Гилберт Кит Честертон – один из крупнейших писателей прошлого века, а рассказы про отца Брауна – едва ли не лучшее из всего, что он создал. Истории про священника-сыщика, использующего теологические методы в раскрытии преступлений, стали популярны сразу после публикации и остаются такими до сих пор. В своих расследованиях отец Браун использует крайне своеобразный метод и ярко выделяется из плеяды великолепных литературных «коллег» – Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, комиссара Жюля Мегрэ и многих других.
Перед началом основной части нашей статьи хотим бережно напомнить, что мы - магазин букинистики "Книгоед", и в нашем ассортименте представлено необъятное количество самых разнообразных книг. В том числе, множество книг про отца Брауна
История отца Брауна. Характеристика персонажа
Отец Браун – невысокий римско-католический священник, с большим зонтом и глубоким пониманием человеческого поведения. За его ничем не примечательной, на первый взгляд наивной, внешностью скрываются неожиданно острый ум и наблюдательность. Браун использует свое непринуждённое поведение в собственных интересах при изучении преступников, для которых он, кажется, не представляет никакой опасности. Будучи священником, он сливается с фоном места преступления, поскольку окружающие могут легко предположить, что он находится там просто по духовным делам.
В ранних рассказах говорится, что Браун – священник вымышленного небольшого прихода Кобхол в Эссексе (хотя его фактическое местонахождение не называется), но по ходу повествования он переезжает в Лондон и путешествует по многим другим местам в Англии и за рубежом. Большая часть биографии героя не раскрывается, в том числе его возраст, семья и домашние дела. Неизвестно даже его имя.
Его способ раскрытия преступлений заключается в воссоздании методов и мотивов преступника с использованием творческого сопереживания в сочетании с энциклопедическими знаниями о преступлениях, которые он почерпнул из признаний прихожан. Типичная история об отце Брауне направлена не столько на то, чтобы показать правдоподобную криминологическую процедуру, сколько на то, чтобы предложить парадокс с моральными и теологическими подтекстами.
Рассказы обычно содержат рациональное объяснение того, кто был убийцей и как Браун его вычислил. Он всегда делает упор на рациональность; в некоторых рассказах высмеиваются изначально скептически настроенные персонажи, которые убеждены в сверхъестественной природе некоторых странных происшествий, но отец Браун легко находит совершенно обычное, естественное объяснение. На самом деле он, по-видимому, представляет собой идеал набожного и образованного священника. Отец Браун обычно скромен и довольно молчалив. Хотя он склонен подходить к преступлениям взвешенно и реалистично, он все же верит в сверхъестественное как в величайшую причину всего сущего.
Влияние
Рассказы об отце Брауне стали самыми популярными произведениями Честертона.
Многие историки «Золотого века детективной литературы», среди которых и Филлис Дороти Джеймс, причисляют рассказы про отца Брауна к лучшим произведениям этого жанра (). Учёный и журналист Тимоти Джон Биньон отметил, что, хотя «лучшие из историй – несомненные шедевры, написанные блестяще и поэтично, они часто связаны с преступлениями настолько фантастическими, что делают всю историю абсурдной». Впрочем, он добавляет, что «писательское мастерство Честертона проявляется именно в моральных аспектах, позволяя проницательному читателю наслаждаться историями как притчами».
Британский писатель Кингсли Эмис в своём эссе, посвящённом творчеству Честертона, назвал рассказы «чудесно организованными головоломками, которые раскрывают истину». Он также утверждал, что Честертон – писатель, близкий к импрессионизму.
Уже упомянутая Филлис Дороти Джеймс подчёркивает «разнообразие удовольствий, которые доставляют рассказы, в том числе их изобретательность, остроумие и интеллигентность» и особенно их «понимание величайшей из всех проблем – капризов человеческого сердца».
Чем же так примечателен отец Браун?
Г.К. Честертон – нетипичный писатель, работающий в жанре детектива. Его перу принадлежат рассказы, которые можно классифицировать как теологический детектив. Так назвала рассказы об отце Брауне российская переводчица Наталья Трауберг.
Можно сказать, что отец Браун выделяется среди множества других сыщиков. Отличия его – милосердие к преступнику и особый метод, с помощью которого он раскрывает преступления. Кроме того, цель, которую ставит перед собой отец Браун, отличается от простого сыска.
Обычно в детективе главное – поимка преступника и последующая кара. То есть сыщик с помощью методов логики раскрывает преступление, и всё завершается тем, что торжествует справедливость, злодей наказан. Если сыщик не наказывает преступника, то также из чувства справедливости. Иногда авторы детективных произведений оставляют злодея безнаказанным, и тогда это служит способом показать несовершенство мира.
