Сегодня мы беседуем с архитектурным бюро UB.DESIGN и его основателем Борисом Уборевичем-Боровским. Поговорим о кредо архитектора, исторических связях, застройке Москва-Сити и проекте интерьеров входных групп жилого небоскреба «Дом Дау».
Расскажите о вашем профессиональном кредо, о принципах стиля UB.DESIGN
В основе нашего подхода лежит связь с природой, и это не только использование натуральных материалов, таких как камень и дерево, но и в целом гармония с окружающим ландшафтом. Человек чувствует себя комфортно, когда не ощущает сильного контраста между природной и искусственной средой, в которой живет. Поэтому мне не близки излишне футуристические проекты, оторванные от реальности.
Второй основополагающий принцип – исторические связи. Мы европейцы, и наша культура началась с Древней Греции и Рима. Для нас важно находиться в контексте этой культурной традиции и использовать ее основополагающие принципы.
А если мы говорим о высотной архитектуре?
Архитектура всегда стремилась ввысь. Первые небоскребы – средневековые башни – появились в Европе еще в ХII веке. Например, Болонью в начале XIII века называли городом 100 башен. Уже тогда перед средневековыми строителями встали вопросы, актуальные и по сей день: как создавать высотные объемы так, чтобы они хорошо сочетались между собой, дополняли друг друга и гармонировали с силуэтом города?
Это стало сложной архитектурной задачей, с которой успешно справилась американские архитекторы XX века. Они переработали и развили лучшие европейские идеи, а новые строительные технологии – стальные каркасы, остекление, лифты, пожарные системы – позволили создать шедевры высотного строительства. Сегодня высотное строительство распространено по всему миру, этот феномен стал символом развития экономики.
Известна ваша фраза: «Хорошего архитектора должно быть мало». Что имеется в виду?
Архитектура – профессия интеллигентов. Интегрируя новое здание в городской ландшафт, архитектор внимательно анализирует окружающую застройку. Он как бы говорит: мой проект не будет противоречить среде, а наоборот, подчеркнет достоинства места.
Если вернуться к высотной архитектуре, то в качестве примера такого подхода можно вспомнить Вячеслава Олтаржевского, крупнейшего советского специалиста по высотному строительству. Из командировки в США в 1924-1935 гг. он привез идеи и технологии строительства высотных зданий, среди прочих ему принадлежит проект гостиницы «Украина» на Дорогомиловской набережной. Позднее архитектор обобщил практику проектирования в книге «Строительство высотных зданий в Москве».
Советские высотки – пример ювелирной работы с пропорциями, ордером, материалами. Здания органично вписались в городской пейзаж, создав образ новой Москвы.
А что вы думаете о высотках Москва-Сити, которые формируют образ современной столицы?
Идея высотной архитектуры появилась в Москве благодаря талантливому архитектору Борису Тхору. В начале 90-х Тхор занимался ревитализацией территорией бывшей каменоломни и карьеров в районе Пресненской набережной. На этом месте он задумал деловой квартал, не уступающий Ла-Дефанс в Париже или Уолл-Стрит в Нью-Йорке.
Сегодня, комплекс Москва-Сити уже стал реальностью. К московским небоскребам можно относиться по-разному, но первый проект принадлежит мастерской под руководством Бориса Тхора, имя которого, к сожалению, сегодня практически забыто.
Что было самым главным в креативной концепции интерьеров нового жилого небоскреба в Москва-Сити «Дом Дау»?
Мы хотели показать, что это качественная, красивая, архитектурно выверенная башня для современных и обеспеченных пользователей. Жители мегаполиса нуждаются в чистом и легком пространстве, они хотят получать удовольствие от масштаба, высоты, объемов. При этом нужно наполнить, но не перегрузить интерьер интересными оригинальными деталями. Поэтому мы попытались интегрировать в проект «Дом Дау» простое и сложное одновременно. Использовали индивидуальные элементы освещения, премиальные материалы, акцентную мебель в цветах бренда. При общей лаконичности интерьера, каждая зона существует самостоятельно и выполнена в оригинальной стилистике.
Какие проекты вдохновляли вас при создании проекта?
Мы постарались создать узнаваемое пространство в центре деловой столицы, вдохновляясь образами знаменитых высоток: Эмпайер-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг, Рокфеллер-центр. Архитекторы американских небоскребов были первыми, кто научился создавать многоэтажные объемы с особенной и запоминающейся архитектурой и интерьером, в котором интересно находиться.
И при этом мы переосмыслили и европейские архитектурные принципы. Иконой остается «Павильон» Миса ван дер Роэ в Барселоне, где архитектура и интерьеры выступают как неделимое целое. Можно сказать, что архитектура зашла внутрь или, наоборот, интерьер выплеснулся наружу. Здесь нет понятия интерьер-экстерьер – просто здание, где всегда интересно и комфортно находиться. В «Доме Дау» мы использовали связку интерьера с фасадом здания, поэтому многие декоративные элементы были переосмыслены в вестибюле.
Нашла ли отражение в предложенной концепции связь проекта «Дом Дау» с физикой?
Мы провели параллель с общей концепцией небоскреба и темой физики, сделав акцент на холодных отделочных материалах, разбавив их цветными элементами, текстурой натурального камня и кожей. Металл, как основной акцентный материал эффектно представлен в различных агрегатных состояниях: жидкость, текущая по стеклу, застывшие капли ртути, скомканные листы в лифтовых холлах. Стойки бара и зоны ресепшн выполнены из бетона и облицованы стеклом с подсветкой, это современное, но не чересчур аскетичное решение.
Какие еще оригинальные решения предложены для небоскреба?
При входе в здание мы попадаем в зону ресепшн, симметрично у входа во двор расположена барная стойка, в центре - три высоких портала, ведущие к лифтовым холлам. Все зоны прижаты к стенам, за счет этого появляется много воздуха и место для свободного перемещения. В сердце вестибюля объемная диванная группа на фоне фонтана с часами, ближе к барной стойке продумана зона для приватных переговоров.
Сложный потолок, фонтан, колбы над стойками бара и ресепшн – все это элементы индивидуального изготовления с утилитарной функцией, которые делают интерьер особенным и запоминающимся. Изогнутые линии потолка и предметы искусства призваны добавить динамики в легкое, но графичное решение.
Мы бы хотели, чтобы в «Доме Дау» появился арт-объект – произведение знакового мастера, которое привлечет максимальное внимание. Хорошая архитектура должна стать синтезом всех искусств. Мис ван дер Ройе установил в Павильоне скульптуру работы Георга Колбе «Утро», интегрировав ее в интерьер. Есть другие знаменитые примеры вплетения в архитектуру скульптуры или живописи. Можно вспомнить Парфенон со скульптурами Фидия. Или поближе к нам – Дом Бурова на Тверской, оформленный рисунками Фаворского. Без принципа слияния искусств я не представляю себе хорошей архитектуры.
Спасибо за интересную беседу!
Справка:
Борис Уборевич-Боровский закончил Московский Архитектурный Институт в 1982 году. Член Союза Московских Архитекторов, Профессор МАрхИ, руководитель Мастерской № 7 в ОАО «Моспроект».
В 1993 году создал архитектурную студию UB.DESIGN. В 1998 году вместе с рядом других архитекторов выступил с инициативой воссоздания Московского архитектурного общества и является его председателем.
Весной 2008 года его дом «Парус», входящий в архитектурный комплекс на Ходынском поле, стал лауреатом премии «Дом года».
В 2021 году опубликовал третью книгу с авторскими работами. Борис и его команда - авторы большого количества частных интерьеров и архитектурных объектов в Москве и других российских городах. Студия является победителем многочисленных российских и международных конкурсов, в том числе «Арх Москва», «Зодчество», «Золотое сечение», «INTERIA AWARDS» и другие.