Потому что речь - это высшая психическая функция. И для того чтобы речь появилась организму [мозгу] необходимо отрегулировать очень большое количество иных процессов. Предлагаю сегодня попробовать в этом разобраться.
Итак, благодаря научным исследованиям известно, что у детей с любым нарушением речи также в силу тех или иных причин страдает моторная база. Данный факт часто подтверждается на практике: нарушения наблюдаются со стороны крупной, мелкой и артикуляционной моторики.
Н.А. Бернштейн (1896–1966) — советский психофизиолог и физиолог, педагог, создатель нового направления исследований — физиологии активности) в своей книге "О ловкости и ее развитии" подробно описал развитие мозга ребенка со стороны моторного развития и выделил 5 уровней.
- Уровень A — уровень тонуса, отвечает за тонус мышц. Начинает функционировать с первых дней жизни: удержание позы, готовность мышц эффективно исполнить команду.
- Уровень B — уровень синергий, организует работу «временных ансамблей» (синергий), основная задача — координация напряжения отдельных мышц, что дает возможность ребенку выстраивать сложные движения из более простых, например, маршировать, прыгать, бегать и т.п.
- Уровень C — уровень пространственного поля, собирает информацию от уровня B и органов чувств о внешнем пространстве, строит простые, беспредметные движения в пространстве. Позволяет оценивать расстояния, размеры и формы предметов, обуславливает меткость, скорость движений.
- Уровень D — уровень предметных действий, отвечает за организацию взаимодействия с предметами, на этом уровне откладываются представления об основных физических характеристиках окружающих предметов, их топология. Таким образом, обеспечивается смысловое действие, происходит осмысление.
- Уровень E — уровень интеллектуальных двигательных актов, к этому уровню относятся речевые движения, письмо, символическая или кодированная речь. Уровень отвечает за планирование своей речи и понимание чужой, программирование поведения., одновременность выполнения движений.
Чем выше уровень развития, тем сложнее по своему строению движение, которым ребенок может управлять. Все моторные, психические и речевые процессы развиваются в результате поэтапного созревания структур мозга. Именно поэтому на своих занятиях, начиная работать с ребенком, в первую очередь, прорабатываю проприоцептивную систему и физические моторные навыки. Без этого самостоятельная произвольная речь у ребенка не запустится.
На этих же закономерностях построен метод сенсомоторной коррекции. Но об этом в следующей статье.
Материал подготовлен при использовании методического пособия Крупенчук О.И., Витязева О.В. "Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи".