Хорошая вещь навигатор! Забил адрес, внёс параметры грузовика и вперёд. Не переживаешь о габаритах, о запрещающих знаках, о всяких других заморочках. Приятный голос заранее подскажет, где свернуть, где перестроиться. Никаких тебе блуканий, расспросов и так далее.
Ведь как раньше было? Дали тебе адрес и езжай, как хочешь. Приезжаешь в незнакомый город, находишь место, где припарковаться, останавливаешься. Глушишь двигатель. Если зима, одеваешься. Выходишь из кабины, замыкаешь её. Находишь какого-нибудь местного жителя и спрашиваешь у него дорогу. А он не знает. Ищешь другого, знающего. Тот начинает объяснять, ты пытаешься запомнить, даже что-то записываешь. Благодаришь местного, идёшь к машине, открываешь кабину, забираешься в неё, если зима - раздеваешься. Запускаешь мотор и едешь. А если где-то блуканул, или под знак впёрся, то процедура повторяется. Геморрой...
Да, имели мы и атласы в кабине, и карты городов, и ориентировались по ним, но всё равно частенько приходилось расспрашивать дорогу.
Был ещё один способ находить нужный адрес. Ловишь таксиста, объясняешь ему задачу, он и ведёт тебя к месту. По прибытии расплачиваешься с таксистом и все довольны. Таксист доволен заработком, а ты тем, что блукать не пришлось, время тратить да соляру палить.
Но однажды такая услуга таксиста превратилась в услугу медвежью. Было это в городе Винница. Приехал я туда ближе к вечеру, уже сумерки начинались. Заходил я в город со стороны Умани. Дорога широкая, четырёхполосная. Увидел несколько легковушек, на некоторых имелись плафончики со знаком такси. Тормознул возле них.
- Привет, браток! - обратился я к одному из таксистов, - Работаешь?
- Привет, - ответил тот, - работаю.
- Я тебе заплачу, - начал я, - надо меня по одному адресу провести.
- В смысле, провести? - не понял таксист.
- Вот мой большегруз, - показал я на свою Volvo, - у меня выгрузка на определённом адресе. Вот на этот адрес меня нужно сопроводить. Ты впереди, я сзади.
- Запросто, - кивнул водила, - а адрес-то какой?
- Вот, - я протянул таксисту бумажку с адресом, - только имей в виду мои габариты и то, чтобы я под знак, запрещающий проезд грузовикам, не попал.
Таксист прочёл адрес, после чего сказал:
- С тебя столько-то денег.
- Да не вопрос! Как приедем, расплачусь.
- Тогда поехали!
Я вернулся в машину, завёл двигатель, моргнул таксисту фарами и мы погнали.
Поначалу всё было нормально. Мы ехали по широким, оживлённым городским улицам, временами останавливаясь на светофорах, иногда сворачивали на другие, не менее оживлённые улицы.
Но тут таксист включил левый поворотник и свернул в какую-то неосвещённую узкую улочку с плохим разбитым асфальтом в частном секторе.
Проехав по этой улочке метров пятьдесят за таксистом, и увидев плавный изгиб дороги вправо, я поморгал своему проводнику фарами, чтобы он остановился.
- Ты куда меня ведёшь? - с подозрением спросил я у водилы.
- Тут на три километра короче, - пояснил тот, - уже рядом, почти приехали.
- А я точно здесь проеду? - усомнился я, - Как-то узковато здесь, да и деревья тент разодрать могут. Вон как ветки низко!
- Не, здесь нормально, - поспешил успокоить меня таксист, - я вчера тут ездил. Пройдёшь везде.
- Ладно, - вздохнул я, - веди дальше.
Я вернулся в машину, и мы двинулись.
Но в одном месте было очень уж узко. С одной стороны у двора стоял чей-то КамАЗ. Я еле протиснулся между ним и забором, оставив от зеркал буквально по паре сантиметров с каждой стороны.
«Не может быть, - думал я, - не может быть, чтобы этой дорогой ездили на выгрузку-загрузку другие большегрузы».
Действительно, улочка явно не тянула на звание достойной дороги для больших грузовиков. У меня начали закрадываться нехорошие подозрения. А вдруг таксист ведёт меня к каким-нибудь бандитам? Я ещё раз поморгал таксисту. Тот остановился.
- Приятель, - сказал я ему, когда тот подошёл к моей машине, - что-то подозрительным путём ты меня ведёшь. Смотри, если что-то криминальное надумал, то это может плохо кончиться!
- Нет, нет! - замахал руками таксист, - Минутку!
Он метнулся в свою машину, через минуту подошёл ко мне с картой Винницы в руках.
- Вот смотри, - ткнул он пальцем в карту, - мы здесь. А вот твой адрес, - таксист показал на карте место моей выгрузки.
- Тут всего-то метров пятьсот осталось. Метров через сто будет левый поворот, потом почти сразу правый и ещё метров через триста-четыреста твоя база.
- Точно?
- Точно!
- Ну ладно, поехали.
Мы снова двинули дальше.
Да, действительно, вскоре появился левый поворот, а сама улица, по которой мы ехали, оканчивалась тупиком, расположенным в десятке метров за поворотом. Сам левый поворот был достаточно широк, я вписался в него без труда. И тут меня ожидала неприятная неожиданность. Путь мне преградил самодельный шлагбаум. Видимо, хозяевам домов в этом переулке надоели большегрузы, вот они взяли и перегородили дорогу. Высота шлагбаума была около двух с половиной метров, легковушки да небольшие грузовички проходили под ним свободно. А я... А я ехал на Volvo с тентованным полуприцепом...
Сам шлагбаум выглядел как две сварные металлоконструкции, закреплённые на двух стойках, расположенных по обеим сторонам дороги. Эти металлоконструкции могли вращаться на петлях своих опор, и при надобности их можно было развести, словно створки ворот. Но в этот раз две половинки импровизированного шлагбаума были сомкнуты. И самым неприятным было то, что они были закрыты на замок... На старый амбарный ржавый замок...
Разумеется, я остановился перед шлагбаумом. Таксист, увидев это, тоже встал.
- Ну и куда ты меня завёл? - наехал я на своего проводника, указывая на шлагбаум.
- Да я никогда и не обращал внимания на это, - развёл руками таксист, - я даже как-то и не замечал этот шлагбаум.
- Как можно его не заметить? - возмутился я.
- Ну как? - смутился таксист, - Я ведь на легковой машине, проехал, да и всё.
- Я ведь просил тебя помнить о моих габаритах, - напомнил я водиле.
- Да, блин... - ответил тот и замолчал.
- И что теперь делать? - я начал злиться.
- Может у местных есть ключ от этого замка? - высказал предположение таксист.
- Вот иди и спрашивай у местных, - озадачил я своего горе-провожатого.
Тот постучал в калитку ближайшего дома. На стук вышла пожилая женщина.
- Хозяюшка, - обратился к ней таксист, - не подскажете, у кого есть ключ от шлагбаума?
- Ой, сынок, - со вздохом ответила хозяйка, - ни у кого нет. Замок давно висит, уж несколько лет, заржавел весь. А ты хотел на своей фуре тут проехать?
- Да то не моя фура. Человек попросил провести его, я и повёл, а шлагбаума этого не замечал никогда.
- Беда... Но извини, ничем помочь не могу.
- И на том спасибо.
Хозяйка вернулась в дом.
- Что будем делать? - раздражённо спросил я.
- Ехать назад, наверное, - пожал плечами таксист.
- А ты понимаешь, что это такое - с двадцатью тоннами, ночью, по узкой улочке с ветками деревьев пятиться назад метров триста? Плюс правый изгиб дороги, плюс КамАЗ у двора, мимо которого я передом по миллиметрам протискивался? И в конце выезжать задом на оживлённую дорогу? Понимаешь, нет?
- Да понимаю...
- Понимает он... - я был зол на своего провожатого, но что-то надо было делать, поэтому я предложил распилить дужку замка и открыть проезд, - Пойдем посмотрим, реально ли это?
Мы подошли к шлагбауму, осмотрели его и замок. Результат осмотра был неутешителен. Мало того, что замок находился высоко, так ещё и хитрая конструкция петель для дужки замка была изготовлена так, что к ней было невозможно подобраться ножовкой по металлу. Да и самой ножовки, разумеется, у нас не было. Болгарка? Тоже не вариант. Мало того, что её, как и ножовки, у нас не было, так её ещё и запитать откуда-то надо. А кто нам даст электропитание? Местные? Не вариант. Не для того они ставили шлагбаум, чтобы какие-то пришлые спиливали замок.
- Да, удружил ты мне, - вновь упрекнул я таксиста.
- А может, ты как-нибудь развернёшься? - высказал предположение тот.
- Не так-то это и легко, - ответил я, - углы крутоваты, а у меня двадцатка в полуприцепе. Резину драть как-то не очень хочется. Да и местные не в восторге будут, если я им тут покрытие разворочу.
- В смысле - разворотишь? - не понял таксист.
- Смотри, - пустился я в разъяснения, - на полуприцепе три жёстко закреплённые оси. При повороте на девяносто градусов колёса начинает тянуть волоком вбок. От этого и резина страдает и покрытие. А учитывая груз - двадцать тонн... Думаю, ты понял.
- Понял, - вздохнул таксист, - но, может быть, всё-таки попробуешь?
- Пойдём, осмотрим место манёвра, - ответил я.
Мы направились к повороту с тупичком.
