Почему-то с детства получилось, что Алёна была к отцу ближе, чем другие дети. А было у Алёны два брата и сестра, а сама она была третьим ребенком. Старшая Марина, потом Никита, Алёна и Коля. Марина всегда была занята уроками. Никита увлекался спортом, но не знал на чём остановиться. Коля был младшим, но очень серьёзным, он, как и Марина, учился, учился и учился. Порой можно было подумать, что он родился уже учёным. Только у Алёны не было никаких увлечений, как считали все. Она часто пропадала в гараже с отцом. Летом ездила с ним на машине, он возил зерно. Всё это для девочки было интересно. Училась она средне, звёзд с неба не хватала, но и отстающих не была. Обычная средняя девочка. Все очень удивились, когда она поступила в институт. Никто не ожидал, что она сможет сдать экзамены при поступлении. В те годы ещё не было ЕГЭ.
- Где ж у нас денег то столько? – прочитала мать, – Маринка всё ещё учится, а скоро и Кольке поступать, через год всего. Вот ему обязательно надо образование, из него точно учёный выйдет. Никита на учителя физкультуры пошёл, спортсмена из него не вышло, но может тренером будет. А ты что? Только и знаешь с отцом кататься, а замахнулась не пойми на что – переводчик. Шла бы в доярки, хоть какая-то польза была. Половина твоего класса там. С коровами английский не нужен.
- Я имею право на образование.
- Имеешь, но возможностей у нас нет.
- Не лезь, мать. – заступился за неё отец. – Что она у нас необразованная должна быть. Если все, значит все. Она сама поступила.
- Я работать буду. – тихо сказала Алёна.
- Работать она будет. Где? – мать вытирая слезы, отпустила дочку, поворчала ещё немного и успокоилась. – Поступила, значит так надо. Молодец, дочка. Учись.
А Алёнка много с них не просила, работу нашла сразу. Вместе с соседкой по общежитию мыли полы. Работу тогда никто зазорным занятием не считал, студенты подрабатывали везде, где было возможно. Даже летом работали, чтобы скопить себе на жизнь. Конечно не все.
Отец Алёны умер, когда она была на четвёртом курсе. Это было настоящее потрясение для неё. Скончался он прямо за рулём. Лето, жара, работа сутками, и как результат инфаркт. Сердце остановилось, но машина с зерном не перевернулась, лишь тихо остановилась в км от поля.
Алёна плакала больше всех. Ей было очень жалко отца. Сестра и братья стояли, и испуганно смотрели на происходящее. Думали они совсем о другом. Марина не работала, она бросила институт на последнем курсе и решила пойти на другую профессию. Поступила снова. Николай учился. Работал из всех только Никита в школе учителем физкультуры. Тренер из него не получился. Да и в школе работать ему не нравилось. Алёна, хоть и училась, но от родителей не зависела. Повышенная стипендия и работа позволяли ей жить не очень хорошо, но нормально.
После похорон старшая сестра подняла вопрос о продолжении учёбы. К Никите вопросов не было. Он уже даже семьёй успел обзавестись. Колю надо было учить, будущий учёный. Марина? Она не забыла и о себе. Старшая, образование очень хорошая и нужная вещь, пора бы уже его получить, осталось немного. Вся надежда на то, что Алёна бросит учёбу и будет помогать матери зарабатывать деньги на образование Марины и Коли.
- Это из-за тебя отец умер. Нам нужна была твоя помощь, а ты со своей учёбой упёрлась. – сказала она. – Он старался для нас деньги заработать.
- Я у родителей ни копейки не взяла.
- А могла бы дать эти самые копейки. Теперь будешь отрабатывать. Я договорилась уже, тебя возьмут за телятами ухаживать, а потом и в доярки. Там твоя одноклассница.
- Вот ты и работай, а то найти себя не можешь. Учишься уже восемь лет. А мне всего год остался.
- С твоим дипломом денег не заработаешь. А почему ты денег не брала, надо ещё выяснить. С иностранцами шуры-муры крутила за деньги?
