Найти тему

Ася Демишкевич - Под рекой

Отец Киры — переселенец из затопленной деревни, на месте которой возникло Красноярское водохранилище. Единственное, о чем он с интересом говорит с дочерью, — это о своем утраченном доме и о могилах предков, оставшихся под водой.


Кира вырастает, уезжает из дома и меняет город за городом, нигде не находя себе места. После смерти отца она возвращается, чтобы помочь сестре разобрать его вещи, и сталкивается со страшной находкой. Кира пытается понять, что делать с этим разрушающим знанием, и разобраться, есть ли в ней самой та тьма, которая была в ее отце.


У книги есть две аннотации - вот эта беззубая, с сайта издательства, и та, с которой книгу рекламировали в некоторых телеграм-каналах. В нормальной аннотации из телеги приводится спойлер; автор в принципе быстро раскрывает его в тексте. В отзыве я буду говорить о тексте с упоминанием спойлера? а заключается он в том, что отец Киры - маньяк.


Итак, всё начинается со звонка старшей сестры, Яны, - она говорит Кире, что отец умер и просит приехать на похороны. У Киры же аэрофобия, на самолёте она не прилетит, а поезд едет несколько дней; приезжает она через день после похорон. У девушки изначально не было никакого желания ехать в родной Дивногорск: с отцом у неё были отвратительные отношения, она его ненавидит и презирает даже после смерти, и не понимает, как мать и сестра могут его прощать.


Дело в том, что её отец был буквально отмороженным. Он убивал животных, жестоко избивал жену и дочерей, издевался над ними психологически. У него была нездоровая фиксация на родной земле и посёлке, который затопили при строительстве Красноярской ГЭС. Сказалось и самоубийство матери, которая отказалась переезжать в выданное в Дивногорске жильё и повесилась.


В конце концов жена с ним развелась, но только после того, как Кира в разгар одной из ссор изрезала себе руки и пригрозила, что покончит с собой. После этого отец переехал в другую квартиру. Но отношения ни с ним, ни с матерью, ни с сестрой у Киры так и не восстановились.


После приезда Кира хочет сходить с Яной разобрать вещи в отцовской комнате в коммуналке (квартиру он со временем отдал старшей). Но в последний момент Яне пришлось выйти на работу, и Кира поехала одна. В шкафу она находит блокнот со стихами отца - они жестокие и грязные, в них он описывает, как убивал девушек. Сначала Кира сомневается, но постепенно приходит к выводу, что отец на самом деле был маньяком и находит доказательства. Но страшнее всего то, что она в себе замечает ту же тьму, что была в отце, и боится, что станет его копией. Тем более, что он её выделял и называл "папиной дочкой".


Основной целью моего чтения было сравнить
Под рекой с Детьми в гараже моего папы. Мне показалось, что эта книга немного жёстче и к тому же без всяких аллюзий к актуальным событиям.


Кира узнала, что её отец - маньяк, в сознательном возрасте, и, в отличие от Егора, практически не думала, как же так и как он мог быть способен на такое - учитывая семейное прошлое и жизнь с отцом, она довольно быстро поняла, что это более чем возможно. При этом нельзя сказать, что этот факт её не шокировал - очень даже.


Мать и сестра тоже ведут себя не так, как в книге Максимовой, но нельзя сказать, что разница большая. На сестру он однажды напал в парке вечером - не узнал её в темноте; а как только узнал, то выпустил и сбежал. Но она увидела преступника. Долгое время Яна никак не давала понять, что знает об убийствах отца, но когда захотела иметь собственную квартиру пришла к нему и потребовала отдать ей жильё - иначе она пойдёт в полицию. Естественно, он отдал ей квартиру. Когда Кира рассказала сестре обо всём, что узнала, Яна ещё пыталась ей доказать, что он каждый день страдал и мучился, понимая, что сделал. Кира не поверила.


