Крестовые походы почти всегда просматриваются через призму военных действия и политических разногласий и наши знания на этом кончаются. Про уклад и обыденную рутину рыцарей мало кто говорит. Быт и семья тоже присутствовали жизни крестоносцев. Сегодня рассмотрим, чем же занимались рыцари в свободное от военных походов время, каким они были людьми, когда снимали свои доспехи.
Путешествие крестоносца в Святую землю несли масштабные перемены в его жизни, в его взаимоотношениях с семьей и в его повседневном образе жизни. Для семьи крестовые походы были настоящим испытанием, что означало раздельное существование семьи и ослабление семейных уз, установившихся на Западе.
Семейные отношения являлись настоящей "Стеной" для кампании, и женщины часто выступали против нее и использовали все средства, чтобы их мужья или любовники не надевали доспехи и остались дома. Умберто Романо писал, что неохотное желание некоторых рыцарей принимать участие в кампании было вызвано их привязанностью к своим супругам и семьям““ «...Sunt autem octo retractiva Christianorum a bello Saracenorum... nimia affeetio erga suos...” (Humbert Romanus. Opus tripartitum Mansi J.-D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Venetia. 1903. Т. XXIV, cap. IX).”
Альберт Аахенский писал, что в коллективе рыцарей часто были и процветали легкомысленные контакты:
«недозволенные и развратные связи. . . по легкомыслию крестоносцы. . . неумеренно предавались наслаждениям с женщинами и мальчиками...».
Солдаты-крестоносцы часто находились в окружении конкубин и женщин: Богохульство, разврат, супружеская измена и другие преступления захлестнули армию. Аахенский писал, что даже священники были запятнаны грехом.
Церковь испробовала другие средства, чтобы усмирить непристойно настроенных солдат, армия регулярно проводила общие литургии, религиозные процессии, коллективные исповеди и проводила жестокие публичные казни, чтобы воспитать все рыцарство, епископ Эймар отметил гражданские беспорядки в войсках и призвала к коллективному покаянию и очищению всех, кто находился в лагере. Женщины были изгнаны из армии, и солдаты собирались молиться, поститься и каяться, чтобы умилостивить Бога. [Baldrici Dolensis Historia... cap. XVIII. P. 197. Occ. Т.III.].
Роберт Монах рассказывает о трехдневной литургии, во время которой крестоносец ходит в церковь “со смиренным и чистым сердцем” и «вознося Богу молитвы о милосердии» [Roberti Monachi Historia Hierosolymitana, cap. VIII P.287 // RHC Occ. T.III]. Картина разврата сменилась картиной жестокого наказания, и крестовые походы превратились из греха в покаяние.
Крестоносцы не всегда сражались. В мирное время они готовились к войне, ездили верхом, заказывали оружие. Иногда они чинили оружия в кузнеце и изготавливал доспехи. В замке они составляли необходимые запасы.
Распорядок дня: Просыпаться на рассвете, отправляться на охоту по приказу вассала. Это очень важное занятие, позволяющее обучать самих рыцарей и одевать лошадей. Кроме того, охота позволяет пополнить запасы на кухне замка. После охоты рыцари могли устроить пир для сторонников своих вассалов. Где все хорошо отдыхали и могли напиться.
Одно из главных увлечений средневековой знати и простолюдинов, и солдаты крестоносцев и поселенцы из племен крестоносцев не были исключением, были настольные игры. Им нравились шахматы, кости, нарды и военные игры (логические игры для двух игроков), и, согласно Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести.
Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными.
Во время осады Антиохии между 1097 и 1098 годами двое крестоносцев - мужчина и женщина - играли в нарды, и турецкая армия использовала их для внезапного нападения, взяв двух пленных, а отрубленную шею незадачливого игрока выбросили за стены в лагерь крестоносцев.
Однако азартные игры считались небогоугодным делом, особенно во время Священной войны. Генрих II, король Англии, запретил солдатам-крестоносцам сквернословить, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (сам он в крестовых походах не участвовал) (он также запретил женщинам участвовать в крестовых походах, за исключением прачек). Его сын, король Ричард Львиное Сердце, также считал, что азартные игры помешают успеху экспедиции, и ввел строгое правило, согласно которому проигрывать более 20 шиллинга в день не разрешалось.
Однако это не касалось короля, и простолюдин должен был получать специальное разрешение на проведение азартных игр. Правила, ограничивающие азартные игры, были также установлены для членов ордена тамплиеров и ордена госпитальеров. Тамплиеры могли играть в мельницу только ради развлечения, а не ради денег. Госпитальеры строго запрещали играть в нарды "даже на Рождество" (некоторые использовали праздник как повод сделать перерыв).