В клинском доме Чайковского сохранились две иконы в драгоценных серебряных окладах. Это "Святой апостол Петр" в кабинете-гостиной и "Богоматерь Казанская" - в спальне. В учетной документации музея содержатся весьма скудные сведения об истории их появления у композитора. Попытка провести атрибуцию мемориальных икон была сделана под руководством П. Е. Вайдман. Результаты этой работы опубликованы в музейном альманахе "П. И. Чайковский. Забытое и новое", в статье "Иконы братьев Чайковских в клинском доме".
При атрибуции использовались прежде всего данные экспертиз, проведенных в 1964 году в московской Инспекции пробирного надзора и в1999 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, а также сведения, полученные из документов семейного архива Чайковских, научной литературы, изучения клейм, имеющихся на окладах. Все это позволило достаточно точно установить время и место их изготовления.
На серебряных окладах обеих икон стоит проба 84ᵒ, которая была обязательной для всех изделий из серебра, начиная с 1798 года. Это означает, что оклады были изготовлены позднее.
Более старая и ценная из них - Казанская икона Божией матери, имеет вятское происхождение, что неудивительно: в Вятском крае, в Кунгуре, служил дед Петра Ильича П. Ф. Чайковский. То, что оклад, и, наверное, сама икона, были изготовлены именно в Вятке, подтверждает и клеймо на окладе: рука, держащая лук со стрелой. Такое клеймо встречается на вятских серебряных изделиях, начиная с XVIII века и до 1835 года.
На окладе есть, кроме клейма пробы, еще два клейма: мастера Романа Юрасова, работавшего в Вятке с 1802 и по 1828 год, с датой изготовления оклада "1806", и клеймо-именинник неизвестного автора с инициалами "А. М." в прямоугольнике. Можно предположить, что оно принадлежало Афанасию Макарову, который работал в Вятке с 1786 по 1802 год.
Из книги М. И. Чайковского узнаем, что Казанская икона Божией матери была завещана будущему композитору или подарена при его крещении Надеждой Тимофеевной Вальцевой, которая, была, согласно записи в свидетельстве о рождении Петра Ильича, его крестной матерью. В семье ее называли тетушкой. Она приходилась отцу композитора, Илье Петровичу Чайковскому, двоюродной сестрой по линии матери. Модест Ильич, рассказывая о самом раннем детстве Петра Ильича, то есть о середине и второй половине 1840-х годов, упоминает и о Надежде Тимофеевне, которую на старости лет семья Чайковских приютила у себя: "Хозяева относились к ней с большим уважением, а остальные домочадцы даже со страхом. Особенно сурово обращалась она с француженкой [...] Причиной тому была ревность к двум старшим мальчикам, из которых Петинька был наследником ее единственно ценной вещи - образа Казанской Божьей матери в серебряной оправе", которым, по словам Модеста Ильича, композитор очень дорожил.
Поражает нарядность оклада иконы. Её создает пластическая игра рельефов: чеканная пластина с вырезами для живописных ликов Богоматери и младенца Христа заполнена струящимися драпировками и складками одежды. Полноправной частью драгоценного украшения иконы является рама с изобразительными мотивами в виде прочеканенных вазонов и гирлянд, которая закрывает поля иконы. Дополнением к декору риз и венцов служат полудрагоценные камни: аметист, берилл, два сердолика и две розочки стразов.
Вторая икона - "Святой Апостол Петр" - имеет другое происхождение. Клеймо на ее серебряном окладе - два перекрещенных якоря со скипетром между ними - свидетельствует о том, что он был изготовлен в Петербурге. Подобные клейма встречаются на петербургских изделиях из серебра с 1818 по 1864 год. Оклад имеет также клеймо пробирного мастера, работавшего в Петербурге с 1832 по 1850 год, - Дмитрия Ильича Тверского, с датой изготовления оклада - "1841" и клеймо-именинник мастера Дмитрия Андреева.
В музейном инвентаре специального учета отмечено, что икона была подарена Петру Ильичу родителями, когда мальчику исполнился один год. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в январе 1841 года отец композитора ездил по делам службы в Петербург. Известно также, что в Петербурге среди родственников Чайковских по материнской линии были священнослужители, и можно предположить, что именная икона была заказана ими в одном из соборов северной столицы.
Серебряная пластина оклада полностью покрывает живопись иконы, оставляя только прорези для лика, рук и ступней ног Святого Апостола Петра. Многоплановые барельефные изображения чеканного фонда делают его похожим на живопись: мы видим небо с кудрявыми облаками, а в нижней части на заднем плане - ландшафт с деревьями и архитектурным сюжетом. Риза - часть оклада, закрывающая одежду Святого, - покрыта прочеканенным растительным орнаментом. Вокруг головы - непременный компонент окладов: накладной лучеобразный венец с сиянием по краю. Композицию завершает рама по периметру оклада, которая благодаря плотности орнамента не нуждается в дополнительной внутренней границе.
Г. Белонович