Найти в Дзене
Первый байк

Электро эндуро для тренировок навыков начинающим

Я делаю обзоры для новичков и сегодня поговорим про выбор мотоциклов для эндуро тренировок, которые прощают ошибки и ускоряют прогресс развития навыков у начинающих. Тренироваться в эдуро сразу на чем-то тяжелом за 200кг - не лучшая идея. Прогресс в разы меньше по сравнению с тренировками на софт эдуро и уже тем более на еще более легком харде. С легким весом есть и еще более интересные решения. В последние годы набирает популярность электро эдуро техника. Там вес еще меньше, даже по сравнению с хард эндуро. Позволить можно еще больше и быстрее расти в навыках. Самые легкие модели в мототриале, проще всего начинать именно с таких. Я обзор эдуро электричек позже сделаю. Там есть модели и по 73-100 кг. А есть Stark Varg под 120кг, который тяжелее многих хардов. При этом его некоторые профи берут и он допущен на официальные соревнования по мотокроссу. Для тренировок новичкам электро эндуро - отличная штука. Нет возни с частой заменой масла и регулировкой клапанов. Лично для меня важно от


Я делаю обзоры для новичков и сегодня поговорим про выбор мотоциклов для эндуро тренировок, которые прощают ошибки и ускоряют прогресс развития навыков у начинающих.

Тренироваться в эдуро сразу на чем-то тяжелом за 200кг - не лучшая идея. Прогресс в разы меньше по сравнению с тренировками на софт эдуро и уже тем более на еще более легком харде.

С легким весом есть и еще более интересные решения. В последние годы набирает популярность электро эдуро техника. Там вес еще меньше, даже по сравнению с хард эндуро. Позволить можно еще больше и быстрее расти в навыках. Самые легкие модели в мототриале, проще всего начинать именно с таких.

Я обзор эдуро электричек позже сделаю. Там есть модели и по 73-100 кг. А есть Stark Varg под 120кг, который тяжелее многих хардов. При этом его некоторые профи берут и он допущен на официальные соревнования по мотокроссу.

Для тренировок новичкам электро эндуро - отличная штука. Нет возни с частой заменой масла и регулировкой клапанов. Лично для меня важно отсутствие шума. Бензиновые одностволки дико шумные и коптят. Когда гуляю в лесу все время косо смотрю. У меня рядом карьер и там куча мотоциклистов по лесам гоняет. Шум на весь лес слышен. Не такого ты ждешь от спокойной прогулке на природе. Поэтому себе бензиновый для леса не возьму. Кому-то нравиться звук ревушего мотора, и вам наоборот электричка не зайдет.

Когда смотрел элетро эндуро в первый раз, стало дико интересно насколько можно перенести навыки с электро на обычный турэдуро. На популярных моделях нет сцепления, нет ножного тормоза. Насколько это проблема для тренировок сразу не понятно.

Во-первых, для новичка отсутствие сцепления и ножного тормоза только плюс. Переключение передач лишь забирает лишнее внимание и замедляет прогресс. Ручной тормоз куда проще контролировать новичку, по сравнению с ножным. Это все можно освоить позже.

Для управления тяжелым турэдуро все равно нужно отдельными тренировками дополнить навыки. Если конечно вы не автомат возьмете себе. Пока из турэдуро только Honda Africe Twin DST и новый BMW 1300 GS с автоматом. Оба тяжелые слоны не для новчиков. А вот через лет 5 на механике новые мало кто захочет покупать, тренд явно развивается прямо сейчас.

Второй момент - для некоторых упражнений в эндуро нужно сцепление. К примеру, для перепрыгивания препядствий. Оказывается это вполне научились делать и на электро эндуро. Для это используют передний тормоз и так же накапливают момент для подъема колеса.

Все это звучит интересно и заманчиво, за исключением одной штуки. В критических ситуациях рулят рефлексы. Вы даже моргнуть не успеете, тело все на автомате сделает. Собственно для этого и тренируем навыки, чтоб на подкорку ложилось. И вот тут всплывает проблема с разным расположением органов управления.

Приведу пример. Я много ездил на велосипеде и там задний тормоз с права. На мотоцикле справа идет передний. Когда я только начинал ездить на мотокроссе, прямо перед мной вылетел мальчик на мелком моте. Я рефлекторно ударил по тормозам справа и полетел через руль. В кроссовых нет ABS, в дорожниках конечно было бы лучше. С другой стороны, если бы у меня тогда был отработан навык экстренного торможения, я бы не стал резко зажимать передний тормоз.

Я не придумал критичных сценариев, но некоторые моменты придется тренировать на бензиновых аналогах дополнительно. Все элементы с работой со сцеплением точно.

Да, есть электрички с ножным тормозом. Тот же Stark Varg дает лапку тормоза в опции. Даже с сцеплением есть несколько менее популярных моделей. У бюджетных Surron Utra и Talaria Dragon такого нет. Но я обещал тут без обзоров моделей, об этом в другом видео будет.