Мать тоже не винит отца. Да, он убил её любимого кота, ну с кем не бывает. Он был своеобразным человеком и его нужно понять. Киру расстраивает тот факт, что мать и сестра как будто не помнят ничего плохого о нём и не хотят видеть, каким чудовищем он был.


В романе Максимовой Егор очень боялся, что станет таким же, как отец, но по факту ничем на него не походил. Кира же прекрасно понимает, что ей по наследству досталась отцовская агрессия. У неё было несколько отношений, в которых именно она первой поднимала руку на партнёров, когда у них и в мыслях никакого рукоприкладства не было. Она пыталась что-то с этим сделать - ложилась в психитрическую больницу, ходила к психотерапевту. Но в конце концов решила просто держаться от людей на расстоянии и ни с кем не сближаться. Она много лет прожила в одиночестве, но в конце концов завела себе таксу Фарго, а после того, как узнала о преступлениях отца, всё-таки примирилась с собой и поняла, что, пусть она и унаследовала агрессию, ей не обязательно превращаться в отцовскую копию.


Если у Егора отца арестовали сразу, то здесь отца Киры никто даже не подозревал. Когда девушка всё поняла, она захотела пойти в полицию, но перед этим поговорила с матерью и сестрой о том, что хочет это сделать. Отреагировали они предсказуемо плохо и сказали, что делать этого не нужно. Кира всё равно сделала, и в результате с родными она больше не общалась - они этого не хотели.


Что интересно: Демишкевич вообще не поднимает вопрос, который не давал покоя Максимовой - виноват ли ребёнок маньяка перед жертвами? На него есть крохотный намёк: одна из жертв - бывшая подруга Киры, она даже ходила на вечер её памяти/распродажу её картин. Кире жалко девушку, неловко, стыдно перед её ребёнком и матерью, но она не думает, признаться ли, что знает, кто убил подругу и где её тело (и другие) скорее всего находится. Но мысль о том, что она должна всю жизнь положить на искупление, на то, чтобы связаться с семьями жертв и попросить у них прощение, ей даже в голову не пришла.


Прозвучит цинично, но это мне понравилось. Во-первых, ещё в романе Максимовой было понятно, что семьям жертв извинения ребёнка убийцы нафиг не упали. Во-вторых, я и тогда не считала, что Егор должен извиняться и что-то делать. В-третьих, в
Детях я не дополучила последствий отцовских преступлений конкретно для его ребёнка, Демишкевич же написала об этом очень подробно.


Для себя я выделила в романе два минуса. Первый - автор постоянно прыгала во времени, показывая то современность, то прошлое. Всегда было понятно, когда происходят события, но мне не нравилось, что воспоминания всплывали в самые драматичные моменты настоящего времени. К тому моменту, когда заканчивался длиннющий флэшбек, я забывала о том, что собиралась делать Кира и эмоциональный накал полностью исчезал.


Второй минус - навязчивые метафоры погружения под воду как знакомство с тьмой, которая жила в отце и в ней; воды и жизни под ней как кошмара. Они повторяются постоянно, так же стабильно упоминается затопленный посёлок - как средоточие всего зла в жизни Киры. После живописной главы с затоплением всего Дивногорска при каждом последующем упоминании воды, водохранилища и Енисея моей единственной реакцией было "да поняла уже" (на самом деле сразу после того как сопоставила аннотацию, первые страницы книги и её название).


Ещё надо сказать, что в книге очень много Дивногорска, горы, Енисея, водохранилища - короче, природы родного края героини. И описаны они все очень красиво и живописно. Но эти разговоры о природе настолько не моё, что меня они, скорее, утомляли. Но это чистая вкусовщина, поэтому к минусам романа я описания не отношу, они ему объективно нужны.


В целом книга мне не то чтобы прям понравилась, скорее, просто зацепила. Но интересовала она меня исключительно в связке с
Детьми в гараже. Не уверена, что взяла бы её, если бы не читала ту.