Найти в Дзене

Выбор, настройка, установка и ТОП картриджей для винила!

Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf AE, посвященный аудиотехнике.

Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru

Виниловые проигрыватели и фонокорректоры - Demograf

Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики - drive2.ру, audiomania.livejournal.ком, allfordj.ру и др. (источники-авторы)

Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.

Итак, поехали!

Податливость или как выбрать картридж к проигрывателю и настроить систему

Доброго всем дня! Тк наш в наш блог пишут не только про кассетные магнитофоны, а еще про кучу аппаратуры для звука, то решил поделиться информацией по виниловым проигрывателям.

А именно о том как выбрать картридж для конкретного проигрывателя и понять подходит ли тот что в наличии к нему.

На самом деле статей в интернете очень много, на одну из них дам ссылку.

Именно с этой статьи я начал понимать о подборе картриджа и почему после смены проигрывателя Арктур-006 на Yamaha YP-D9, моя головка Grado Black перестала играть.

В двух словах вольный пересказ статьи: тонармы различаются по эффективной массе (тяжелые, средние, легкие) — фактически это параметр инерционности системы.

Чем тяжелее тонарм тем он более не поворотлив при движении.

И чем легче тем он быстрее перемещается при изменении рельефа пластинки.

Картриджи в свою очередь обладают параметром compliance (податливость).

На сколько игла (кантеливер) зажимается подвесом.

В итоге важно выбирать для тяжелых тонармов картриджи с низким значением податливости, а для легких — с высоким.

Как пример: эффективная масса тонарма моей Ямахи D9 составляет 24 гр (с картриджем) — это тяжелый тонарм, а податливость головки Gado составляет 20.

В итоге на тяжелом тонарме податливая головка не заиграла.

А головка АТ520ЕВ с параметром податливости меньше 10 — играет очень эффектно, строя сцену и воспроизводя полный диапазон частот.

К сожалению для отечественных проигрывателей параметр эффективной массы не указывается.

Для многих импортных тонармов тоже — те искать значение по форумам.

Или идти от аналогии — есть так называемые рекомендованные картриджи для проигрывателей от производителя, которыми комплектуются изначально.

Смотрим параметр этого картриджа и уже подбираем под тонарм свой.

Немного озвучу основные принципы настройки картриджа при установке на тонарм.

Система эта механическая и от точности установки зависит качество звучания.

Причем чем выше класс вертушки и картриджа, тем тщательнее надо подходить к вопросу установки.

  1. Картридж выставляется по шаблону под каждый тонарм. В интернете есть программы для печати шаблонов (протрактор) или можно зная параметры тонарма, потратить минут 30 и самому нарисовать в Кореле шаблон. Ищем под ваш тонарм параметры: эффективная длина тонарма, расстояние от шпинделя до оси вращения тонарма, и вылет картриджа. По ним строим чертеж, печатаем и настраиваем картридж.
  2. Картридж выравнивается в 3х плоскостях — по горизонтали. Правильное положение дает верный угол VTA для конкретного картриджа. Как правило достаточно чтобы верхняя часть картриджа была параллельна поверхности диска при опущенном на пластинку тонарме. Это можно сделать только если ваш тонарм регулируется по высоте. в остальных случаях или подкладывать шайбочки под картридж меняя угол установки относительно шела.
  3. Вертикально — чтобы игла заходила в канавку пластинки вертикально (перпендикулярно поверхности диска).
  4. И последняя регулировка по шаблону по третьей оси. Я для этого кусочком строительного скотча приклеиваю грифель от карандаша и выравниваю по шаблону наложенному на диск.
  5. Последний этап установка прижимной силы — самое лучшее купить у китайцев специальные электронные весы. Они очень точны и удобны в работе.

Если весов нет, то можно сбалансировать тонарм горизонтально подкручивая противовес, а затем установив 0 на нем, открутить на величину прижимной силы.

Рекомендованное значение прижима для картриджа смотрим в документации на него.

Собственно это все манипуляции в процессе установки картриджа.

-2

10 правил выбора головки звукоснимателя. Как не потратить деньги зря

-3

Десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.

После приобретения проигрывателя винила следующим этапом является выбор головки звукоснимателя.

Да, сегодня большая часть бюджетных вертушек поставляется уже с установленными на них картриджами, однако мы считаем, что нет предела совершенству, и предлагаем десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.

-4

Правило №1 

Определяемся с ценой

Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох.

Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа.

Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС.

Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька.

Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.

-5

Правило №2 

Изучаем тонарм

Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма.

Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой.

А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя.

Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования.

Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA).

Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку.

В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня.

Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно.

А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.

-6

Правило №3 

Внимательно смотрим на фонокорректор

Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла.

Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором.

Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей.

Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки.

Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ.

Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.

-7

Правило №4

Выбираем профиль заточки

Как правило, чем дороже картридж, тем более сложным профилем заточки обладает используемый в нем алмаз.

Такие профили обеспечивают большую площадь контакта со стенкой канавки и, как следствие, правильное и надежное огибание.

Также алмазы со сложной заточкой, как правило, обладают более долгим сроком службы по сравнению со сферическими и эллиптическими иглами. Правда, дьявол здесь скрыт в деталях.

Крупные производители иногда могут позволить себе ставить иглы со сложным профилем в не самые дорогие картриджи и, казалось бы, вот он вариант получить больше звука за свои деньги.

Однако на практике это не всегда работает, так как в игру вступают иные факторы. В частности, дешевый пластиковый корпус может свести на нет все теоретические преимущества такого решения.

Поэтому общее правило таково – при покупке совсем недорогих головок нет смысла гнаться за иглами со сложной заточкой, а в дорогие модели производитель, чаще всего, ставит их по умолчанию сам.

-8

Правило №5 

Смотрим на материал иглодержателя

Лучшие материалы для изготовления иглодержателей – это бор или алмаз, и именно они используются в самых дорогих головках.

Также хорошо зарекомендовал себя бериллий, но из-за его хрупкости и токсичности от его применения постепенно отказались все производители.

В недорогих картриджах обычно применяются трубки из алюминия, одно время были также популярны кантилеверы из углепластика.

Чем дороже головка, тем больше внимания производитель уделяет снижению резонансов во всех конструктивных элементах, поэтому тем меньше вероятность встретить в топовых картриджах алюминиевые иглодержатели.

Правда, в последние годы на рынке обозначился дефицит бора, и даже те фирмы, которые традиционно использовали его в своих головках среднего уровня, теперь не могут его себе позволить.

В целом, материал кантилевера важен, но не имеет решающего значения при выборе головки.

-9

Правило №6 

Следим за весом

А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе.

И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм».

Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл.

Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.

-10

Правило №7 

Смотрим на податливость подвеса

Одно время на рынке существовал огромный выбор головок звукоснимателя, податливость подвесов в которых варьировалась от нескольких единиц до невероятных значений в 50х10-6см/дин.

Они требовали использования совершенно разных тонармов – от тяжелых для головок с низкой податливостью до легких и ультралегких для картриджей с высокой гибкостью подвеса.

Сегодня производители стремятся добиться максимальной взаимной совместимости головок и тонармов, поэтому, за редким исключением, касающимся классических картриджей типа Ortofon SPU или Denon DL-103, значения лежат между 12 и 25 единицами.

А это означает, что серьезных проблем с согласованием между современными головками и тонармами вы вряд ли испытаете.

Однако если вы рассматриваете приобретение винтажных головок, проигрывателей и тонармов, то выучить формулу вычисления оптимального резонанса нужно наизусть.

-11

Правило №8  

ММ или МС?

Несмотря на то, что копий в спорах между приверженцами ММ и МС-головок было сломано несколько вагонов, и по сей день начинающие меломаны сталкиваются с данной дилеммой.

На самом деле, решение принять очень просто, если мы говорим о современных картриджах.

Недорогие МС-головки с высокой чувствительностью практически не отличаются от ММ с точки зрения условий  эксплуатации, поэтому между ними можно поставить условный знак равенства. 

Что же касается дорогих головок, то среди них уже не встречаются модели с подвижным магнитом, поэтому выбор будет идти исключительно среди МС.

Существенное преимущество ММ-картриджей заключается в возможности замены иглы по мере ее износа, однако сегодня ценовая политика большинства производителей стала таковой, что разница в цене между полной головкой и  сменной вставкой стала настолько невелика, что это преимущество практически нивелируется.

-12

Правило №9 

Выбираем магазин

Поскольку практики прослушивания головок перед покупкой практически не существует, то, казалось бы, и приобретать картриджи можно, ориентируясь только на цену.

Однако если речь идет о достаточно дорогих головках, то лучше все же обратиться к проверенному официальному дилеру – производственный брак встречается даже в High End, а возвращать картридж с неровно установленной иглой или иглодержателем неизвестному продавцу в Японию – занятие хлопотное.

Конечно, на eBay есть «рыбные места», но и в них есть шанс нарваться на некондиционный товар.

-13

Правило №10 

Не спешим с выводами

После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет.

И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания.

Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта.

И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек.

Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью.

И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы.

Руководство по картриджам для проигрывателей. Список лучших моделей

У вас может быть совершенно новый, шикарный проигрыватель, свежайший, великолепный усилитель и просто потрясающие колонки, но без подходящего картриджа все это будет иметь малый смысл, ведь итоговый звук наверняка будет оставлять желать лучшего.

Картридж — компонент, который крепится к концу тонарма и непосредственно соприкасается с пластинкой.

Картриджи часто неправильно называют иглами. Однако игла (стилус) находится внутри картриджа и непосредственно передает звук на проигрыватель.

Все это делает картридж чрезвычайно важным — тем, что особенно влияет на качество звука, получаемого от системы.

Замена картриджа является одним из самых простых и очевидных способов улучшить звучание сетапа.

-14

Существует два основных типа картриджей: с подвижными магнитами и с подвижной катушкой. Оба имеют свои плюсы и минусы.

При выборе любого типа картриджей рекомендуется тестировать их лично, либо придется как-то проверять, что описание, скажем, в интернете соответствует реальности.

В картриджах с подвижным магнитом (Moving Magnet, MM) вибрирующий набор магнитов вибрирует вплотную к намотанным проводам.

Картриджи MM обычно имеют более высокую выходную мощность, легко заменяемую иглу и, как правило, более прочную конструкцию.

Они звучат отлично, но обычно имеют больший вес, чем картриджи с подвижной катушкой.

Это означает, что картриджи с подвижным магнитом глубже вдавливаются в пластинку и, как следствие, зачастую перемещаются по канавкам не так аккуратно, как могут перемещаться картриджи иного типа.

В картриджах с подвижной катушкой (Moving Coil, MC) набор катушек крепится к кантилеверу и перемещается в поле постоянных магнитов.

В отличие от ММ-картриджей, MC-картриджи менее тяжелые, что обеспечивает более детальное и точное звучание.

Их недостаток в хрупкости. При износе иглы приходится заменять сразу весь картридж.

Самые распространенный типы игл: эллиптические и сферические/конические.

-15

Эллиптические иглы имеют больший размер и более широко входят в канавку пластинки, что позволяет добиться более точного движения, улучшить частотную характеристику, снизить уровень искажений и улучшить фазовую характеристику.

Такие иглы быстро изнашиваются.

Если сравнивать с эллиптическими иглами, сферические/конические иглы оказывают большее давление на пластинку и имеют меньшую площадь контакта.

Что касается цены, то сферические иглы обычно звучат не так хорошо, как эллиптические, но зато не так легко изнашиваются и не очень дорого стоят.

Ниже вы можете найти список картриджей, с которых с легкостью можно начать погружение в тему.

Сферические или эллиптические иглы?

