Найти в Дзене
Первый байк

Тренировки эндуро для новичков

Я делаю обзоры для новичков, и сегодня поговорим про тренировки. Рассмотрим их именно в контексте путешествий на турэндуро с прохождением типовых внедорожных ситуаций. Начнём с простого. Обычные хорошие грунтовые дороги и гравийки. На таких дорогах можно медленно ехать новичку даже без особых тренировок, и даже на мотоцикле без злой резины и турэндурных ходов подвески. Никаких особых навыков вам не нужно. Разве что навык медленного маневрирования может пригодиться. На тех же дорогах, если ехать быстро и хочется похулиганить с заносом заднего колеса, уже нужны навыки. Важно понимать, как мотоцикл ведёт себя на динамичном разгоне. Заднее колесо гуляет под вами, и с этим нужно уметь работать. При активном торможении вы обязательно будете блокировать колёса, и поначалу это может быть непривычно. ABS на заднем колесе почти всегда отключают на таком покрытии, здесь электроника вам не поможет, более того, она помешает. Нужно самому уметь эффективно дозировать усилие на тормозах под разные ус


Я делаю обзоры для новичков, и сегодня поговорим про тренировки. Рассмотрим их именно в контексте путешествий на турэндуро с прохождением типовых внедорожных ситуаций.

Начнём с простого. Обычные хорошие грунтовые дороги и гравийки. На таких дорогах можно медленно ехать новичку даже без особых тренировок, и даже на мотоцикле без злой резины и турэндурных ходов подвески. Никаких особых навыков вам не нужно. Разве что навык медленного маневрирования может пригодиться.

На тех же дорогах, если ехать быстро и хочется похулиганить с заносом заднего колеса, уже нужны навыки. Важно понимать, как мотоцикл ведёт себя на динамичном разгоне. Заднее колесо гуляет под вами, и с этим нужно уметь работать. При активном торможении вы обязательно будете блокировать колёса, и поначалу это может быть непривычно. ABS на заднем колесе почти всегда отключают на таком покрытии, здесь электроника вам не поможет, более того, она помешает. Нужно самому уметь эффективно дозировать усилие на тормозах под разные условия. С ABS есть нюансы, когда и какой можно оставлять, но пока не будем об этом.

Для активной езды на таких дорогах в высоком темпе нужно уметь перекладывать вес, работать с балансом сидя и в стойке, управлять заносами и активно тормозить. Для особо продвинутых тренировок можно учиться прыгать и поднимать мотоцикл в нужных местах.

Все эти навыки вы отлично сможете получить на занятиях по мотокроссу с тренером. На любой мотокроссовой трассе подобраны все необходимые элементы и созданы максимально безопасные условия для тренировки.

Даже своего мотоцикла под мотокросс можно не иметь. Я прикинул разницу между тренировками на своём и на арендованном. За сезон вы проедете примерно 10-40 моточасов. Большинству этого будет достаточно для получения начального навыка езды на скорости по хорошим и даже убитым дорогам. Я уже через пять занятий ехал с заносом заднего колеса и начинал отрывать оба колеса на трамплинах. Давайте возьмём что-то среднее по больнице — 20 моточасов для получения базы. В моей школе, в Московской области, это выйдет 70 тысяч за хороший мотоцикл с полным экипом впридачу. Это высокий ценник, бывает и дешевле. Даже если заниматься каждый сезон для поддержания и роста навыков, вы лет через 20 окупите покупку и содержание своего нового мотоцикла, а через 5-10 лет — б/у-шного в хорошем состоянии. Это ещё без учёта времени и сил на его самостоятельное обслуживание, хранение или доставку на место покатушек. Вокруг спортивного хард-эндуро нужно регулярно прыгать с заменой масла, клапанами, поломками и тюнингом.

Да, можно взять дешёвый Китай, возможно, вас допустят на трассу, и он не развалится. Но такое я бы не стал брать. Тем более, в начале лучше понять, подходит вам это или нет. Если уже хотите серьёзно и много заниматься, ездить самостоятельно, можно и свой мотоцикл приобрести.

Для быстрой езды по грунтовкам и гравийкам не обязательно тренироваться в кроссе, можно заменить и эндуро-тренировками. Смотрите, что у вас рядом. Кроссовые трассы дают концентрированный набор почти всех элементов. Не у всех эндуро-школ есть такое. Многие занятия проходят в лесах или на маленькой площадке. В эндуро-тренировках есть свои плюсы, о которых расскажу позже.

Перейдём на уровень сложнее в путешествиях — убитые грунтовки. Типовая ситуация для средней полосы России — это размытые грунтовки в лесах и полях. Грязь, глубокие колеи, лужи. По таким дорогам быстро гнать не выйдет. Нужно бороться с весом турэндуро и сложностью условий.

Тут уже пригодятся эндурные тренировки. Таких условий на кроссовых трассах нет, они не для этого предназначены. В грязи можно застрять и закопать заднее колесо, нужен навык вытаскивания. Здесь также актуальна тренировка подъёма тяжёлых мотоциклов без риска для спины. В грязи это сложно и не всегда возможно.

Важен накат по таким дорогам. Нужно видеть оптимальные траектории — это приходит с опытом. Уже точно пригодится более продвинутый навык работы с балансом, так как скорости маленькие и скользко.

Ещё одна типовая ситуация для некоторых регионов — это песок. Езда по песку имеет значительные отличия, и нужно тренировать её отдельно. В моей мотокроссовой школе есть выделенная трасса с глубоким песком. Можно заменить на тренировки в песчаном карьере. Опять же, лучше это делать на лёгком хард-эндуро, так навык быстрее придёт.

Кому-то повезло, и рядом есть горы. Возможно, захочется научиться ездить по камням, забираться на высокие горки. На мотокроссе таких тренировок не найдёте, нужно смотреть в сторону триала и эндуро. Я бы точно начал с триала под такие задачи.

Не путайте триал с трейлом. Звучит почти одинаково. Триал — это прохождение сложных, техничных маршрутов, где прыгают по разным препятствиям на небольших скоростях. Трейл — это скоростные тропы в лесах, горах и полях с менее техничными участками.