их действительность, но сколько тем и поводов для размышления, как оказалось, можно найти даже в самых простых моментах жизни.
Сегодня художники активно создают специальные пространства-инсталляции, в которые, например, можно войти и почувствовать себя частью произведения искусства, или сделать селфи на их фоне , или испытать новые визуальные/ тактильные ощущения.
Искусство изменилось, как и предсказывал Казимир Малевич...
Творчество вышло за границы холста, зрители стали частью искусства, музеи превратились в арт-пространства, музейные экспонаты в арт-объекты.
Что такое ГЭС-2 и зачем туда стоит сходить :
И небольшое ролик про выставку "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2" :
#выставка #культура #искусство #ГЭС2#черныйквадрат
- Всем добра и творческого вдохновения!
- Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !