Найти тему

"76 дней в плену у моря". О мужестве жить.

Sunset after a Storm on the Coast of Sicily. Andreas Achenbach
Sunset after a Storm on the Coast of Sicily. Andreas Achenbach

Представьте: Вы выжили в кораблекрушении и в одиночестве дрейфуете на резиновом плоту. Солнце палит, опреснители один за другим выходят из строя, в отчаянных попытках заколоть рыбу или птицу ломаются самодельные гарпуны, днище плота стирают акулы и крупные рыбы. По пояс в соленой воде, изнывая от усталости и язв, вы круглосуточно пытаетесь удержать плот на плаву. Вам нечем привлечь изредка проходящие мимо корабли, Вы обессилили и не видите никаких шансов на спасение. Представьте, что эта пытка длится два с половиной месяца. Какой человек способен вынести это?

В 1982 г. профессиональному яхтсмену Стивену Каллахэну пришлось пройти такое испытание, итогом которого стала им же написанная книга - "В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря".

При этом, не стоит говорить, что Стивен спасся чудом - это было бы несправедливым упрощением. На счастливую развязку повлияло многое: отличное здоровье (в том числе, психологическое), спортивная форма (альпинист, яхтсмен), потрясающе высокий уровень готовности к крушению (Стивен тщательно изучал аналогичный опыт и соответствующим образом подготовил снаряжение и плот):

"Что помогло выжить Робертсонам, Бэйли и Пуну Лиму? Опыт, подготовка, снаряжение и — везение. Что касается первых трех пунктов, то здесь у меня все в порядке. Дополнительное мое преимущество: с самого начала я могу воспользоваться их опытом."

А еще погода, течение и тысяча других факторов. И, конечно, везение, действительно, тоже сыграло свою роль - например, в конечном счете плот прибило течением к острову, где Стивена заметили рыбаки.

Книга хороша тем, что в ней с разных сторон раскрывается личность Стивена, это не просто отважная героическая эпопея, история полна отчаяния:

"Эта неотступная, пронзительная жажда приковывает мой взгляд к неспешно ползущей стрелке часов. Провожая каждую прошедшую минуту, я томлюсь в ожидании следующего глотка."
"В голове кружатся наполненные разными сортами мороженого вафельные стаканчики, украшенные сверху шоколадными трюфелями. Голод — это злое наваждение, от которого нет спасения. Это он насылает на меня все эти видения, усугубляющие мои муки."
"От скудной пищи мышцы мои начинают атрофироваться и все кости выпирают наружу. Но хуже того — страшная душевная пустота. В этом пелагическом мире я чужак, не умеющий жить по его законам, и вот я совершил убийство одного из его граждан. Меня, как и эту рыбу, тоже может настигнуть внезапная смерть, и тут не будет ничего удивительного."

В книге поднимаются вопросы веры и силы человеческого духа. Психологам также могут быть интересны записи об усиливающейся с каждым днем дрейфа диссоциации.

Искренне рекомендую всем к чтению.

Напоследок, вставлю один из любимых моментов:

На сорок шестой (!) день дрейфа Стивен, среди прочего, делает следующую запись:

"Я рад свежему ветру. По крайней мере мы больше не стоим на месте. Я так ослабел, что уже неделю тому назад забросил йогу."

Но Стивен, конечно, не успокаивается, и чуть позднее мы видим:

"10 апреля, день шестьдесят пятый. ... После долгой битвы с пробоиной в нижней камере я так и не смог оправиться от физического изнурения, но сегодня вечером чувствую некоторый прилив сил. Впервые после недельного перерыва я снова возвращаюсь к своему комплексу гимнастики йогов."

Удивительный человек.

P.S.

"Что я вынес из этого плавания? Окрепла моя вера в безразличие морской стихии, в относительность понятий добра и зла и всех человеческих ценностей, в равенство всех творений Божьих и в собственную мою незначительность. Но я также понял, что достижение поставленных целей само по себе еще не дает удовлетворения — для этого необходимо поделиться с другими людьми."
"Эта катастрофа вызвала у меня чувство утраты и надолго поселила страх в моей душе, но я решил не поддаваться страху и извлек для себя полезный урок. Каждый человек может считать удачей, если ему за всю жизнь только однажды выпадет серьезное испытание. Когда на меня нападает отчаяние, когда я чувствую себя одиноким и заброшенным, я утешаюсь молчаливым присутствием других людей, которым пришлось претерпеть большие страдания и которые сумели их пережить."

Цитаты по книге: Стивен Каллахэн. "В дрейфе": Гидрометеоиздат; Ленинград; 1990.

-----

Психолог Мотькин Роман. Запись на консультацию: https://taplink.cc/talkingcure