Кардинально отличается от подобного подхода метод отца Брауна. Он раскрывает преступления не из-за своего обострённого чувства справедливости, а из-за того, что ему жалко преступника. Он пытается не наказать злодея, а дать ему шанс раскаяться. Более того, он искренне радуется, если подозреваемый оказывается невиновен. Суд – не конечная цель отца Брауна. Цель – посредством исповеди воссоединить человека с Богом, помочь преступнику искупить свои грехи. С такой высокой целью суд человеческий и наказание отходят на второй план. Писатель отмечает, что Церковь должна «прощать, но не мстить». Это кредо отца Брауна. Здесь возникает любопытная ситуация. В своей апологии христианства, книге «Ортодоксия», Честертон пишет: «Милосердие – парадокс. Грубо говоря, “быть милосердным” – значит прощать непростительное и любить тех, кого очень трудно полюбить. Преступника надо прощать до семижды семидесяти раз. Преступление прощать не нужно». Именно так и поступает отец Браун, который милосердно относится к людям и пытается помочь, но при этом осуждает зло и преступления. Людей же он оставляет на попечение их собственной совести.
Сам отец Браун называет себя «ловцом человеков» (Евангелия от Матфея 4:19 и от Марка 1:17). Именно так он и ведёт себя, не будучи профессиональным сыщиком. Его дело – спасение душ. Поэтому трудно точно сказать, где же он служит, к какому приходу относится. Отец Браун путешествует по стране как странствующий проповедник. Он не ждёт, пока к нему в храм придут грешники, он ищет их сам, подобно Иисусу Христу.
Методы сыщика-священника
Интересны методы, которыми пользуется отец Браун. Многие исследователи, такие как И. Кашкин, А. Лебедев, сходятся во мнении, что главными методами отца Брауна являются интуиция и психология. Он старается прочувствовать эмоции преступника, вжиться в его шкуру, что позволяет ему понять мотивы преступления. То есть логика здесь явно стоит не во главе угла, хотя и без неё, конечно же, не обойтись. В отличие от, к примеру, Шерлока Холмса, отец Браун старается понять человека изнутри с его чувствами и переживаниями, а не, скажем так, снаружи, путём сопоставления улик.
Сам отец Браун так говорил об истоках своего метода в рассказе «Тайна отца Брауна»: «Я думал и думал, как человек доходит до такого состояния, пока не начинал чувствовать, что сам дошёл до него, не хватает последнего толчка. Это мне посоветовал один друг – хорошее духовное упражнение. Кажется, он его нашел у Льва Тринадцатого, которого я всегда почитал».
В значительной мере на Честертона повлиял его знакомый, священник Джон О’Коннор, который прекрасно разбирался в людях и мотивах их поступков. Это и есть основа метода отца Брауна. Откуда они взялись, говорится в рассказе «Сапфировый крест»: «Знаете, в жизни многому научишься, – закончил он, виновато почесывая за ухом. – Что ж нам, священникам, делать? Приходят, рассказывают…» и «Вы никогда не думали, что человек, который всё время слушает о грехах, должен хоть немного знать мирское зло?».
Почему же отец Браун говорит о «духовном упражнении»?
Дело в том, что подобный подход встречается в христианстве. Стоит привести рассказ митрополита Антония Сурожского (понятно, что православие и католицизм – разные вещи, но в данном случае это не является существенным). Он рассказывал о подвижнике, который считал себя и исповедующегося человека единым целым, а его грехи – своими грехами. Кается один, кается и другой. В этом ключ к успешному таинству исповеди.
Так и отец Браун, воспринимающий преступника как самого себя. Грехопадение злодея становится грехопадением самого отца Брауна. Священник оказывается связан с преступником. В рассказе «Странные шаги» отец Браун говорит: «Я поймал его», – сказал он, – поймал невидимым крючком на невидимой леске, такой длинной, что он может уйти на край света и всё же вернется, как только я потяну».
Отец Браун концентрируется даже не столько на самом преступлении, сколько на том, что к нему привело, на греховных страстях. Ведь преступление – лишь следствие. Кроме того, отец Браун старается показать необходимость покаяния не только преступника, а каждого, с кем встречается на своём пути. При этом он не допускает морализаторства, которое может отпугнуть человека, но не помочь ему.
Итог
Постигая греховную сущность человека, отец Браун проникает в сущность рода людского в целом. Цель в жизни – помощь людям, которые стоят на грани. Метод – исповедь самого себя. Находя в себе те же самые страсти, помыслы, которые толкают людей на преступление, отец Браун раскрывает даже самые трудные и запутанные случаи. Это опасное «духовное упражнение», и отец Браун оказывается успешен лишь потому, что сам кается в тех грехах, которые мог бы совершить. Вникая в свою собственную греховную сущность, отец Браун лучше понимает других людей. Осознавая своё несовершенство, он приближается к главной библейской заповеди: «Возлюби ближнего как самого себя».
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!
Больше фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед"