Наверняка, собаковод, ты хотя бы раз задавался таким вопросом: вот делаю же ровнехонько так, как тренер объяснял, а получается все наоборот… Вместо того, чтобы расслабить поводок, собака начинает тянуть его с завидным постоянством. Ты ее просишь не ставить на тебя лапы и даже кормишь за это, а она ставит пуще прежнего. Все дело в закрепляемых поведенческих цепочках! Ты их не осознаешь, а собака заучивает как норму и честно демонстрирует тебе в полном объеме. Где-то в твою цепочку закралось "битое" звено...
Но сначала одна маааленькая просьба: авторизуйся, пожалуйста, перед прочтением текста и просмотром видео. Достаточно нажать на кружочек в правом верхнем углу страницы и авторизоваться через ВК или почту (всего два клика). Заранее спасибо! Итак, продолжаем...
Собака – существо умное. И выучить она может не одно примитивное действие, а целый набор. Один из таких примеров - апортировка. Здесь и выдержку продемонстрировать надо, и выслаться по команде, и предмет правильно зубами взять, и к хозяину вернуться, и основную позицию занять. Но раз собака на все это способна, значит она и другие цепочки заучивать в состоянии. Ты помни об этом, чтобы не научить чему попало.
Поведенческие цепочки могут быть полезными, когда ты учишь им собаку целенаправленно и осознанно. Например, собирать игрушки в корзину. Или открывать дверь холодильника и приносить тебе газировку. Или обучаешь своего питомца сложному нормативному навыку или танцу, который состоит из огромного множества следующих друг за другом трюков.
Поведенческие цепочки могут быть нейтральными, немного некомфортными. Вспомни как собака заучивает и заформаливает, например, укладку после усадки: если ты усаживал ее, а потом укладывал и награждал? Ты только успеваешь зверя посадить – а он уже бахнулся о земь.
А еще поведенческие цепочки могут быть вредными. Смотри: ты отрабатываешь подзыв только в ситуации, когда он действительно необходим. Например, на горизонте замаячил человек или собака – и ты своего питомца подозвал. И так из раза в раз. Собака очень быстро делает вывод, что подзыв связан с чем-то интересным (ты же в других ситуациях ее не зовешь). И вместо того, чтобы сломя голову бежать к хозяину, собака начинает озираться по сторонам, чтобы понять, что же стало поводом для команды «ко мне».
Или вот тебе другой вариант. Пес прыгает на тебя грязными лапами. Ты говоришь ему "нет", ставишь на землю и даешь кусочек. Он делает это снова. Ты опять ставишь его на землю и даешь кусочек. Фокус в том, что при такой последовательности собака не учится не прыгать на тебя. Ведь кусочек она получает не за отказ от этого действия, а за всю цепочку, включая неверное звено: прыгнул – поставили на землю – покормили. Что нужно сделать, чтобы развести тебя на вкусняху? Правильно: прыгнуть, тогда ты поставишь на землю и покормишь. В результате мы учим собаку прыжкам!
То же самое с натянутым поводком – максимально распространенная ошибка у новичков. Идет собака на поводке, дергает его, поворачивается к хозяину и получает лакомство. Ты вроде покормил ее за расслабленный поводок и взгляд на себя. Но что предшествовало этому действию? Правильно – натянутый поводок! Получается, чтобы расслабить поводок, его нужно сначала натянуть, потому как иначе не кормят. И ты имеешь по факту собаку, которая бесконечно дергает тебя, а потом ты ее кормишь.
Что же делать?
Чтобы разрушить нежелательную поведенческую цепочку, нужно поменять причину и следствие, выдернуть "битое" звено - и все починится. Объясни собаке: если ты поставишь лапы на меня, я уберу тебя на землю, но ничего не дам. Кусок ты получишь только в том случае, если ты лапы на меня НЕ поставишь. Только твоя задача, собаковод, замечать это поведение, а не ждать ошибки, чтобы ее потом поправить и за это похвалить. Это как при срыве выдержки, когда хозяин возвращает ушедшую с выдержки собаку на место, а потом кормит, за то, что "ну она же села".. Она встала, а ты ее поправил. Она совершила ошибку, и поощрение за нее получить не может. Только вдумайся: если собака сидит долго, она получит только один кусочек в конце выдержки. А если она встанет пять раз, она получит пять кусочков за то, что ее вернули. Что выгоднее делать собаке: ответственно ждать один кусок или спровоцировать тебя на пять? Потому, когда мы правим нежелательное поведение, мы ничего собаке не даем, чтобы не вшить это действие в поведенческую цепочку. При этом мы замечаем ситуации, в которых собака не демонстрирует нежелательное действие, отказывается от него, и вот за это хвалим ее. ДО натяжения поводка, а не после. ДО постава лап на хозяина, а не после. Работай на опережение, отбирая нужное поведение и подкрепляй его. И все получится!
Понравилась статья? Подпишись и поделись с друзьями! Дальше будет еще интереснее! А если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши, и я расскажу все, что тебе будет нужно!
Автор: инструктор-дрессировщик, кинолог, руководитель дог-центра "Барбосыч", директор Кинологического центра социальной помощи "Друг", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области Ирина Соловьева