- Марина, что с тобой? Почему ты плохо обо мне думаешь? За что? Я через год смогу помогать вам. Мама, что она говорит?
Братья поддержали Марину. Николай хотел учиться. Алёна, по их мнению, должна всё бросить ради семьи и остаться с матерью. Разговор длился ещё долго, и возобновился утром. Только вот Алёна всё уже для себя решила. Она будет учиться.
- Я уезжаю.
- Если ты уедешь, то можешь не возвращаться. – крикнула ей вслед сестра. – И помощи нам от тебя не надо.
- Спасибо. Я думала, что мы семья. Вот папа меня любил. Он всех любил, а его только я и мама.
Мама все ещё не пришла в себя после смерти мужа. Разговор детей не очень поняла. На прощанье обняла дочь и заплакала.
- Очень ты на отца похожа. Лицом и характером. Учись, отец очень хотел этого.
***
Алёна уехала. Конечно ей было трудно. Она звонила маме, бегая специально для этого на телеграф. Мать жаловалась на детей. Марина так и не доучилась, выскочила замуж. Приезжает редко. Никита живёт рядом, но не помогает совсем. Про Колю, её надежду, она говорила со слезами. Не получился из него учёный, вообще никто из него не получился. Сначала связался в городе с бандитами, еле ноги унёс, сейчас живёт с матерью. Работает и пьёт с мужиками.
- Ты у нас одна в люди выбилась. Сама. – и мать снова плакала. – Прости, что не смогла тебе помочь. А может это и к лучшему. В отца ты пошла, работящая. Вся надежда была на младшего. А оно вон как получилось.
***
Алёна старалась часто приезжать к матери, только вот родные братья и сестра с ней общаться не хотели. Вежливо здоровались, принимали подарки и исчезали. Матери она всегда помогала деньгами.
***
Прошло время. Алёне уже пятьдесят пять. Она прекрасный переводчик. Работает из дома, но иногда её приглашают на переговоры в большие компании. Муж Дмитрий, двое детей и внук.
- Мам, а ты не хочешь к нам переехать. Дима не против.
- Нет. Поздно мне уже, да и не для меня большой город.
- Мама, я же тебе говорила, что мы купили дом. Ты забыла? Почему ты боишься покинуть свою деревню?
- Здесь твой отец. Я хочу быть похоронена рядом с ним.
- Я тебе это обещаю. У нас тебе будет лучше, чем каждый день видеть Колю. Да и трудно тебе там, толку от Никиты тоже нет. А Марина... она даже не приезжает.
- Я подумаю.
Подумать так и не получилось. Всё произошло быстро. Родной дом сгорел. Пьяного Николая еле успели вытащить. Хорошо, что мать в это время ходила в магазин. Алёна узнала об этом и тут же приехала.
- И чего тебе надо? – вместо слов приветствия услышала она от Никиты. – Приехала, может матери дом построишь, ты же у нас богатая. У нас жить негде, и так тесно. А ещё и Колька без дома остался.
- Я найду где жить. За меня не переживай. – ответил Николай. У меня есть куда идти.
- Это уже хорошо. А ты, Алёнка, мать забирай себе, пока строить будешь. – продолжил Никита, – Года два уйдёт, не меньше. Можешь с Маринкой договориться, чтобы пополам уход за ней был. Только это вряд ли получится. Она уже позвонила и отказалась.
- А вы, как всегда, за других решаете. Узнаю семью. Дима, мы уезжаем. Тут разговаривать уже не с кем. Хорошо, что мама вас не слышит. Прощайте.
Мать уже сидела в машине и разговаривала с зятем. Он, как мог, её успокаивал. Вещей у неё не было, всё сгорело. Они заехали на кладбище, на могилу отца Алёны.
Новая жизнь женщины началась в восемьдесят пять лет. Новое место, новые вещи. Она привыкла, ведь возвращаться было некуда, и сама понимала, что не нужна тем детям. Зато здесь, у Алёны, нужна внукам и правнукам.