Да, как оказалось, места хватало. Впритык, но хватало. Я начал обдумывать варианты манёвра, хотя их было всего-то два. В первом варианте можно было затолкать полуприцеп в тупичок, а потом вырулить тягачом в ту сторону, откуда я приехал. Но этот вариант был плох тем, что заталкивать полуприцеп пришлось бы на правый угол. Плюс дело осложнялось тем, что на улице было темно. Сдать назад, загоняя полуприцеп за забор, находящийся справа, было весьма сложной задачей. Нужен был помощник. На таксиста, как на помощника, надежды мало. Он явно не понимал специфики езды на автопоезде, поэтому я начал рассматривать второй вариант. Заключался он в следующем - я левым поворотом толкаю полуприцеп туда, откуда приехал, потом загоняю тягач в тупичок и снова левым поворотом гоню полуприцеп в сторону шлагбаума. Так я, по крайней мере, буду видеть, куда я толкаю полуприцеп. Таксисту я пояснил свои действия и поручил наблюдать за манёвром и, в случае чего, кричать.
Что ж, решено, значит надо действовать.
Я вернулся в машину, завёл мотор и приступил к манёвру.
Как и было задумано, я оттолкал автопоезд обратно в ту улочку, с которой заходил в поворот, потом, слегка взяв левее, двинулся вперёд, заруливая тягачом ближе к правому углу тупичка. Вылез оценить ситуацию. Да, судя по габаритам автопоезда и улочки с тупичком, манёвр обещал быть успешным, я вписывался в разворот. Я вернулся в кабину, включил заднюю и начал сдавать назад, выбирая траекторию для манёвра.
Сначала всё шло нормально. (Как вы понимаете, эта фраза означает, что дальше нормально не будет. Вы правильно понимаете).
В тот момент, когда мне уже предстояло выравнивать автопоезд, правое заднее колесо тягача куда-то провалилось...
Тягач качнуло так, что я чуть не обделался. Что случилось? Что за дела?
Я выскочил из кабины, оббежал тягач спереди и...
...Картина! Заднее правое колесо провалилось в яму, которую мы не видели при осмотре места для манёвра. Да и трудно было её заметить, так как она была прикрыта, как позже выяснилось, старым шифером, который, в свою очередь, был засыпан палыми листьями. Яма была практически незаметна, а учитывая тёмное время суток...
- Твою таксистскую дивизию! - накинулся я на своего провожатого, - [Хрен] тебя понёс этой улочкой! Тут короче, тут короче... [Достоинство] твоё сделать бы тебе короче!
- [Пипец], - схватился за голову таксист, - вот я идиот! Что ж теперь делать?
- Не ныть, - отрезал я, - сейчас подумаю. И ещё – теперь ты будешь со мной, пока я не буду на своём адресе.
- Да, да, - закивал головой таксист, - буду с тобой до упора.
- Куда ты денешься? - прорычал я, - Номер твой я запомнил, знаю, кому предъявить, если что.
- Не, не, - поспешил заверить таксюган, - я с тобой до конца.
- Ладно, пойдём смотреть масштаб проблемы.
При осмотре выяснилось, что правое заднее колесо тягача висит в яме, ни на что не опираясь. Правая лапа, (опорная стойка полуприцепа), опёрлась на грунт. Левая лапа грунта не касалась. Левое заднее колесо тягача находилось на твёрдом грунте.
Немного поразмыслив, для начала я решил попытаться выехать своими силами, благо конструктивные особенности тягача позволяли мне сделать такую попытку. Особенности эти заключались в том, что моя Volvo, впрочем, как и все тягачи такого типа, была оборудована блокировкой дифференциала. Эта блокировка позволяет передавать крутящий момент на оба колеса, независимо от нагрузки на то или иное колесо ведущего моста. Второй весомой особенностью являлась пневмоподвеска заднего моста тягача. Используя две эти возможности, я решил попробовать вырваться из западни.
Вернувшись в кабину, я включил подъём тягача на подушках. Поднял, зафиксировал, вышел из кабины и глянул на то, что получилось. А получилось неплохо. Опорная стойка больше не касалась грунта. Уже легче. Снова в кабину. Включил блокировку и самую низшую, «ползущую» передачу. Попытался тронуться. Не вышло. Левое колесо тягача пробуксовывало. От правого толку не было, оно висело в яме и вращалось свободно. Решил включить передачу повыше - первую повышенную. Пробуксовка никуда не делась, но появился намёк на раскачку. Ага! Воткнул вторую повышенную и принялся раскачивать автопоезд.
Было страшно, признаюсь. Качало нешуточно. Двадцать тонн груза это не двадцать килограммов. Ещё напрягало то, что тягач стоял под углом относительно полуприцепа, что отрицательно влияло на устойчивость автопоезда.
Но я вырвался! Раскачка помогла!