Audio-Technica VM95E

-16

Плюсы: Прочность и долговечность, возможность апгрейда иглы

Минусы: Может быть трудно прикрепить картридж к хедшеллу, особенно если вы новичок

Вердикт: Надежный картридж

Картридж Audio-Technica VM95E с парой подвижных магнитов очевидно лучше  "базовых" картриджей.

Надежная и доступная модель с эллиптической иглой, которую можно настраивать под свои нужды.

Можно менять иглу, например на 78rpm — вариант для диджеев и аудиофилов. Картридж Audio Technica AT-VM95E прослужит долго.

Ortofon 2M Blue

-17

Плюсы: Четкий, теплый звук, эллиптическая алмазная игла, игла легко меняется. (Если у вас уже есть картридж 2M Red, то понадобится только синяя игла 2M)

Минусы: Кому-то может не нравится синий цвет

Вердикт: Бюджетный картридж с подвижным магнитом для аудиофилов, который трудно превзойти по соотношению “цена/качество”

Ortofon 2M Blue оснащен эллиптической алмазной иглой, прикрепленной непосредственно к кантилеверу картриджа.

Это гарантирует что улавливаемый звук напрямую передается с пластинки на иглу, а затем и на проигрыватель без помех.

В результате получается удивительно чистый звуковой профиль. Картридж обеспечивает теплое и детальное звучание с акцентом на высоких и средних частотах.

Ortofon 2M Red

-18

Плюсы: Четкий, теплый звук, эллиптическая алмазная игла, игла легко меняется

Минусы: Кому-то может не нравится красный цвет

Вердикт: Бюджетный картридж с подвижным магнитом для аудиофилов, который обладает выходной мощностью аудиосигнала до 5,5 мВ, что обеспечивает хорошую совместимость с фонокорректорами различных типов

Главная особенность этого картриджа — разработка компании Ortofon, магниты с разделенным полюсными наконечниками.

Они обеспечивают Ortofon 2M Red плоскую амплитудно-частотную характеристику, как и у более дорогих моделей с подвижной катушкой.

Audio-Technica AT-OCN9XEN

-19

Плюсы: Пара подвижных катушек, эллиптическая игла

Минусы: Нужен соответствующий предусилитель

Вердикт: Еще один доступный и качественный вариант с подвижной катушкой от Audio Technica

Как уже упоминалось, картриджи с подвижной катушкой часто стоят дороже. Audio-Technica предлагают доступный картридж с двумя подвижными катушками, который оснащен эллиптической иглой.

Специальные катушки в паре с V-образной формой обеспечивают низкое давление на иглу, что значительно уменьшает уровень искажений.

Картридж имеет легкий алюминиевый корпус, который снижает нежелательные вибрации и резонанс. Независимые катушки с резьбой отвечают за точное разделение каналов.

Все элементы объединены для того, чтобы достичь максимальной детализации звука.

Той детализации, которую может предложить только система с подвижной катушкой.

Audio-Technica AT-OC9XSH

-20

Плюсы: звукосниматель с подвижной катушкой, заточка иглы — шибата

Минусы: цена

Вердикт: отличная модель, которая обеспечит великолепное качество звука и и подойдет к большинству популярных тонармов

Звукосниматель с подвижной катушкой с алмазной иглой заточки Nude Shibata. Выполнен в алюминиевом корпусе.

В звукоснимателе используются неодимовые магниты с фиксированным якорем, благодаря чему удается повысить выходное напряжение до 0,4 мВ.

Игла закреплена на держателе из бора. Катушки выполнены из чистой монокристаллической меди PCOCC, изготовленной по особой технологии Токийского университета.

Всего несколько витков, намотанных таким проводом, обеспечивают высокий и стабильный сигнал на выходе звукоснимателя.

При этом головка обладает стабильным импедансом в широком частотном диапазоне.

Удобный монтаж обеспечивается за счет резьбовых монтажных отверстий в корпусе головки – гайки для крепления картриджа на шелле не требуются.

-21