Найти тему

Воспоминания о лете

Рассказ

Лёнька всегда мечтал о летних каникулах, наполненных приключениями и новыми впечатлениями. В этом году он решил провести их на Селигере — живописном озере, о котором слышал много восторженных отзывов.

Лёнька не любил шумные компании. Но и ехать одному в неизвестность было стрёмно. 

Тем не менее, сборы оказались спонтанными, а его предложение о походе отвергли оба его приятеля- однокурсника, сославшись на свои планы.

Делать нечего - билеты в кармане, рюкзак собран, родители поставлены в известность, что бы не ждали.

Поезд в Осташково прибывал ранним утром. За все время в пути Лёнька не сомкнул глаз. Он уже стал жалеть о том, что решился на поездку в одиночку. 

С соседней верхней полки поезда раздался шепот:

 - Что, брат, не спится?

Лёнька не сразу понял, что обращались к нему. В ответ он только хмыкнул. Постепенно они разговорились.

Как оказалось, Павел, его сосед по купэ , тоже студент и тоже ехал на Селигер отдохнуть, как это делал каждое лето.

Когда поезд прибыл на конечную станцию, пассажиры высыпали из вагонов и тут же рассосались в утренних сумерках.

На привокзальной площади, поеживаясь от утренней прохлады, стояли две фигуры новоиспечённых приятелей. Перекинулись парой фраз и направились вниз по улице мимо домов с резными ставнями.

Лёнька с любопытством оглядывался по сторонам. 

Его сразу поразила северная красота. А когда за домами стала видна зеркальная гладь воды, ему вспомнилась картина А. Саврасова "Грачи прилетели". Где-то здесь была написана эта любимая картина.

Павел ускорил шаги, потарапливая своего попутчика. Надо было успеть на первый автобус, который довезёт до деревеньки, откуда можно будет не спеша отправиться вдоль берега каскада озёр.

Но вначале они зайдут во вторую с края избу, где радушные хозяева встретят студентов, как своих любимых внуков. 

Первой их увидела сухонькая старушка. Она во дворе накладывала корм для домашней птицы в выдолбленное корыто.

Собирая мелкие морщинки в пучок вокруг ясных голубых глаз, 

баба Дуня улыбалась, всматриваясь из-под руки на тропинку.

 - Дед, встречай гостей, - крикнула она неожиданно зычно.

Тут же в окно высунулся бородатый старичок и ойкнув, в следующий момент уже был в воротах, раскинув руки:

 - Сколько лет, сколько зим...

Павел хохоча, сгреб обоих стариков в охапку и вторил деду Порфирию:

 - Не далее прошлого лета! Да вот, опять соскучился! 

После теплой встречи и сытного завтрака дед Порфирий подвёл ребят к сараю, стоящему тыльной стороной к кромке воды.

 - Вот тута лодка просмолена, все честь-по-чести... И палатка твоя, Пашенька, в сохранности. Тока лисапед один. Ну ета можно у соседа Витька одолжить, коли потребуется. Отдыхайте, ребятки.

 

Дед Порфирий уже повернулся и сделал пару шагов к выходу, но вспомнив важное, вернулся к Павлу:

 - а за спиннинг и крючки японские тебе особое спасибо. Знатная рыбалка выдалась, богатая.

Селигер раскинулся как огромное зеркало, отражающее яркое синее небо и пушистые облака. Берега озера были обрамлены зелеными лесами, где сосны и ели тянулись к небесам, а между ними пробивались яркие цветы среди густой изумрудной травы.

Лёнька с Павлом каждое утро отправлялись на лодке по каскаду озёр, заплывали на мелкие острова, побывали в мужском монастыре в Ниловой пустыше. 

Самыми замечательными были моменты, когда проплывая между узорами изумительно белых лилий, расположившихся на зелёных тарелках листьев, Лёнька заглядывал через борт лодки в водные островки. Тогда взору открывались таинственные глубины в чистейшей прозрачной воде. Подводный мир существовал в неспешном бытии...

Однажды Павел предложил отправиться на один из островов с ночёвкой. 

Это было незабываемо!

Разбив бивуак метрах в пяти от кромки воды, они вначале отправились на поиски сухого валежника для костра. 

Приятели разделились и ушли в разных направлениях. Заблудиться было невозможно, так как выйдя из леса к воде, неизбежно вскоре дойдешь до палатки. 

Затем была рыбалка. Лёнька выбрал место у тихого омута. Он с благоговением слушал тишину, вдыхал сосновый аромат, любовался отражением облаков на ровной поверхности озера, порой забывая следить за поплавком.

Опомнился, когда удилище в руках напряглось, выгнулось, а затем метнулось в сторону.

Осторожно подматывая леску на катушке, Лёнька вошёл в азарт. Невидимый улов сопротивлялся, энергичные круги будоражили водную гладь. То отпуская леску, то подматывая ее, то делая резкие подсечки, наконец, последним рывком на берег была выброшена огромная щука.

Лёнька и представить себе не мог, что такие бывают!

Когда рыбина выбилась из сил и заснула в траве от удушья, Лёнька подошёл и взял ее под жабры.Приподнял перед собой. Нос щуки доставал до его, ленькиного, подбородка. Эйфория не оставляла удачливого рыбака. Ему не терпелось похвалиться перед Павлом, но того не было видно нигде.

Вдруг, где-то за стеной сосен, за поворотом озера, раздался приглушённый приятный баритон. Это была песня. Ленька прислушался. Нет, это была ария. Ария Варяжского гостя из оперы Садко. 

Это было красиво и проникновенно!

Ближе к вечеру ребята развели костер. Улова хватило на уху и жареху. Остаток плотвы и щуки Павел надёжно укутал в крапиву - угощение для гостеприимных хозяев.

Когда звезды стали ярко светить на ночном небе, а лунный свет отражаться в воде, создавая волшебную атмосферу, сама собой возникла задушевная беседа. У приятелей оказалось много общего и в увлечениях, и в понимании загадочного мироустройства. 

Они рассказывали друг другу истории из своей жизни.

Павел знал много легенд и умел их рассказывать так, что у слушателя возникало ощущение присутствия.

Легенду о братьях Селигере и Ильмене и их возлюбленной Волге, которая сбежала к Каспию, Лёнька знал давно. Однако, в пересказе Павла, это была уже совсем другая, трогательная история.

Одну из многих рассказанных Павлом легенд Лёнька хорошо запомнил. Она связана с сокровищами, оставленными ханом Батыем. В 1237 году орда хана направлялась в Новгород через Селигер. По дороге войска грабили и разрушали дома местных жителей. Орда использовала реки в качестве древних дорог. Однако награбленное золото было тяжеловесным, в результате хан приказал утопить сокровища.

С тех пор большое количество кладоискателей ищут этот клад, но потерянные богатства так и не удалось никому найти. Возможно древнее золото и серебро все еще лежит на дне Селигера.

Неделя пролетела незаметно. 

У Леньки был обратный билет.

Павел же оставался у стариков ещё на какое-то время. Как он объяснил Лёньке, надо было ещё забор поправить, да крышу покрасить. Ну и по мелочам помочь в хозяйстве.

Лёнька возвращался домой наполненный незабываемыми впечатлениями. С Павлом они договорились встретиться в городе и поддерживать дружеские отношения.

Отныне Селигер ассоциировался у Леньки с красотой природы, случайным обретением дружбы, жизненными уроками.

Автор Марина Алексеева

Благодарю за прочтение. Ваши отзывы в комментариях приветствуются.