Есть мнение, что электро эндуро не способно на что-то серьезное в хард эндуро. С одной стороны это правда, если под серьезным понимать соревнования мирового уровня. Там доминируют бензиновые модели. С другой стороны эти мотоциклы уже вполне себе едут по очень тяжелым маршрутам. В 2021 году FIM (Международная мотоциклетная федерация) запустила первый Кубок мира по электроэндуро, что стало значимым шагом для признания электричек на международном уровне. А в 2024 году Сондре Хаги выиграл на электричке первый этап категории Trial2 на чемпионате мира FIM TrialGP в Японии.

Можно посмотреть какие участки способны преодолеть электрички. Для новичков это годы тренировок, чтобы перерасти возможности даже текущих моделей. А они еще каждый год прогрессируют, причем куда сильнее бензиновых. Недавно Stark Varg объявил о разработке число эндурной модели. Текущая модель больше для мотокросса, там есть некоторые проблемы с балансом веса вперед и зацепом на низах. Вторая может решиться прошивкой и у текущих владельцев просто появится новый режим двигателя. А вот с первой придется делать новую геометрию. Посмотрим что они придумают.

Конечно есть и явные минусы у электо эндуриков. Самый популярный - это маленький запас хода, особенно в холодное время.

Тут важно понять, для каких целей вы планируете купить такой байк. Уверенно можно сказать, что для путешествий такой мотоцикл не подходит. В этой категории даже хард эдуро не подходят. Нужно смотреть минимум софт эндуро, у которых бак позволяет подобный формат.

Для длительных скоростных прогулок по дорогам и тропам тоже не вариант. Диапазон работы 50-150км, в зависимости от модели и условий езды. На высоких скоростях можно высадить батарейку меньше чем за час почти на любой модели. В холодную погоду будет еще меньше.

Для тренировок навыков - любой модели хватит за глаза. Вы гарантировано вымотаетесь быстрее, чем заряд батареи кончится. При активной тренировки через час уже силы заканчиваются. Даже если навык есть, полтора часа катания хватает почти всем. Для тех, кто хочет еще дольше, есть решения. Можно взять генератор и зарядить. А кто и ждать не хочет, берите запасную батарею с собой.

На мотокроссе можно такие же приемы использовать. Плюс там обычно есть 220 и можно от сети зарядить. Покупка запасной батареи дорогое развлечение для тех кто хочет много и сразу. Большинству хватит одного заряда, в крайнем случае можно подождать дозарядки.

Из популярных кейсов остается только использования эндуриков для ковыряние в лесах на малых скоростях. Сюда же ковыряние в горах. Электрички к такому темпу прекрасно подходят. Вы гарантировано устанете быстрее.

Участие в соревнованиях я не рассматриваю, мы тут про новичков и тренировки говорим.

Следующий минус - это бюджет. Я посмотрел рынок, почти нет бу-шных элетро эдуро в продаже. Многим придется брать новый. Самый популярный и дешевый вариант для эндуро целей - Surron Ultra Bee за 520 тысяч и выше. Бензиновые варианты можно найти дешевле. Топовый Stark Varg стоит от 1.4 миллиона на лето 2024.

Еще один минус, он же плюс - можно быстро вырасти из возможностей таких моделей и будет не хватать для более сложных элементов. Конечно прогресс на легком и простом в управлении мотоцикле будет выше бензиновых аналогов. Захочется штурмовать горки повыше, ехать быстрее и по более сложным маршрутам.

Вот только на любой мотоцикл есть куча вариантов прокачки. Хочешь подвеску меняй. Хочешь мощность поднимай заменой контролера и батарейки. Тот же Stark Varg уже дает 80 лошадей в опции, я не знаю кто способен перерасти такое. Они еще и обновления по интернет накатывают, постоянно улучшая показатели мотоцикла. Люди едут золотые маршруты и ничего, выдерживает техника и такое. Для спортивных результатов мирового уровня не дотягивает, но уже говорил про это. 99.9% людей не в это упрутся.

Мы еще не поговорили про все плюсы электричек, только про отсутствие необходимости в переключении передач. У электро техники мгновенный и линейный крутящий момент с нулевых оборотов. Такого нет ни у одного бензинового аналога. Это позволяет проще контролировать мотоцикл на скользких или сложных участках дороги, таких как грязь, песок или гравий.

Вторая штука, некоторые электрические эндуро мотоциклы оснащены системами управления тяговым усилием (traction control), которые помогают поддерживать оптимальное сцепление с дорогой. Это особенно полезно для новичков, так как уменьшает вероятность потери сцепления в сложных условиях. Я на бензиновых хард эдуро даже не слышал про такое, они все голые.

И еще одна полезная штука для новчиков, почти у всех моделей есть настройка режимов езды. В начале можно выбрать ECO-режим, который снизит показатели мощности. Вам будет проще и безопаснее привыкнуть в первое время. На Stark Varg пошли дальше всех, там почти все можно настроить: мощность, кривую тяги, рекуперацию, отклика ручки газа, уровень вмешательства системы трекшн-контроля и все настройки подвески доступны в полном объеме. Идеальный конструктор под любой уровень задач.

Я осветил все вопросы, что у меня возникали при выборе мотоцикла для эндуро тренировок начального уровня. Для целей отработки базовых навыков электро эндурики вполне подходят. Можно рассматривать.