Я стёр пот со лба и вылез из кабины, чтобы оценить состояние автопоезда после падения в яму. Мне повезло, ничего не отломилось и не оторвалось.
Дрожащими руками я вытащил из пачки сигарету и закурил, отходя от стресса. Ошалевший таксист стоял рядом и молчал. Я тоже молчал. Курил и молчал.
- Парни, что тут у вас? - прервал тишину незнакомый голос. Мы оглянулись и увидели, что к нам направляется мужчина в годах.
- Да вот... - смущённо ответил таксист, - Человек попросил провести его, а я сплоховал, завёл его под шлагбаум. Решили развернуться, а тут яма...
- Я так и думал, - ответил местный житель, - а я сижу, смотрю телевизор, а за окном гыр-гыр. Вот вышел посмотреть. Так что тут у вас?
- Да что? - ответил я, - Сдавал назад, да провалился в яму. [Повыделывался], но вырвался.
- Сам? - удивился мужичок.
- Сам, - ответил я, - блокировка и пневмоподвеска помогли.
- Повезло, - сказал местный, - была бы машина попроще, сам бы не вырвался.
- Это точно, - согласился я.
- Я так понял, - предположил мужичок, - ты хотел с левого угла загнать прицеп, но яма помешала выровнять сцепку.
- Верно! - по его словам я понял, что имею дело с опытным водителем. Как позже выяснилось, я не ошибся. Человек долгое время работал на большегрузах, а теперь находился на пенсии.
- Ну да, с левого угла проще. Если бы не яма, ты бы свободно вырулил.
- Не спорю, - кивнул я, - но теперь придётся колдовать по темноте с правым углом, тягачом от шлагбаума.
- Только так, по-другому никак, - согласился местный, - ты давай, садись в кабину, а я буду тебе помогать.
- Спасибо, уже бегу!
Я запрыгнул в кабину, завёл мотор и начал манёвры. Для начала протянул до упора вперёд, выровняв автопоезд. Потом по прямой сдал назад, а после проехал вперёд к шлагбауму. Предстоял манёвр назад с правым углом...
- Делай всё медленно, - местный дал мне краткий инструктаж, - прислушивайся к каждому моему крику и тут же выполняй то, что я скажу.
- Понял!
- Поехали!
Что сказать? Хвала ветерану дорог! Благодаря ему манёвр получился идеальным. Да, пришлось помиллиметровать, покрутить баранку, поработать всеми педалями, но результат того стоил. После того, как я выровнял автопоезд в сторону выезда, я вылез из кабины, прихватив с собой бутылку «жидкой валюты». Не мог я хотя бы так не отблагодарить коллегу-помощника.
- Нет, не вздумай! - начал было отказываться ветеран дорог, - Мне помогали, и я помог. Не могу я брать что-то за помощь!
- Это не за помощь, - схитрил я, потому что я сам из тех, кто за помощь не берёт ничего, кроме благодарности. Но я не мог просто так уехать.
- За помощь вот вам моя рука и сердечное спасибо! - я искренне пожал ветерану руку, - А это знак признательности младшего поколения шоферов старшему. Притом, от чистого сердца! А когда подарок от чистого сердца, то отказываться от него нельзя!
- Ну, раз в знак признательности и от чистого сердца, - заулыбался коллега-ветеран, - тогда и тебе спасибо.
Я вручил своему седовласому помощнику свой презент и ещё раз крепко пожал ему руку.
- Спасибо, браток, - ответил ветеран, - хороших тебе дорог!
- A вам долгих лет и здоровья!
- А ты, - обратился коллега к таксисту, - больше так не делай и уважай большие машины и их водителей.
- Постараюсь, - ответил таксист.
Коллега ушёл, а мы с таксистом поехали дальше. Возле припаркованного КамАЗа мне снова пришлось ловить миллиметры, но всё же я протиснулся сквозь это узкое место без какого-либо ущерба.
Вскоре мы выехали на нормальную дорогу, а потом таксист довёл меня к воротам нужной мне базы.
Я вылез из кабины и направился к таксисту. Захотелось его проверить.
- Сколько с меня? - спросил я.
- Ничего, - ответил тот, - после такого приключения, которое я тебе устроил, я не смогу взять с тебя денег.
- Но ты же потратил бензин и время, - продолжал я испытывать совесть таксиста, - а они ведь тоже денег стоят.
- Нет, нет! - замахал руками водила, - Это мне наука будет, а за науку тоже платить надо. Так что мы квиты.
- Ну ладно, - наигранно сдался я, - так значит так.
- Тогда я погнал?
- Давай.
- Удачи тебе!
- Взаимно!
Таксист уехал.
А я приготовил себе ужин, перекусил и брыкнулся спать...
Узкая улочка, шлагбаум и яма мне в эту ночь, да и в последующие ночи, никогда не снились... Хватило кошмара наяву...
К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!